Цели и задачи урока
- продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об атмосфере;
- разобрать с учащимися новые понятия и термины;
- познакомить учащихся с температурой воздуха, ее особенностями, изменением за различные промежутки времени, измерением и приборами, которыми оно производится;
- объяснять причины изменения температуры воздуха;
- научить учащихся выполнять практические задания по измерению температуры воздуха.
Учебно-наглядный комплекс
Термометр, календарь погоды, физические карты полушарий и России.
Формы проведения урока
Знакомство с новыми понятиями и определениями; беседа — формирование знаний о температуре воздуха, особенностях ее изменения и измерения; изучение термометра, его устройства и принципов работы; выполнение практических заданий и решение задач по измерению температуры воздуха — вычисление средних показателей и амплитуды.
Термины и понятия
Температура воздуха, амплитуда, средняя суточная температура; максимальная и минимальная температура.
Ход урока.
1.Орг. момент, проверка д/з
-Какую большую тему мы начали изучать?
-Что проходили на прошлом уроке?
-Чтобы вспомнить пройденный материал поиграем в игру “Что за цифра?”
(на слайде)
2000 км | толщина атмосферы |
78% | азот |
6oС | понижение t на каждый км |
21% | кислород |
1% | прочие газы |
10 – 18 км | толщина тропосферы |
50-55 км | верхняя граница стратосферы |
“Кодовое слово”
Атмосфера | воздушная оболочка Земли |
Воздух смесь газов | (азот, кислород, прочие газы) |
“кухня погоды” | тропосфера |
Озоновый слой | защитный слой (концентрация газа озона) |
Броня планеты | предохраняет от перегрева, переохлаждения, метеоритов |
Метеоролог | учёный, изучающий свойства атмосферы, погоду |
2. Изучение нового материала.
- Сегодня мы будем изучать новую тему, а чтобы её определить, послушайте рассказ.
1). Вступительное слово учителя.
*Девочка сидит в комнате и читает книгу. Ей прохладно. Но вот дверь открывается - и входит брат. Он возвратился с лыжной прогулки.
“У нас жарко”, - говорит он. Так как же в комнате: жарко или холодно? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо посмотреть на термометр. Он показывает 20 °С. Значит, в комнате вполне нормальная температура, и брату жарко потому, что он очень разгорячился, катаясь на лыжах.
- Скажите, о каком свойстве воздуха говорится в этом рассказе? Какое ключевое слово в этом рассказе?
-Записываем тему “Температура воздуха”
-Как вы думаете, главная цель нашего урока в чём будет заключаться?
-А теперь познакомьтесь с планом. Он нам подскажет, какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке.
-Закрепить полученные знания поможет нам практическая работа.
-Приступаем к решению первой задачи. Нам предстоит ответить на вопрос “Как нагревается воздух”.
Как нагревается воздух.
-Скажите, постоянна ли температура воздуха?
-От чего она зависит?
-Что является источником света и тепла на Земле?
* путём наблюдений установили, что воздух почти не нагревается от проходящих через него солнечных лучей, Он как стекло легко пропускает солнечные лучи. Солнечные лучи нагревают сначала поверхность суши или воды, а затем тепло от неё передаётся воздуху, если поверхность охлаждается, то от неё воздух начинает охлаждаться.
-Посмотрите на слайд и скажите, от чего зависит нагревание поверхности?
- Какая площадь на рисунке нагрета больше? Почему?
- Каков при этом угол падения солнечных лучей? (от угла падения солнечных лучей)
-Запишем логическую цепочку.
Высота солнца>нагрев земной поверхности>нагрев воздуха над ней
-Как вы думаете, а от чего зависит угол падения солнечных лучей?
-Посмотрите на слайды, прослушайте рассказ и сделайте вывод. (Вывод: угол падения солнечных лучей зависит от широты местности)
-Составьте вторую логичекую цепочку.
Широта местности> высота солнца >нагрев земной поверхности>нагрев воздуха над ней
-Скажите, когда вы купались жарким днём в реке, что вы чувствовали ногами, когда стояли на берегу?
-А когда зашли в воду?
-Почему это происходит? Как вы думаете?
-А купались ли вы ночью?
-Есть ли разница в ощущениях?
-Посмотрите на слайд и попробуйте сказать, как зависит нагревание воздуха от подстилающей поверхности.
-Запишем логическую цепочку. (слайд)
Характер подстилающей поверхности>нагрев земной поверхности>нагрев воздуха над ней
-Сделайте Вывод.
Нагревание земной поверхности и температура воздуха.
- Земная поверхность нагревается Солнцем, а от нее нагревается воздух.
- Земная поверхность нагревается по-разному:
1) в зависимости от разной высоты Солнца над горизонтом и
2) в зависимости от подстилающей поверхности. - Воздух над земной поверхностью имеет разную температуру.
Переходим ко второму пункту нашего плана
-С помощью чего измеряют температуру?
*Термометр изобретен очень давно. Состоит он из тонкой трубки, куда налита жидкость (спирт, ртуть). Действие термометра основано на свойстве жидкостей при нагревании расширяться, при охлаждении сжиматься (напомнить детям о внимательном и аккуратном обращении с ртутным термометром).
Рассказ, как правильно измерять температуру (рис 68, стр.107)
Практическая работа
-Перед вами бланки с заданием.
-Прочитайте 1 задание. (работа на бланках)
-Прочитайте 2а задание. Как вы думаете, почему самая низкая температура в 4 часа утра?
-Прочитайте 2б задание. Как вы думаете, почему самая высокая температура в 14 часов?
- Основываясь на своих наблюдениях, расскажите, как изменяется температура в течение суток.
-Отметьте точкой самую высокую отметку температуры, самую низкую.
-Сколько градусов составляет разница между ними? Вы нашли амплитуду суточного колебания температуры.
-Попробуйте дать определение “Амплитуда колебания температуры”
Работа с учебником рис.70 стр,110
-Температур в таблице много, а когда синоптики объявляют температуру, они же не говорят так много данных, а называют одну температуру? Тогда получается, что нам неточные сведения дают? Как же узнают температуру?
- Как вы думаете?
-Может надо высчитать среднюю температуру за сутки? Как вы считаете, можно ли узнать среднюю температуру?
-А вы знаете, как высчитывается среднее арифметическое? Так же высчитывается и средняя температура воздуха.
-Вот в прогнозе и говорят “Средняя температура воздуха” …
-Посчитайте среднюю суточную температуру.
Рассказ учителя, чередующийся с закрепляющими вопросами.
1) Изменение температуры воздуха с высотой.
В 1862 году два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков.
Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков.
Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно.
Выше облаков было еще холоднее - на высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось.
На высоте 8 км один из них почувствовал слабость и упал без памяти.
Обоим угрожала смерть. На высоте 11 км было -24 °С мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью и трава пестрела цветами.
Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, из последних сил дернул шнурок. Клапан открылся – шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.
Итак давайте подведём итог и сделаем выводы:
Причины, влияющие на изменение температуры воздуха таковы:
- Поскольку воздух, как стекло, сам почти не нагревается от проходящих сквозь него лучей солнца, а нагревается от поверхности суши или воды. Вот почему с подъемом вверх в тропосфере температура понижается.
- Поскольку вода, в отличие от суши, нагревается медленнее и медленнее отдает тепло, то и воздух над сушей, например, будет нагреваться быстрее и сильнее.
- Энергия Солнца, поступающая на Землю, называется солнечной радиацией. Часть солнечной радиации отражается земной поверхностью и теряется, однако большая ее часть поглощается земной поверхностью и превращается в тепло. Количество солнечной радиации напрямую связано с углом, под которым солнечные лучи поступают на землю. Чем больше угол падения, тем больше получает земная поверхность солнечной радиации, тем больше тепла, нагревающего воздух.
- Еще одна причина, способная изменить температуру воздуха, -это воздушные массы. Одни приносят холод, а другие тепло (подробнее мы поговорим об этом на последующих уроках).
3.Итог
-Давайте вернёмся к плану. Какая цель стояла перед нами?
-Какие задачи стояли перед нами? Мы можем ответить?
-Пригодятся ли вам эти знания?
-Зачем людям необходимы знания о температуре воздуха?
Справочно-информационный материал
Некоторые сведения о температуре
Максимальная среднегодовая температура (+34,4° С) зарегистрирована в 1960 г. в Данлоле (Эфиопия).
Минимальная среднегодовая температура (-57,8° С) зарегистрирована в 1958 г. на полюсе Недоступности (Антарктида).
Среднегодовая температура на Земле +14° С (в приземном слое).
Самое холодное постоянно обитаемое место на Земле (-68° С) — Оймякон (Россия).
Максимальные температуры
Место |
Температура |
Дата |
Эль-Азизия (Ливия) Долина Смерти (Калифорния, США) Маммот-Танк (Калифорния, США) Эйсмот (Калифорния, США) Уаргла (Алжир) |
+57,8 +56,7 +54,4 +54,4 +53,0 |
13.09.1922 10.07.1913 17.08.1885 17.08.1885 27.08.1884 |
Минимальные температуры
Место |
Температура |
Дата |
Станция “Восток” (Антарктида) “ “ “ Станция Советская (Антарктида) |
-89,4 -89,2 -88,3 -87,4 -86,7 |
18.08.1997 21.07.1983 24.08.1960 25.08.1958 09.08.1958 |