Взаимные превращения жидкостей и газов. Влажность воздуха

Разделы: Физика


Цели:

Дидактическая:

  • в результате урока учащиеся должны:
  • знать о процессах взаимного превращения жидкостей и газов, их названия и определения; характеристики влажности воздуха;
  • уметь определять влажность воздуха по показаниям психрометра и психрометрической таблице.

Развивающая:

  • развивать познавательную деятельность учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок сообщения новых знаний. Деловая игра: на роль учителей назначены двое учащихся.

Метод урока: учебная лекция с элементами беседы.

МПС.
Биолсгия: экология атмосферы.

ВПС.
МКТ: зависимость давления насыщенного пара от температуры.
Оснащение урока – учебник [1], задачник [3], карточки для повторения пройденного материала.

Литература:

[1].Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев.-12-е изд.-М.: Просвещение, 2004.

[2]. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений./ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев.-12-е изд.-М.: Просвещение, 2004.

[3]. Сборник задач по физике для 9-10 кл./ А.П.Рымкевич.-М.: Просвещение, 1987.

[4]. Тепловое и механическое оборудование предприятий торговли и общественного питания: Учебник для нач. проф. образования / М.И. Ботов, В.Д. Елхина, О.О. Голованов. - М. :Издательский центр “Академия”, 2003.

[5]. Охрана труда в торговле и общественном питании: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш. шк., 1990.

Ход урока

№ п/п Элементы урока. Деятельность преподавателя. Деятельность учащегося. Время
1 Организационный момент. Отмечает отсутствующих учащихся в журнале и проверяет готовность учащихся к уроку. Рапорт дежурного об отсутствующих учащихся и готовности группы к уроку  
2 Проверка знаний:- устный опрос по теме:

“Основы МКТ” и “Уравнение состояния идеального газа”.

Показывает карточку и спрашивает, что выражает эта формула. отвечают на вопросы, производят взаимопроверку.  
3 Актуализация познавательной деятельности. Сообщает новую тему урока, стимулирует познавательную, деятельность учащихся. Слушают, записывают.  
4 Изучение нового материала.

- Взаимные превращения жидкостей и газов.

- Влажность воздуха

Объясняет материал, формулирует основные понятия и определения. Слушают, участвуют в беседе, записывают основные понятия и определения.  
5 Закрепление нового материала.

- определить относительную влажность воздуха по показаниям сухого и влажного термометров и психрометрической таблице.

- письменно ответить на вопросы.

Задаёт вопросы:

- что называют испарением?
- что называют конденсацией?
- что называют насыщенным паром?
- что называют относительной влажностью.
- решение задач.

Отвечают.  
 

6

Подведение итогов урока. Анализирует активность учащихся на уроке, Выставляет оценки. Сообщает тему следующего урока и предоставляет слово преподавателю. Слушают.  
7 Домашнее задание.

[1] § 72, 73, 74. Упр. 14 (7)

Задаёт и комментирует домашнее задание. Слушают, записывают.  

 Преподаватель Ткачева В. М.

Опорный конспект для роли учителя

Преподаватель. Здравствуйте. Садитесь. Сегодня проведут урок молодые учителя (практиканты). Называет ФИО учащихся, назначенных на роль учителей. Ваша активная работа на уроке поможет результативно провести урок.

Первый учитель. Достаньте конспекты, ручки. Дежурный – доложите об отсутствующих учащихся.

Второй учитель. Отмечает в журнале отсутствующих.

Первый учитель. Объявляет тему урока: “Взаимные превращения жидкостей и газов”.

Для лучшего усвоения новой темы вспомним некоторые формулы из пройденных тем: “Основы МКТ газа” и “Температура, и энергия теплового движения”. Показывает всему классу карточки (Приложение 4) с формулами. Что выражает эта формула? (Приложение 1)

Второй учитель – выставляет оценки за ответы и переходит к объяснению первого вопроса.

Для удобства конспектирования нового материала учитель раздает на каждый стол учащегося опорный конспект. (Приложение 2)

Рассмотрим вопрос: “Взаимные превращения жидкостей и газов”.

  1. Скажите, в каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
  2. Присутствие каких газов в воздухе вы можете назвать? (кислород, водород, . . ., пары воды).

Молекулы жидкости движутся беспорядочно. В какой то момент кинетическая энергия некоторых молекул может стать настолько большой, что они могут вылететь из жидкости. Это явление называют испарением.

(Зап) Испарение – это переход вещества из жидкого или твёрдого состояния в газообразное – пар.

Приведите примеры испарения жидкостей и твёрдых тел: вольфрамовая нить накала в лампочке, морозные узоры на стекле окна исчезают, сушка белья.

С повышением температуры интенсивность испарения жидкости увеличивается и, наконец, жидкость начинает кипеть. При кипении внутри жидкости образуются пузырьки пара, которые всплывают на поверхность

(Зап) Кипение – это переход жидкости в пар, происходящий с образованием в объёме жидкости пузырьков пара.

Первый учитель.

Если сосуд с водой плотно закрыть, то при неизменной температуре наступает момент, когда количество молекул вышедших из воды будет равно числу молекул вернувшихся обратно в жидкость. Т.е., наступит динамическое равновесие между жидкостью и паром.

(Зап). Насыщенным паром называют пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью. Давление насыщенного пара ро от объёма не зависит, а зависит только от температуры: ро = nkT.

При испарении и кипении часть молекул воды может вернуться снова в жидкость (называется процессом конденсации).

(Зап). Конденсация водяного пара – это переход водяного пара, содержащегося в воздухе, в жидкое состояние (капли). Приведите примеры конденсации газа, водяного пара: (на крышке кастрюли при кипении воды образуются капельки воды, дождь, роса, тёмный налёт на внутренней стороне лампочки накаливания, морозные узоры на стекле окна и др.).

Второй учитель. Перейдём к изучению второго вопроса.

Влажность воздуха. (Зап)

В воздухе практически всегда имеется некоторое количество водяного пара.

Содержание водяного пара в воздухе, т. е. его влажность, можно характеризовать несколькими величинами – это: парциальное давление водяного пара и относительная влажность воздуха.

(Зап) Парциальное давление водяного пара p. – это давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали.

(Зап) Относительной влажностью воздуха ? называют отношение парциального давления р водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению ро насыщенного пара при той же температуре, выраженное в процентах:

Первый учитель. Откройте учебники на стр. 205, задачник на стр. 166. Для измерения относительной влажности воздуха применяют психрометр (рисунок 1). Психрометр состоит из двух термометров. Резервуар одного из них остаётся сухим. Резервуар другого окружён полоской ткани, конец которой опущен в воду. По разности температур сухого и влажного термометров определяют влажность воздуха по специальной психрометрической таблице (Приложение 3). Вопросы есть?

Пример: найти относительную влажность воздуха, если показание сухого термометра tс = 30 оС, а показание влажного термометра tв = 26 оС.

Решение: t = tс – tв = 4 оС. По психрометрической таблице определим относительную влажность воздуха = 73 %. Объясняет как пользоваться психрометрической таблицей.

Второй учитель. Скажите, а какое значение имеет влажность воздуха для растительного мира, для животного мира. (Выступают учащиеся с докладами). Учитель выставляет оценки за доклады.

Первый учитель. Пока второй учитель ведёт опрос по докладам, первый учитель записывает данные задачи и формулы на доске).

После чтения докладов учащимися учитель предлагает учащимся решить задачу.

Зачитывает условие задачи. Прошу аккуратно записать данные задачи. (Ждёт, пока учащиеся запишут условие задачи). Решает, объясняя, задачу.

Задача. В комнате объёмом V = 120 м3 при t = 15 оС относительная влажность воздуха = 60 %.. Определить массу водяных паров в воздухе комнаты. Давление насыщенных паров po при t = 15 оС равно 12 мм рт. ст.. Малярная масса воды

M = 0,018 кг/моль.

Дано:

V = 120 м3

t = 15 оС

= 60 %

pо = 12 мм рт. ст.

M = 0,018 кг/моль
m = ?

СИ

+ 273 К

*133,3 Па

Решение.

; = >

= >

Ответ: 0,92 кг.

Второй учитель.

Какие вопросы по новому материалу у вас появились? Нет?
Для закрепления материала прошу ответить на вопросы?

(Пока второй учитель ведёт опрос по закреплению нового материала, первый учитель записывает данные задачи.

Задача. Определите влажность воздуха, если:

В–1
В–2
В–3
tс = 26 оС,
tс = 26 оС,
tс = 28 оС,
tв = 22 оС.
tв = 20 оС.
tв = 25 оС. )
Вариант №1 Дано:

tc = 26°C,
tв = 22°C

Найти:

Решение.

t = tс – tв = 26°C
22°C = 4°C
= 71%

Ответ: 71%

Вариант №2 Дано:

tc = 26°C,
tв = 20°C

Найти:

Решение.

t = tс – tв = 26°C
20°C = 6°C
= 58%

Ответ: 58%

Вариант №3 Дано:

tc = 28°C,
tв = 25°C

Найти:

Решение.

t = tс – tв = 28°C
25°C = 3°C
= 78%

Ответ: 78%

– что называют испарением?
– что называют конденсацией?
– что называют парциальным давлением?
– что называют относительной влажности воздуха?
первый учитель предлагает учащимся решить задачу, условие которой записано на доске, ходит и консультирует учащихся (индивидуально), затем меняет варианты задач для самостоятельного решения.

Оба учителя выставляют оценки за закрепление, общую оценку учащемуся за урок.

Первый учитель объявляет и мотивирует общую оценку.

Второй учитель оглашает задание на дом и предоставляет слово преподавателю.

Задание на дом:: §72, 73, 74. Упр. 14 (2, 4) – объяснить ответ задачи.

Упр.14 (7) – на “5”.

Преподаватель анализирует урок.