Методическая разработка на тему "Слава хлебу и рукам, что его растили"

Разделы: Классное руководство


Цели и задачи:

  • воспитание патриотизма, осознание того, что Россия богатая хлеборобная держава;
  • прививать уважение к людям труда;
  • воспитание бережного отношения к хлебу;
  • прививать уважение и показать значимость профессии хлебороба.

Планируемые результаты:

Очень важно, чтобы ребята уяснили, что “Воля и труд человека дивные дива творят”, как важен труд тех, кто создает главное чудо на земле – хлеб и как важно бережное отношение к результатам труда землепашца.

Ход праздника.

Под музыку “Гимн хлеборобу!” (сл. В. Быкова, муз. А. Тумашева) дети входят в зал.

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека – хлебе, о людях, чьи руки творят это чудо!

Ученик: Как пришел ты к людям, хлеб?

(Выбегают несколько Колосков, танцуют, а затем располагаются в сцены: часть ребят стоит на сцене, часть садится на край сцены, другие у сцены - эта группа символизирует сноп).

Первый колосок: Было это давным-давно. Так давно, что на свете еще не было ни бабушек, ни дедушек, даже прабабушек и прадедушек. Людям тогда жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду и, чтобы не умереть с голоду, бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. На это уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды…

На сцене появляется группа первобытных людей. Они устало бредут, понурив головы. Вдруг один человек, остановившийся у дерева, долго рассматривает траву, срывает и кладет в рот семена. На лице его появляется улыбка, он радостно кричит: “О-о-э!!!” - другие подбегают к нему, пробуют зерна и начинают радостно танцевать. Пританцовывая, они уносят в ладонях зернышко.

Ведущий: Чудо, какими вкусными показались эти семена людям! Ученые полагают, что это был дикорастущий ячмень (показывает колос ячменя).

Второй колосок: А я хочу подарить вам сказку. Но сказка эта не простая! Смотрите и слушайте. “Жили-были на свете Солнце, Земля и Труд. Жили, не тужили. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, Труд оберегал. Но вот откуда ни возьмись…” (Входит Безделица).

Безделица: Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю Труд. Вы его, ребята, не видели?

(Появляется Труд, в руках он несет зерно)

Труд: Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!

(Безделица набрасывается на него сзади, пытается отнять зернышко, они борются).

Безделица: Все равно я стану владычицей Земли! Не бывать по-твоему!

Труд: Владыкой мира будет труд!

Безделица: Ха! Давай позовем человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживать в тени…

Труд: Будь по-твоему! (Появляется человек). Вот тебе горсть зерен, сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость…

Безделица: А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать да понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем!

Человек: (кланяется Труду). Спасибо тебе, батюшка Труд, я тебя не подведу! (Звучит русская народная мелодия. Человек под музыку сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают всходы и водят хоровод, на головах детей короны с силуэтами всходов)

Безделица: Ну надо же! Труд верх берет! Эх, была не была! Позову-ка я Мороза, пусть заморозит всходы! Эй вы, Морозы лютые! Сюда! Сюда! На помощь! (Влетают Морозы – “Красный нос” и “Синий нос”, бегут по залу!)

Труд: Ребята! Беда может случиться Скорее в круг! Не отдадим! Не отдадим Морозам зеленые всходы хлеба! (Дети окружат всходы).

Морозы:

Я Мороз – Красный нос!
Я Мороз – Синий нос! Померяемся силой!
Если мы перетянем канаты – наши всходы.

= Игра в перетягивание каната. Дети выигрывают, т.к. их много. Морозы убегают.

Безделица: Ох, и бездельники эти Морозы! Ну да у меня еще ветры-суховеи про запас есть! Ветры! Ветры-суховеи! Отзовитесь! Появитесь! (Вбегают ветры). Ну, суши! Ну, губи!

Человек: Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро. Необходимо доставить сюда как можно больше влаги! Но ветры-суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь.

= Игра “Не пролей воду. На середине зала - миска с водой. Это – озеро. Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести ее в стакан, который стоит у всходов. Тоже делают суховеи, только они носят воду в обратную сторону. В чьем стакане окажется больше воды?

Всходы: Спасибо, ребята, напоили нас! Теперь бы Солнышко согрело нас.

Безделица: Я закрыла его тучами с градом.

Труд: Ребята, вы не знаете, как человек научился бороться с градом? (Ответы детей).

Как видишь, Безделица, и град можно победить.

Безделица: Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу, какая противная ваша сказка! И здесь мне не удалось повеселиться…

Труд и Человек :

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!

Третий Колосок: Хороша твоя сказка, братец Колосок! Но я хочу, чтобы ребята знали, что суховеи, бураны, засуха, бывают не только в сказках. Каждый, кто трудится на земле, выращивает хлеб, имеет с ними дело. Особенно страшны они на бескрайних полях нашего Зауралья.

= По возможности, встреча с тружениками полей. Рассказ о труде хлеборобов Зауралья.

4 А кл. 2009 год – встреча с Махаевым Н.К. директором с/х коллектива.

Ребята нашего класса были “Разведчиками пятидесятых годов”. Почему пятидесятых? В 1954 г. началось историческое освоение целинного края. Вот мы и реши разведать о том времени, как осваивали земли, давали стране хлеб.

Встреча с дедушкой Г. Кузьмина, который растил хлеб очень долго (1954 + 20).

Ведущий: Вот почему говорят:

Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек,
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знает только солнышко, ветер да вода…

Четвертый Колосок: Да, это так. Поле не терпит бездельников. Я расскажу вам басню, а вы попробуйте придумать для нее название.

На пахоте два Плуга
Остановились друг напротив друга.
Один – старообразный, ржавый.
Другой сияющий и моложавый.
Плуг старый молодому говорит:
-Смотрю я, одного мы года
И одного завода,
Но у тебя блестящий вид,
А я, хоть и берег себя везде, -
Бывало, камешек на борозде,
И тот миную стороною, -
Совсем, совсем больной,
Едва скриплю, от немочи дрожа,
Нутро все съела ржа!
В тебе не видно изменения,
Как пух ворочаешь каменья!
В чем тут секрет?
Плуг моложавый произнес в ответ:
“Я камни обходить не знал заботы,
А блеск мой – это от работы”
Д. Ушаков.

(Проводится конкурс названий, затем Колосок сообщает, что басня самим автором названа “О пользе труда).

Пятый Колосок: Послушайте мою любимую песню “Золотой колосок” (сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова).

“…Хлебные зернышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда –
Это живая награда за труд”.

Ведущий: Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле – вдумайтесь! А теперь, друзья, давайте вместе с вами попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека? Почему это самая важная профессия в мире – растить хлеб?

(Появляется девочка в костюме конфетки. Напевает, приплясывая)

Сластена:

Я – Сластена,
Я – Сластена,
Очень сладкое люблю!
Мне не надо каш и макаронов,
Хлеба тоже не хочу!

Останавливается. Капризно надув губы, топает ногой.

Да, да, да! Хлеба – не хочу!
Хочу халвы! Хочу пирожных!
Хочу мороженого! Хочу конфет!
Я – Сластена! Я – Сластена!
Очень сладкое люблю!
Мне не надо каш и макаронов,
Хлеба тоже не хочу!
Хочу бананов, хочу ананасов, хочу апельсинов.
Хочу! Хочу! Хочу!
Подумаешь – хлеб!

(Появляется Робинзон Крузо)

Робинзон Крузо: Ах, девочка! Как ты ошибаешься! Сразу видно, что ты еще не читала книгу “Робинзон Крузо”. Это книга обо мне. Мой корабль потерпел кораблекрушение, и я оказался на необитаемом острове. Там было вдоволь дичи и тех самых бананов и ананасов, о которых ты мечтаешь. Но как я тосковал по хлебу! И как же я обрадовался, когда увидел, что из случайно оброненных мною зерен взошло несколько росточков ячменя.

Сластена: Почему?

Робинзон Крузо: Я и сам не знаю, почему люди не могут обходиться без хлеба.

Сластена: А вот я бы смогла!!!

Шестой Колосок: Может быть, кто-нибудь из вас тоже думает: “Ну подумаешь – хлеб! Да хоть бы мне его совсем не давали! Вот шоколад, мороженое – это другое дело!” Так? Так, да не так! Если бы провести такой опыт: кормить целый день человека одними сладостями. День – два он съедал бы много сладкого да еще посмеивался бы: “Вот как мне повезло!” Через 3 – 4 дня аппетит его поубавится, а через 5 – 6 дней он и смотреть не сможет на лакомства. Хлеб же люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Почему? Долго люди не могли ответить на этот вопрос.

Ведущий: Сегодня мы знаем, что в других продуктах содержится какое-нибудь главное вещество: белки, жиры, углеводы, витамины. А в хлебе есть все!

Ученик:

Хлеб… Наскучит ли он?
Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.

Седьмой Колосок: Я знаю, что ребята из 1 класса любят народную игру – хоровод “Каравай – каравай”. Приглашаем в круг!

(Первоклассники становятся в круг, играют).

Ведущий: Есть пословица в народе – “Хлеб на стол, и стол – престол”. Ну, а все же, как приходит к тебе этот хлеб на стол? (Ответы детей).

= Ребята нашего класса подсчитали, если каждый человек за один день не доест и выбросит 50 г хлеба, это составит 350 кг, т. е. около 300 буханок хлеба окажутся выброшенными.

Восьмой Колосок:

Хлеб – драгоценность! Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери!

Все Колоски:

Берегите хлеб, вы – люди,
Научитесь хлеб беречь!
Научитесь беречь труд хлебороба!

Ведущий: Спасибо вам, золотые Колоски. Вы рассказали нам так много интересного. Мы увидели, как непросто приходит хлеб к нам на стол. Недаром в народе говорят, что для того, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо 3 силы…

(Появляются Солнце и Земля!)

Земля: Я – Земля!

Солнце: Я – солнце! Но главная сила не в нас.

Ведущий: А в чем же, ребята?

Дети: В труде! В человеке! В хлеборобе!

(Ведется перекличка с мест).

1 ученик:

Посеяли хлеб хлеборобы весною.
Созрел он и встал золотою стеною.
И слышит страна: “За уборку пора!”

2 ученик: Для хлеба комбайны нужны, трактора!

Все: Дадим!

3 ученик:

Отвечают в цехах металлисты:
Для хлеба машины мы сделаем быстро!
Но нужен нам металл непременно…

Все: Дадим!

4 ученик:

Отвечают немедля мартены:
Нам только руду подавайте сюда!

5 ученик: Для хлеба с рудою спешат поезда.

6 ученик: Для хлеба проложены рельсы дорог

7 ученик: Для хлеба идее на гора уголек

8 ученик: Для хлеба плотины на реках встают.

9 ученик: И краны, и вышки до самого неба…

Все: Для хлеба, для хлеба, Для хлеба!

Ведущий: Когда за столом вы, ребята сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает…

1 ученик: Хлебороб!

2 ученик: Рабочий!

3 ученик: Нефтяник!

4 ученик: Строитель!

5 ученик: Шахтер!

6 ученик: Машинист!

7 ученик: Металлург!

Все: Народ!

1 ученик:

Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
День и ночь гудят комбайны,
Хлеб идет со всей страны!
Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней!

Учитель: Ребята, мы живем с вами в большой, богатой, замечательной стране! Стране, в которой почетен и нужен каждый труд. Но каким уважением пользуется труд работников сел и деревень! Наш президент и правительство прилагают много усилий, чтобы расцветали наши села, чтобы строить дома, стадионы, клубы, чтобы дети учились в новых светлых школах, чтобы на полях гудели машины, и в закромах было много-много хлеба, хлеба нашей любимой Родины. Чтобы труд хлебороба был самым важным!

Звучит мелодия песни “Урожайная” (муз. А Филиппенко, сл. Т. Волгиной).

Четвероклассники пробегают по залу и вручают каждому первокласснику колосок.

В центр зала выходят Труд, Земля, Солнце, за ними ребята с макетами сельскохозяйственных машин. Группа мальчиков с помощью цветного шнура делает контур машины, куда садятся все, у кого в руках колоски. Урожай медленно движется по залу.

Заключение

В 4 классе А в 2008 – 2009 учебном году было проведено несколько мероприятий по профессиональному самоопределению школьников. Я сделала вывод, что это очень актуально, своевременно и интересно. В 2009 – 2013 годах я планирую продолжить данную работу. Запланированы экскурсии, встречи, поездки, беседы, праздники. Надеюсь на помощь и сотрудничество с родителями.

Список использованной литературы:

  1. Иванов С. Хлеб и снег. - М.: “Просвещение”, 1973. – 153 с.
  2. Лесков А. Юлькина пашня. - М.: “Просвещение”, 1997. – 94 с.
  3. Гладышева Л. Нива жизни Терентия Мальцева. - М.: “Советское Зауралье”, 1986. – 218 с.
  4. Алмазов Б. Наш хлеб. - М.: “Наука”, 1985. – 116 с.
  5. Романовский С. Родина. - М.; “Просвещение”, 1989. – 46 с.
  6. Устюжанин Г. Курганская область. – Курган, 1983. – 241 с.

Приложение