Чем легче учителю учить, тем труднее
ученикам учится. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик. (Лев Толстой) |
Сегодня психолого-педагогическая наука убедительно доказала: для того, чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызывать положительное отношение к тому, что мы хотим в нем воспитать. А то или иное отношение всегда формируется в деятельности, через сложнейший механизм взаимоотношений. Многие серьезные проблемы воспитания и обучения возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми.
Воздействовать на личность ребенка педагог сможет только в том случае, если сам станет составной частью детского коллектива, если в отношениях педагога и детей главным регулятором будет великое чувство общности воспитателя и ребенка- чувство “МЫ”.
Современная эпоха научно- технической революции в значительной мере изменила и усложнила роль педагога в школе. Он теперь является не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, ведет развивающее обучение детей.
Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью.
В психолого-педагогической литературе в этом смысле говорят о коммуникативных способностях учителя, важных для осуществления плодотворной педагогической деятельности.
Конечно, способность к общению с детьми должна основываться на твердом фундаменте любви к детям- на том, что в науке суховато называется профессионально- педагогической направленностью личности учителя. В.А. Сухомлинский хорошо понимал это. Он не раз говорил о том, что научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но по самой природе своей педагогический труд – повседневное общение с детьми- углубляет любовь к человеку, веру в него. Но оказывается, что эта любовь должна быть помножена на знание законов педагогического общения. Ибо именно взаимоотношения с ребенком движут во многом процесс обучения и воспитания.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский считал, что отношения и общение воспитателей с воспитанниками оказывают решающее влияние на процесс их нравственного воспитания.
Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук и методики учебно- воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними.
Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения. Для многих педагогов очевидна истина: отношение к учителю дети часто переносят на предмет, который он преподает. Это многократно доказано психолого-педагогическими исследованиями. В педагогическом процессе взаимоотношения первичны, на них строится многосоставная пирамида обучения и воспитания, ими питается, через них идет постоянное восхождение педагога к детям, они делают ребенка сотворцом собственной личности.
В процессе обучения, как известно, решается три основные задачи: обучающая, воспитывающая, развивающая. Как же здесь “работает” общение?
При решении обучающей задачи общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися; формировать положительную мотивацию обучения; создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных раздумий.
При решении, воспитывающих задач с помощью общения налаживаются воспитательные и педагогические отношения, психологический контакт между педагогом и детьми, что во многом способствует успешности учебной деятельности, формируется познавательная направленность личности; преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в ученическом коллективе.
При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:
- преодолеваются социально- психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения( скованность, стеснительность, неуверенность и т. п.)
- создаются возможности для выявления и учета индивидуально- типологических особенностей учащихся;
- осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность т.п.)
Таков диапазон педагогического общения в системе процесса обучения.
Структура общения
Профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, соответствующую общей логике педагогического процесса.
Если исходить из того, что педагогический процесс имеет следующие стадии: замысел, воплощение замысла, анализ и оценка, то можно выделить соответствующие им этапы профессионально-педагогического общения:
- моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку (прогностический этап)
- организация непосредственного общения с классом (начальный период общения)
- управление общением в педагогическом процессе.
- анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность.
Все эти этапы образуют общую структуру процесса профессионально-педагогического общения.
Коммуникативное обеспечение урока
Проанализируем работу на уроке. Мы объясняем новый материал. Вольно или невольно речевыми средствами “укрупняем” какие-то положения, интонационно “уярчаем” их, пытаемся создать определенное настроение и т. п. Это и есть коммуникативное обеспечение учебной деятельности, о котором идет речь. Что дает это обеспечение? Опыт исследования показывает, что значительно расширяется диапазон эмоционального воздействия на личность, а значит, расширяется зона учебно-воспитательного влияния материала. Далее, оптимизируется деятельность и учащихся и педагога за счет активного “включения” эмоционально- коммуникативных механизмов. Наконец, коммуникативное обеспечение учебной деятельности создает обстановку доверительности и психологического комфорта, которые так важны в общении с детьми. Коммуникативная необеспеченность учебного процесса, конкретного метода, снижает его эффективность.
Общение играет значимую роль и при решении собственно дидактических задач педагогической деятельности. Форма обучения требует совершенно конкретных способов непосредственного взаимодействия педагога и обучаемых. Допустим, что сегодня педагог в качестве ведущего метода обучения на уроке избирает беседу, которая, как известно, предполагает совершенно определенный уровень взаимодействия педагога и обучающихся. Но для того, чтобы беседа состоялась и осуществлялась плодотворно, этот метод обучения надо подкрепить и соответствующей системой общения, которая создавала бы в классе атмосферу, способствующую обмену мнениями.
Если опереться на опыты А.А.Леонтьева, то для реализации дидактических задач важны такие коммуникативные компоненты деятельности, как мотивы, проблемная ситуация и т. п.
Активизация обучения зависит не только от собственно дидактических и методических резервов, но и от социально- психологических. Ибо создание верного социально- психологического климата на уроке положительно сказывается на реализации методов обучения. Мотивация обучения, во многом, опосредуется верно организованной ситуацией общения.
Исследования А. А. Леонтьева дают возможность установить взаимосвязь логики дидактической и логики социально- психологической. Нарушение и не учет последней ведут к снижению продуктивности учебной деятельности.
Следовательно, в структуре процесса обучения можно выделить две подсистемы: дидактическую (содержательную) и коммуникативную (формообразующую).
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ | |
Дидактическая подсистема | Коммуникативная подсистема |
Естественно, что такое разделение возможно только в абстракции, в действительности эти две подсистемы представляют собой единое целое. Дидактическая (содержательная) подсистема реализуется непосредственно через коммуникативную( формообразующую), хотя последняя не всегда учитывается педагогом.
Дидактические компоненты как бы погружены в коммуникативную подсистему. Но поскольку последняя часто рассматривается как обычная, само собой разумеющаяся область общения людей, главное внимание естественно сосредотачивается на дидактических аспектах процесса обучения. Считается, что достаточно знать науку, материал, методы обучения, овладеть ими для того, чтобы деятельность стала эффективной. Но в процессе обучения коммуникативная подсистема (общение) выступает не просто как общечеловеческая категория, а несет профессионально- значимую нагрузку.
Изучение опыта работы начинающих учителей, специально проведенные исследования дают возможность говорить о том, что нередко на этапе взаимодействия педагога с классом возникают некие “психологические барьеры”, которые мешают общению, “тормозят” его, и, следовательно, отрицательно сказываются на общем ходе урока, самочувствии педагога и детей. Вот некоторые, наиболее типичные из них:
- “барьер” несовпадения установок;
- “барьер” боязни класса характерен для начинающих учителей;
- “барьер” отсутствия контакта;
- “барьер” сужения функций общения;
- “барьер” негативной установки на класс;
- “барьер” прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником;
- “барьер” боязни педагогических ошибок;
- “барьер” подражания.
Психологические “барьеры” в общении возникают незаметно, и первое время могут не осознаваться учителем. Зато школьники воспринимают их сразу. Но если “барьер” укрепляется, то и сам педагог начинает чувствовать дискомфорт, тревогу, нервозность. Это состояние становится устойчивым, мешает плодотворному контакту с детьми и, в конечном счете, сказывается на характере педагога – формируется так называемый неверный “педагогический характер”.
Верно найденная и реализованная на уроке система общения, как правило, активизирует детей, вызывает стремление принять деятельное участие в учебном процессе.
Итак, мы постепенно подошли к небольшому, но важному, выводу, что педагогически правильные взаимоотношения между педагогом и учащимися – это не отношения начальника и подчиненного; это не отношения, построенные на авторитарном принципе, а именно взаимоотношения между равными личностями, направленные на развитие и ученика, и педагога. И от того, как в дальнейшем будут складываться эти взаимоотношения, зависит невероятно многое. Поэтому нам просто необходимо учиться правильно общаться, тогда “победа” будет за нами.
У С.Л.Соловейчика есть прекрасная мысль: воспитание ребенка- это процесс формирования у него представления о себе самом. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
Под стилем общения мы понимаем индивидуально- типологические особенности социально- психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:
- Особенности коммуникативных возможностей учителя;
- Сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
- Творческая индивидуальность педагога;
- Особенности ученического коллектива.
Установлены наиболее распространенные стили педагогического общения. Пожалуй, самым плодотворным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью (что и есть сотрудничество). На основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но и в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.
Достаточно продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение – важнейший регулятор общения вообще, а делового педагогического общения особенно. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Увлеченность общим делом- источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.
Довольно распространенным является общение-дистанция. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений.
Превращение “дистанционного показателя ” в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности.
Не менее отрицательную роль в работе с детьми играет общение- устрашение и общение- заигрывание. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения- дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и “въесться” в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.
Итак, для формирования педагогически правильных взаимоотношений между педагогом и учащимися важно следующее:
- познание воспитуемых, обстановка доверительности и психологического комфорта;
- для решения дидактических задач важны такие коммуникативные компоненты деятельности, как мотивы, проблемные ситуации;
- нарушение и не учет взаимосвязи логики дидактической и логики социально- психологической ведет к снижению продуктивности учебной деятельности.
И, конечно, любовь к детям – это тот твердый фундамент, на котором должно основываться общение с детьми, это непременное профессиональное качество педагога, которому невозможно научиться ни в одном учебном заведении, ни по каким книгам.
На основе вышеизложенного и собственных наблюдений, хочу особо подчеркнуть важность в процессе общения личности учителя. Педагогические навыки и приемы приходят с опытом. Педагог, самоактуализирующаяся, самореализующаяся личность, способен увлечь учащихся учебным процессом, когда не будут решаться за счет детей личностные проблемы.
Литература:
- Кондратьева С. В. Учитель- ученик, М., 1984
- Грехнев В. С. Культура педагогического общения, М. 1990
- Зденек Хелус. Понимаете ли вы ученика? , М., 1987
- Учитель / статьи, документы, педагогический поиск/, ред. Брудный Д., М., 1991
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении, М., 1987