Урок "Слова с непроизносимыми согласными" в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: “Слова с непроизносимыми согласными”

Цель: “Познакомиться с правилом проверки написания слов с непроизносимой согласной”

Оборудование: Учебник “Русский язык”, 3 класс (автор Полякова А.В., 2006 год), карточки с текстом частушек на правописание слов с непроизносимой согласной, текст стихотворения “Обида” на правописание слов с непроизносимой согласной, кроссворд на словарные слова с непроизносимой согласной.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Учитель: а) На какое правило было домашнее задание? (Парная согласная в корне слова.); б) Были затруднения в выполнении домашнего задания?

3. Словарно-орфографическая работа

Учитель: начнем урок со словарной работы. Запишем под диктовку: лестничная, солнце, капустный, здравствуйте, праздничный.

Задание: Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные и орфограммы.

Учитель: Что заметили? Какое слово лишнее? Почему? Как можно сгруппировать слова? (по частям речи). Что общего в словах? (орфограммы; в словах букв больше, чем звуков).

Учитель: Опираясь на общий признак словарных слов постарайтесь сформулировать тему урока.

4. Определение детьми темы урока (ответы детей)

Учитель: Открывает тему, записанную на доске; сообщает цель урока.

5. Работа над темой

Учитель: Еще раз внимательно посмотрите на слова и назовите согласные звуки, которые не произносятся.

Ответы детей (Т, Д, Л, В) – открыть буквы.

Учитель: Если эти звуки не произносятся, какой возникает вопрос?

Ответы детей (надо их проверить).

Учитель: Все согласны?

6. Формирование правила учащимися.

Учитель: Можно ли проверить написание слов с непроизносимой согласной? Давайте сформулируем правило.

(Ответы детей).

Учитель: Мы с вами составили правило – теперь проверим его по учебнику. Откройте учебник на странице 36. чтение правила по учебнику.

Учитель: Мы правильно составили правило?

(Ответы детей).

Учитель: Послушайте стихотворение:

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
                        В. Волина.

Учитель: Запишите следующие слова с проверкой. Грустный – грусть, здравствуйте – здоровье, окрестный – крест, местная – место.

Учитель: Как мы проверили слова с непроизносимой согласной? (Ответы детей, все согласны?). Что заметили? Какие буквы являются проверкой непроизносимых согласных? (Гласные, мягкий знак) и когда согласные четко слышатся.

Учитель: Еще раз посмотрите на слова и скажите, в какой части слова находится непроизносимая согласная? (Ответы детей). Все согласны?

Задание: Выделите корень в записанных словах.

7. Физкультминутка

8. Продолжение работы

Частушки. Выполняется задание по рядам.

Задание: На слух определить слова с непроверяемой согласной и проверить.

1 ряд:

Почему, как человечек,
Весь в мурашках огуречик?
Хоть на солнце он лежит,
Отчего же он дрожит?

2 ряд:

В синих шариках, ура,
Бабушкина слива!
Буду жить теперь под ней,
Я теперь счастливый!

3 ряд:

День рожденья – день чудесный,
Радостный, веселый.
Мы желаем на “отлично”
Всем учиться в школе!

9. Продолжение работы по проверке слов с непроизносимой согласной

Учитель: А поможет нам кроссворд.

Задание: Записать слова из кроссворда. а) Сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска (лестница); б) Способность переживать, ощущать, любить (чувство); в) День торжества, игр, развлечений (праздник) – от старорусского слова праздь – нерабочий день.

Задание: Запишите слова в тетрадь, подберите проверочные слова. В чем затруднения? (Ответы детей). Какой можно сделать вывод? (эти слова не проверяются, они словарные.

Учитель: Все согласны?

10. Физкультминутка

11. Продолжение работы

Задание по рядам: Записать слова с проверкой, подчеркнуть непроверяемые согласные, выделить корень.

1 ряд: Хрустнуть – хрустеть, хруст;
2 ряд: Сердце – сердечко, сердечный;
3 ряд: Свистнуть – свисток, свистеть.

Проверка классом. Согласны? Докажите. Какое слово лишнее? (сердце, т.к. это существительное).

12. Физкультминутка

Учитель: Задание усложняется:

К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика. Напишите их парами. Вставьте непроизносимые согласные. Среди слов правого столбика найдите лишнее. Подчеркните его.

Правдивый – радос…ный;
Веселый – горес…ный;
Унылый – чес…ный.

13. Работа с текстом стихотворения “Обида”.

Задание: Подчеркните непроверяемые согласные в словах.

До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце, будто в праздник, так горит!
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Но стоит прекрасная корова –
Смотрят грустные ее глаза.
Значит, ей пастух суровый
Здравствуйте” сегодня не сказал.

Проверка выполненного задания.

Учитель: Прочитайте пословицу, объясните смысл:

Сердце матери греет лучше солнца.

Задание: Найдите и подчеркните непроизносимые согласные в корне слова.

Проверка: Согласны. Докажите (Дети подбирают проверочные слова).

Учитель: О ком или о чем говорится в предложении? Найдите слово, которое будет делать действие (синтаксический разбор).

Вывод: Как проверить слова с непроизносимой согласной? (Ответы детей – проверить, запомнить).

14. Домашнее задание

Записать пять своих слов с проверкой на непроизносимые согласные в корне слова.