Цели и задачи:
- воспитание патриотизма, осознание того, что Россия богатая хлеборобная держава;
- прививать уважение к людям труда;
- воспитание бережного отношения к хлебу;
- прививать уважение и показать значимость профессии хлебороба.
Планируемые результаты:
Очень важно, чтобы ребята уяснили, что “Воля и труд человека дивные дива творят”, как важен труд тех, кто создает главное чудо на земле – хлеб и как важно бережное отношение к результатам труда землепашца.
Ход праздника.
Под музыку “Гимн хлеборобу!” (сл. В. Быкова, муз. А. Тумашева) дети входят в зал.
Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека – хлебе, о людях, чьи руки творят это чудо!
Ученик: Как пришел ты к людям, хлеб?
(Выбегают несколько Колосков, танцуют, а затем располагаются в сцены: часть ребят стоит на сцене, часть садится на край сцены, другие у сцены - эта группа символизирует сноп).
Первый колосок: Было это давным-давно. Так давно, что на свете еще не было ни бабушек, ни дедушек, даже прабабушек и прадедушек. Людям тогда жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду и, чтобы не умереть с голоду, бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. На это уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды…
На сцене появляется группа первобытных людей. Они устало бредут, понурив головы. Вдруг один человек, остановившийся у дерева, долго рассматривает траву, срывает и кладет в рот семена. На лице его появляется улыбка, он радостно кричит: “О-о-э!!!” - другие подбегают к нему, пробуют зерна и начинают радостно танцевать. Пританцовывая, они уносят в ладонях зернышко.
Ведущий: Чудо, какими вкусными показались эти семена людям! Ученые полагают, что это был дикорастущий ячмень (показывает колос ячменя).
Второй колосок: А я хочу подарить вам сказку. Но сказка эта не простая! Смотрите и слушайте. “Жили-были на свете Солнце, Земля и Труд. Жили, не тужили. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, Труд оберегал. Но вот откуда ни возьмись…” (Входит Безделица).
Безделица: Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю Труд. Вы его, ребята, не видели?
(Появляется Труд, в руках он несет зерно)
Труд: Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!
(Безделица набрасывается на него сзади, пытается отнять зернышко, они борются).
Безделица: Все равно я стану владычицей Земли! Не бывать по-твоему!
Труд: Владыкой мира будет труд!
Безделица: Ха! Давай позовем человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживать в тени…
Труд: Будь по-твоему! (Появляется человек). Вот тебе горсть зерен, сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость…
Безделица: А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать да понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем!
Человек: (кланяется Труду). Спасибо тебе, батюшка Труд, я тебя не подведу! (Звучит русская народная мелодия. Человек под музыку сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают всходы и водят хоровод, на головах детей короны с силуэтами всходов)
Безделица: Ну надо же! Труд верх берет! Эх, была не была! Позову-ка я Мороза, пусть заморозит всходы! Эй вы, Морозы лютые! Сюда! Сюда! На помощь! (Влетают Морозы – “Красный нос” и “Синий нос”, бегут по залу!)
Труд: Ребята! Беда может случиться Скорее в круг! Не отдадим! Не отдадим Морозам зеленые всходы хлеба! (Дети окружат всходы).
Морозы:
Я Мороз – Красный нос!
Я Мороз – Синий нос! Померяемся силой!
Если мы перетянем канаты – наши всходы.
= Игра в перетягивание каната. Дети выигрывают, т.к. их много. Морозы убегают.
Безделица: Ох, и бездельники эти Морозы! Ну да у меня еще ветры-суховеи про запас есть! Ветры! Ветры-суховеи! Отзовитесь! Появитесь! (Вбегают ветры). Ну, суши! Ну, губи!
Человек: Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро. Необходимо доставить сюда как можно больше влаги! Но ветры-суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь.
= Игра “Не пролей воду. На середине зала - миска с водой. Это – озеро. Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести ее в стакан, который стоит у всходов. Тоже делают суховеи, только они носят воду в обратную сторону. В чьем стакане окажется больше воды?
Всходы: Спасибо, ребята, напоили нас! Теперь бы Солнышко согрело нас.
Безделица: Я закрыла его тучами с градом.
Труд: Ребята, вы не знаете, как человек научился бороться с градом? (Ответы детей).
Как видишь, Безделица, и град можно победить.
Безделица: Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу, какая противная ваша сказка! И здесь мне не удалось повеселиться…
Труд и Человек :
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Третий Колосок: Хороша твоя сказка, братец Колосок! Но я хочу, чтобы ребята знали, что суховеи, бураны, засуха, бывают не только в сказках. Каждый, кто трудится на земле, выращивает хлеб, имеет с ними дело. Особенно страшны они на бескрайних полях нашего Зауралья.
= По возможности, встреча с тружениками полей. Рассказ о труде хлеборобов Зауралья.
4 А кл. 2009 год – встреча с Махаевым Н.К. директором с/х коллектива.
Ребята нашего класса были “Разведчиками пятидесятых годов”. Почему пятидесятых? В 1954 г. началось историческое освоение целинного края. Вот мы и реши разведать о том времени, как осваивали земли, давали стране хлеб.
Встреча с дедушкой Г. Кузьмина, который растил хлеб очень долго (1954 + 20).
Ведущий: Вот почему говорят:
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек,
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знает только солнышко, ветер да вода…
Четвертый Колосок: Да, это так. Поле не терпит бездельников. Я расскажу вам басню, а вы попробуйте придумать для нее название.
На пахоте два Плуга
Остановились друг напротив друга.
Один – старообразный, ржавый.
Другой сияющий и моложавый.
Плуг старый молодому говорит:
-Смотрю я, одного мы года
И одного завода,
Но у тебя блестящий вид,
А я, хоть и берег себя везде, -
Бывало, камешек на борозде,
И тот миную стороною, -
Совсем, совсем больной,
Едва скриплю, от немочи дрожа,
Нутро все съела ржа!
В тебе не видно изменения,
Как пух ворочаешь каменья!
В чем тут секрет?
Плуг моложавый произнес в ответ:
“Я камни обходить не знал заботы,
А блеск мой – это от работы”
Д. Ушаков.
(Проводится конкурс названий, затем Колосок сообщает, что басня самим автором названа “О пользе труда).
Пятый Колосок: Послушайте мою любимую песню “Золотой колосок” (сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова).
“…Хлебные зернышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда –
Это живая награда за труд”.
Ведущий: Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле – вдумайтесь! А теперь, друзья, давайте вместе с вами попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека? Почему это самая важная профессия в мире – растить хлеб?
(Появляется девочка в костюме конфетки. Напевает, приплясывая)
Сластена:
Я – Сластена,
Я – Сластена,
Очень сладкое люблю!
Мне не надо каш и макаронов,
Хлеба тоже не хочу!
Останавливается. Капризно надув губы, топает ногой.
Да, да, да! Хлеба – не хочу!
Хочу халвы! Хочу пирожных!
Хочу мороженого! Хочу конфет!
Я – Сластена! Я – Сластена!
Очень сладкое люблю!
Мне не надо каш и макаронов,
Хлеба тоже не хочу!
Хочу бананов, хочу ананасов, хочу апельсинов.
Хочу! Хочу! Хочу!
Подумаешь – хлеб!
(Появляется Робинзон Крузо)
Робинзон Крузо: Ах, девочка! Как ты ошибаешься! Сразу видно, что ты еще не читала книгу “Робинзон Крузо”. Это книга обо мне. Мой корабль потерпел кораблекрушение, и я оказался на необитаемом острове. Там было вдоволь дичи и тех самых бананов и ананасов, о которых ты мечтаешь. Но как я тосковал по хлебу! И как же я обрадовался, когда увидел, что из случайно оброненных мною зерен взошло несколько росточков ячменя.
Сластена: Почему?
Робинзон Крузо: Я и сам не знаю, почему люди не могут обходиться без хлеба.
Сластена: А вот я бы смогла!!!
Шестой Колосок: Может быть, кто-нибудь из вас тоже думает: “Ну подумаешь – хлеб! Да хоть бы мне его совсем не давали! Вот шоколад, мороженое – это другое дело!” Так? Так, да не так! Если бы провести такой опыт: кормить целый день человека одними сладостями. День – два он съедал бы много сладкого да еще посмеивался бы: “Вот как мне повезло!” Через 3 – 4 дня аппетит его поубавится, а через 5 – 6 дней он и смотреть не сможет на лакомства. Хлеб же люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Почему? Долго люди не могли ответить на этот вопрос.
Ведущий: Сегодня мы знаем, что в других продуктах содержится какое-нибудь главное вещество: белки, жиры, углеводы, витамины. А в хлебе есть все!
Ученик:
Хлеб… Наскучит ли он?
Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.
Седьмой Колосок: Я знаю, что ребята из 1 класса любят народную игру – хоровод “Каравай – каравай”. Приглашаем в круг!
(Первоклассники становятся в круг, играют).
Ведущий: Есть пословица в народе – “Хлеб на стол, и стол – престол”. Ну, а все же, как приходит к тебе этот хлеб на стол? (Ответы детей).
= Ребята нашего класса подсчитали, если каждый человек за один день не доест и выбросит 50 г хлеба, это составит 350 кг, т. е. около 300 буханок хлеба окажутся выброшенными.
Восьмой Колосок:
Хлеб – драгоценность! Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери!
Все Колоски:
Берегите хлеб, вы – люди,
Научитесь хлеб беречь!
Научитесь беречь труд хлебороба!
Ведущий: Спасибо вам, золотые Колоски. Вы рассказали нам так много интересного. Мы увидели, как непросто приходит хлеб к нам на стол. Недаром в народе говорят, что для того, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо 3 силы…
(Появляются Солнце и Земля!)
Земля: Я – Земля!
Солнце: Я – солнце! Но главная сила не в нас.
Ведущий: А в чем же, ребята?
Дети: В труде! В человеке! В хлеборобе!
(Ведется перекличка с мест).
1 ученик:
Посеяли хлеб хлеборобы весною.
Созрел он и встал золотою стеною.
И слышит страна: “За уборку пора!”
2 ученик: Для хлеба комбайны нужны, трактора!
Все: Дадим!
3 ученик:
Отвечают в цехах металлисты:
Для хлеба машины мы сделаем быстро!
Но нужен нам металл непременно…
Все: Дадим!
4 ученик:
Отвечают немедля мартены:
Нам только руду подавайте сюда!
5 ученик: Для хлеба с рудою спешат поезда.
6 ученик: Для хлеба проложены рельсы дорог
7 ученик: Для хлеба идее на гора уголек
8 ученик: Для хлеба плотины на реках встают.
9 ученик: И краны, и вышки до самого неба…
Все: Для хлеба, для хлеба, Для хлеба!
Ведущий: Когда за столом вы, ребята сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает…
1 ученик: Хлебороб!
2 ученик: Рабочий!
3 ученик: Нефтяник!
4 ученик: Строитель!
5 ученик: Шахтер!
6 ученик: Машинист!
7 ученик: Металлург!
Все: Народ!
1 ученик:
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
День и ночь гудят комбайны,
Хлеб идет со всей страны!
Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней!
Учитель: Ребята, мы живем с вами в большой, богатой, замечательной стране! Стране, в которой почетен и нужен каждый труд. Но каким уважением пользуется труд работников сел и деревень! Наш президент и правительство прилагают много усилий, чтобы расцветали наши села, чтобы строить дома, стадионы, клубы, чтобы дети учились в новых светлых школах, чтобы на полях гудели машины, и в закромах было много-много хлеба, хлеба нашей любимой Родины. Чтобы труд хлебороба был самым важным!
Звучит мелодия песни “Урожайная” (муз. А Филиппенко, сл. Т. Волгиной).
Четвероклассники пробегают по залу и вручают каждому первокласснику колосок.
В центр зала выходят Труд, Земля, Солнце, за ними ребята с макетами сельскохозяйственных машин. Группа мальчиков с помощью цветного шнура делает контур машины, куда садятся все, у кого в руках колоски. Урожай медленно движется по залу.
Заключение
В 4 классе А в 2008 – 2009 учебном году было проведено несколько мероприятий по профессиональному самоопределению школьников. Я сделала вывод, что это очень актуально, своевременно и интересно. В 2009 – 2013 годах я планирую продолжить данную работу. Запланированы экскурсии, встречи, поездки, беседы, праздники. Надеюсь на помощь и сотрудничество с родителями.
Список использованной литературы:
- Иванов С. Хлеб и снег. - М.: “Просвещение”, 1973. – 153 с.
- Лесков А. Юлькина пашня. - М.: “Просвещение”, 1997. – 94 с.
- Гладышева Л. Нива жизни Терентия Мальцева. - М.: “Советское Зауралье”, 1986. – 218 с.
- Алмазов Б. Наш хлеб. - М.: “Наука”, 1985. – 116 с.
- Романовский С. Родина. - М.; “Просвещение”, 1989. – 46 с.
- Устюжанин Г. Курганская область. – Курган, 1983. – 241 с.