В окружающей нас действительности нет ничего такого, что не могло бы стать предметом внеклассной работы. Одной из форм работы классного руководителя является музейная педагогика. Работа учителя в области музейной педагогики позволяет оптимально использовать образовательный потенциал музея для того, чтобы сформировать у школьника личное, эмоциональное отношение к историческим фактам и приблизить школу к предметному миру прошлого.
Мы познакомим вас с работой классного руководителя в области
музейно-экскурсионной педагогики, которая стала стержнем, соединяющим школу и музей. Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в школьном курсе, поэтому, на наш взгляд, включение музея в единое образовательно-воспитательное пространство необходимо.
Цели, которые мы ставим при этом виде деятельности следующие:
- Воспитание любви и уважения к прошлому своей страны.
- Расширение исторического кругозора.
- Выработка активной патриотической позиции.
- Воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры.
Знакомство с историей и культурой родного города и страны начинается уже с первых дней пребывания ребёнка в школе. С этой целью в 1и 2 классах начальной школы мы ввели интегрированный курс “Окружающий мир и москвоведение”, а в 3-4 – “Окружающий мир и история”.
Для того чтобы работа классного руководителя в области музейной педагогики была интересна, эффективна, успешна, приносила видимые результаты, мы выбрали направления, по которым работаем:
- культурологическое
- гражданско-патриотическое
- художественно-эстетическое
- краеведческое
Работа по данным направлениям идет в каждом классе во время обучения в начальной школе и продолжается в среднем звене.
1) Культурологическое и краеведческое
- экскурсия по территории Кремля и Красной площади;
- обзорная экскурсия по Москве с интерактивной игрой “Посвящение в москвичи”;
- экскурсия в Политехнический музей с участием в них детей: “Как учили в старой школе”;
- экскурсия в музей Истории Москвы;
- экскурсия в музей археологии;
- экскурсии на киностудии “Союзмультфильм”, “Мосфильм”;
- посещение усадеб на территории Москвы (Царицыно, Коломенское, Кусково);
- посещение музея Крестьянского быта в Горках Ленинских.
Благодаря этим экскурсиям и лекциям в музеях учащиеся знакомятся с историей и культурой родного города.
2) Гражданско-патриотическое.
- экскурсия на мемориальный комплекс на Поклонной горе;
- экскурсия в Музей Обороны Москвы;
- экскурсия в Центральный Музей Вооруженных сил;
- экскурсия в музей “Бородинская панорама”;
- экскурсия в музей Истории Москвы (“Москва в 1941” );
- экскурсия в музей “Рубежи славы” в Снегирях.
Работая в этом направлении, посещая музеи и экскурсии, легче формировать у учащихся нравственно-патриотические качества личности.
3) Художественно-эстетическое.
- экскурсия в Третьяковскую галерею;
- экскурсия в музей Гармоники.
Знакомство с народными промыслами и производствами Москвы и Московской области:
- экскурсии на кондитерскую фабрику “Красный Октябрь”, на комбинат кондитерских и хлебобулочных изделий, на фабрику елочных игрушек в Клин, в Гжель, Жостово, ООО “Братина”.
В целях развития интереса к чтению посещаем музей сказок “Жили-были”, дом-музей К.И.Чуковского, пушкинские места в Москве по теме “Сказки Пушкина”.
Экологическому воспитанию способствуют лекции в музеях: Дарвиновский, Зоологический, музей-театр “Ледниковый период”. Интересны и познавательны для учащихся экскурсии по теме “Сады и парки Москвы”, “Лето круглый год” – тепличное хозяйство в совхозе “Московский”, поездки на страусиную ферму, в Приокско-Террасный заповедник. Посещение Театра Кошек и Московского Дельфинария вызывают у учащихся много положительных эмоций. В 4 классе учащиеся выезжают на московскую городскую станцию юных туристов.
Традиционными для учащихся начальной школы стали многодневные экскурсии в такие города как Кострома, Великий Устюг, Санкт-Петербург.
На наш взгляд, возможность современной музейной педагогики позволяют сдвинуть музей с позиции пассивного информатория, оптимально использовать его образовательный потенциал для того, чтобы сформировать у ребёнка личное, эмоциональное отношения к историческим фактам. Также формы и методы музейной педагогики способны обогатить арсенал современного школьного педагога и приблизить школу к предметному миру прошлого.
В нашей школе такая работа начинается с первого класса. Учителя среднего звена продолжают это направление в работе. Детям необходимо соотносить пройденный на уроке материал с тем, что они могут увидеть своими глазами в музее. С учётом этого классные руководители разрабатывают программу посещения исторических мест.
В пятом классе учащиеся начали изучение мировой культуры. Поэтому мы решили организовать целый цикл лекций в музее Изобразительного искусства ( история Египта, Греции, Рима ).
Литературные экскурсии преследовали те же цели. Знакомство с Пушкиным началось в детстве, продолжилось в стенах музея А.С.Пушкина на Пречистинке: интерактивная игра по сказкам Пушкина. А побывав в Захарово, насладились атмосферой усадьбы, где прошло детство поэта. О Пушкине дети услышали и на обзорной экскурсии в Третьяковской галерее. В усадьбе Большие Вязёмы. Знакомство с историей родного края мы продолжили на владимирской и суздальской землях. Побывали в монастырях Владимира, послушали колокольный звон в Суздале, полюбовались красотой храма Покрова на Нерли. Знания о событиях войны 1812 года пополнили на экскурсии в Бородинской панораме.
В шестом классе продолжилось наше знакомство с родным краем. Город Переславль-Залесский. Плещеево озеро, Ботик Петра, обзорная экскурсия по городу, затем экскурсия в музеи Чайников, Утюгов, экспозиция которых познакомила ребят с русским бытом .
В этом же учебном году ребята побывали и в Историческом музее, посетили сокровищницу Алмазного фонда.
Интересным и познавательным для учащихся седьмого класса стало посещение Александровской слободы, где все пропитано духом эпохи Иван Грозного. Ребята продолжили знакомство и с традициями русского народа, поучаствовав в интерактивной игре “Сватовство в крестьянском доме”.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что любая внеурочная работа оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, учителя и родителей, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей.