Цели:
- повторение и обобщение знаний, полученных при изучении темы;
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.
- развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере, работы с электронными таблицами.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, проектор, песочные часы или секундомер.
План урока:
- Организация начала занятия (старт).
- Проверка выполнения домашнего задания (1 конкурс).
- Обобщение и систематизация знаний (2, 3, 4, 5 конкурсы).
- Контроль и самопроверка знаний (6 конкурс).
- Подведение итогов (финиш).
Ход урока
Старт. Здравствуйте дорогие участники и гости нашего небольшого мероприятия. Наш урок-соревнование сегодня проходит в виде игры "Инфо-СТАРТЫ" и посвящен теме "Моделирование и формализация". На стартовых дорожках две команды: __________ и __________. Уважаемые гости просим Вас исполнить роль жюри. Если перед началом конкурса система оценки не будет оговорена, конкурс будем оценивать по пятибалльной шкале.
Каждый этап урока сопровождается иллюстрацией на слайдах <Приложение1>.
Первый конкурс "Обязательная программа" - проверка домашнего задания: участники стартов подготовили:
- эмблему команды, выполненную в графическом редакторе и описать ее значение в текстовом редакторе;
- приветствие соперников и членов жюри - в произвольной форме.
Каждый этап оценивается отдельно (максимально за первый конкурс команда может набрать 10 баллов).
Второй конкурс "100 Мбайт с препятствиями"
Каждой команде в течение минуты я задаю вопросы, за правильный ответ 1 балл, если ответа нет, говорите "дальше", чем быстрее вы будете отвечать, тем больше очков вы сможете набрать. Кто из команд начнет первым решит жребий.
Вопросы для 1 команды:
- Процесс построения моделей называется: (моделированием)
- Можно ли разные объекты описать одной моделью? (Да)
- Модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени, называются: (статические информационные модели)
- Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется : (формализацией).
- Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется: (таблицей)
- Назовите программу, с помощью которой можно создавать описательные модели. (текстовый редактор)
- Схема электрической цепи является материальной или информационной моделью? (информационной)
- Что является материальной моделью Земли? (глобус)
- Какие пары объектов не находятся в отношении "объект - модель": "компьютер - его фотография" или "компьютер - его процессор"? (компьютер - его процессор)
- Как называются модели, в которых объекты распределены по уровням, каждый элемент более высокого уровня может состоять из нескольких элементов нижнего уровня, но не наоборот? (иерархические)
Вопросы для 2 команды:
- Новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса называется :. (моделью).
- Может ли один объект иметь несколько моделей? (Да)
- Модели, описывающие процессы изменения и развития систем, называются: (динамическими информационными моделями)
- Описание модели при помощи формального языка называется : (формализацией)
- Модели, объекты и свойства которых представлены виде списки, а их значения размещаются в ячейках таблицы, называются: (табличными).
- Назовите программу, с помощью которой можно создавать графические модели. (графический редактор)
- Анатомический муляж является материальной или информационной моделью? (материальной)
- Назовите инструмент для компьютерного моделирования. (компьютер)
- Какие пары объектов находятся в отношении "объект - модель": "компьютер - данные" или "компьютер - его функциональная схема"? (компьютер - его функциональная схема)
- Как называется граф , предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования между объектами? (деревом)
Третий конкурс "Информационный фристайл"
Перед вами на столе лежат всевозможные модели (заранее подготовьте куклу, игрушечную машину, самолет; статьи об автомобиле, компьютере, самолете, хорошем человеке; технические характеристики автомобиля и танка в виде таблицы; приметы человека в виде таблицы; различные рисунки и фотографии, так, чтобы среди них были модели человека и автомобиля). У меня в руках два конверта, где написаны названия объектов (в одном конверте лежит надпись "человек", в другом - "автомобиль"), для которых вам необходимо выбрать модели и записать к какому классу они относятся, например, объекту "самолет" соответствует модель "макет самолета" - она относиться к классу "материальные объекты". Каждый участник подходит к столу и берет только одну модель, возвращается на место, тогда идет следующий, первый тем временем классифицирует свою модель в бланке:
П/п № | Модель | Класс модели |
За каждую правильную модель 1 балл.
Четвертый конкурс "Фигурное рисование"
Цель конкурса совместными усилиями создать графическую модель ноутбука в раскрытом виде. Команды выстраиваются по росту перед доской (для каждой команды по половине доски и маркер или листу ватмана). Возле каждой части доски по емкости со свернутыми записками. Участники по очереди добегают до доски вытягивают наугад записку и рисуют то, что там написано.
Записки:
- "Монитор";
- "Клавиатура";
- "Тачпад";
- "Web-камера";
- "Кнопка питания";
- "Динамики";
- "Надпись "Ноутбук команды ___________ ".
Пятый конкурс "Гимнастика периферийных устройств". В конвертах лежат названия устройств. Требуется изобразить пантомимой устройство в момент работы, название, которого вы достанете из конверта. Число участников в пантомиме неограниченно. Команда соперников должна отгадать данное устройство.
В конвертах лежат листы со следующими названиями:
- мышь;
- принтер;
- сканер;
- графический планшет;
- колонки;
- модем.
Шестой конкурс "Excel-кёрлинг". В этом конкурсе вам предстоит большая работа по созданию и исследованию модели. Стартуют команды (включают программу <Приложение2>) по моему сигналу. Ваши задания лежат в этих конвертах. На финише у команд должен быть сохранен файл с исследованиями и обязательным выводом.
В конвертах лежат следующие задания:
1. Исследуйте преобразование графика функции y= 2(x+a)2+b при различных значениях a и b.
2. Исследуйте преобразование графика функции y= 3|x+a|+b при различных значениях a и b.
В программе участникам напоминают этапы создания и исследования компьютерной модели, а так же приводится пошаговая инструкция по выполнению задания.
Финиш. Итак, подведем итог наших Инфо-СТАРТОВ. Озвучиваются суммы набранных баллов за всю игру, называют победителей.