Тема: “Слова с непроизносимыми согласными”
Цель: “Познакомиться с правилом проверки написания слов с непроизносимой согласной”
Оборудование: Учебник “Русский язык”, 3 класс (автор Полякова А.В., 2006 год), карточки с текстом частушек на правописание слов с непроизносимой согласной, текст стихотворения “Обида” на правописание слов с непроизносимой согласной, кроссворд на словарные слова с непроизносимой согласной.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Учитель: а) На какое правило было домашнее задание? (Парная согласная в корне слова.); б) Были затруднения в выполнении домашнего задания?
3. Словарно-орфографическая работа
Учитель: начнем урок со словарной работы. Запишем под диктовку: лестничная, солнце, капустный, здравствуйте, праздничный.
Задание: Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные и орфограммы.
Учитель: Что заметили? Какое слово лишнее? Почему? Как можно сгруппировать слова? (по частям речи). Что общего в словах? (орфограммы; в словах букв больше, чем звуков).
Учитель: Опираясь на общий признак словарных слов постарайтесь сформулировать тему урока.
4. Определение детьми темы урока (ответы детей)
Учитель: Открывает тему, записанную на доске; сообщает цель урока.
5. Работа над темой
Учитель: Еще раз внимательно посмотрите на слова и назовите согласные звуки, которые не произносятся.
Ответы детей (Т, Д, Л, В) – открыть буквы.
Учитель: Если эти звуки не произносятся, какой возникает вопрос?
Ответы детей (надо их проверить).
Учитель: Все согласны?
6. Формирование правила учащимися.
Учитель: Можно ли проверить написание слов с непроизносимой согласной? Давайте сформулируем правило.
(Ответы детей).
Учитель: Мы с вами составили правило – теперь проверим его по учебнику. Откройте учебник на странице 36. чтение правила по учебнику.
Учитель: Мы правильно составили правило?
(Ответы детей).
Учитель: Послушайте стихотворение:
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
В. Волина.
Учитель: Запишите следующие слова с проверкой. Грустный – грусть, здравствуйте – здоровье, окрестный – крест, местная – место.
Учитель: Как мы проверили слова с непроизносимой согласной? (Ответы детей, все согласны?). Что заметили? Какие буквы являются проверкой непроизносимых согласных? (Гласные, мягкий знак) и когда согласные четко слышатся.
Учитель: Еще раз посмотрите на слова и скажите, в какой части слова находится непроизносимая согласная? (Ответы детей). Все согласны?
Задание: Выделите корень в записанных словах.
7. Физкультминутка
8. Продолжение работы
Частушки. Выполняется задание по рядам.
Задание: На слух определить слова с непроверяемой согласной и проверить.
1 ряд:
Почему, как человечек,
Весь в мурашках огуречик?
Хоть на солнце он лежит,
Отчего же он дрожит?
2 ряд:
В синих шариках, ура,
Бабушкина слива!
Буду жить теперь под ней,
Я теперь счастливый!
3 ряд:
День рожденья – день чудесный,
Радостный, веселый.
Мы желаем на “отлично”
Всем учиться в школе!
9. Продолжение работы по проверке слов с непроизносимой согласной
Учитель: А поможет нам кроссворд.
Задание: Записать слова из кроссворда. а) Сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска (лестница); б) Способность переживать, ощущать, любить (чувство); в) День торжества, игр, развлечений (праздник) – от старорусского слова праздь – нерабочий день.
Задание: Запишите слова в тетрадь, подберите проверочные слова. В чем затруднения? (Ответы детей). Какой можно сделать вывод? (эти слова не проверяются, они словарные.
Учитель: Все согласны?
10. Физкультминутка
11. Продолжение работы
Задание по рядам: Записать слова с проверкой, подчеркнуть непроверяемые согласные, выделить корень.
1 ряд: Хрустнуть – хрустеть, хруст;
2 ряд: Сердце – сердечко, сердечный;
3 ряд: Свистнуть – свисток, свистеть.
Проверка классом. Согласны? Докажите. Какое слово лишнее? (сердце, т.к. это существительное).
12. Физкультминутка
Учитель: Задание усложняется:
К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика. Напишите их парами. Вставьте непроизносимые согласные. Среди слов правого столбика найдите лишнее. Подчеркните его.
Правдивый – радос…ный;
Веселый – горес…ный;
Унылый – чес…ный.
13. Работа с текстом стихотворения “Обида”.
Задание: Подчеркните непроверяемые согласные в словах.
До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце, будто в праздник, так горит!
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Но стоит прекрасная корова –
Смотрят грустные ее глаза.
Значит, ей пастух суровый
“Здравствуйте” сегодня не сказал.
Проверка выполненного задания.
Учитель: Прочитайте пословицу, объясните смысл:
Сердце матери греет лучше солнца.
Задание: Найдите и подчеркните непроизносимые согласные в корне слова.
Проверка: Согласны. Докажите (Дети подбирают проверочные слова).
Учитель: О ком или о чем говорится в предложении? Найдите слово, которое будет делать действие (синтаксический разбор).
Вывод: Как проверить слова с непроизносимой согласной? (Ответы детей – проверить, запомнить).
14. Домашнее задание
Записать пять своих слов с проверкой на непроизносимые согласные в корне слова.