Методическая разработка урока письма. 2-й класс, система Занкова Л. В. Тема "Письмо Президенту"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Знакомство с жанром письма;
  2. Привлечение внимания детей к истории возникновения почты, конвертов;
  3. Развитие коммуникативной компетентности, культуры письменной речи, предоставление каждому ребёнку возможности творчески проявить себя, обращаясь к президенту в своём письме.

Учебные материалы: Компьютерная презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, изображения, карточки с опорными словами, орфографические словари, памятка для каждого обучающегося.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Введение в тему.

Учитель. Ребята, на сегодняшнем уроке развития речи нам предстоит совершить новые открытия, мы познакомимся с эпистолярным жанром. Кто-нибудь слышал о нём? - (Нет). Нам необходимо выяснить, что обозначает это красивое слово, узнать об истории возникновения, запомнить некоторые правила, надеюсь, нас ждёт интересная работа. Наши консультанты (группа ребят) будут объяснять смысл непонятных слов, знакомить нас с интересными историческими фактами. Заранее они получили задание поработать со словарями и энциклопедиями.

Тему урока вы сформулируете сами, чуть позже.

На доске карточка со словом ПОЧТА

Учитель. Традиционный занковский вопрос: “Что можете сказать?”

Дети. Наверное, наш разговор будет о почте.

Моя мама работает на почте.

Нам вчера пришло письмо.

Почтальон приносит нам газеты и журналы.

Эпистолярный жанр имеет отношение к почте?

Учитель. Одно слово, а как много можно сказать. Итак, речь на самом деле пойдёт о почте и не только. Скажите, а для чего нам необходимо знать историю почтового дела?

Ответы детей.

А сейчас, внимание на экран (презентация).

Прежде чем начать показ слайдов, следует сказать, что у самой почты, без которой не было бы всего остального, огромная история, предлагаю познакомиться с ней.

История почты.

Потребность в получении известий из других местностей и стран восходит к глубокой древности.

Содержание презентации (в презентации каждый слайд сопровождается иллюстрациями) - ее вы можете спрсоить у автора статьи

Слайд 1. Доисторические люди использовали для передачи важной информации голос, что способствовало появлению членораздельной речи. Однако устная передача вестей была несовершенна, так как человеческий голос слышен лишь на близком расстоянии. Для усиления передаваемого звука тысячелетия назад стали использовать полые стволы деревьев и позднее барабаны. С помощью условных ударных сигналов новости передавались от одного поселения к другому. Кроме того, человек использовал для передачи вестей огонь и дым.

Слайд 2. Следующим видом связи в истории человечества стали гонцы — вначале пешие, позднее конные. Иногда письменные сообщения пересылались с пешими и конными гонцами по принципу эстафеты.

Слайд 3. История почты тесно связана с историей письменности. С зарождением последней информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало почтовой связи.

Слайд 4. Древнеегипетская почта была основана преимущественно на использовании многочисленных пеших гонцов, благодаря которым фараоны могли без особых затруднений осуществлять контакты с удалёнными провинциями. Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.

Слайд 5. Для передачи особо спешных сообщений уже в древности посылали верховых гонцов - всадников на верблюдах и лошадях на суше, по морю — на кораблях.

Слайд 6. Позже для частной почты обычно пользовались услугами путешествующих друзей, что обуславливало длительное время доставки. Так, известен случай, когда некто Аугустин получил письмо через девять лет. Если же расстояние до адресата было не очень большое, римлянин посылал своего раба, который в день преодолевал пешком до 75 км.

Слайд 7. Уже в VII веке почтовые курьеры имели особые знаки отличия, чтобы их можно было распознать издалека. Им выдавались специальные таблички, своеобразные удостоверения, которые вешались вокруг шеи и через плечо с помощью жёлтых лент.

Слайд 8.

Летит карета средь полей!
Клубится пыль со всех сторон,
Трубит весёлый почтальон!
Рожок сверкает как огонь —
Труби погромче почтальон.
Трара-ра-ра! Скорей, скорей,
Летит карета средь полей!
Не торопитесь! Всё раздам —
Несите письма по домам,
И письма и пакеты
Посылки и газеты.

Слайд 9. В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. О своём приближении почтальон громко трубил в почтовый рожок. Новости доставлялись со скоростью 70 км в сутки — столько проезжал почтовый дилижанс.

Слайд 10. Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население.

Слайд 11. С изобретением телеграфа (1832), телефона (1876) и радио (1895) почтовая связь не утратила своей важной роли средства общения миллионов людей. В телеграфе почта нашла могущественное содействие и завершение.

Слайд 12. Но почта - это не только письма. Например, в XVII – XVIII вв. по почте пересылались в Россию грузы, которые мы назвали бы не почтовыми: в рогожных связках весом по 10 и более пудов посылали рыбу, бочки с икрой, с уксусом и вином. Еще почта возила из Астрахани в Петербург виноград, арбузы, дыни к царскому столу.

Учитель. Что захотелось сказать? Что удивило вас? О чём вы раньше не знали?

Давайте озаглавим презентацию, которую мы с вами посмотрели. (Ответы детей).

Итак, первую часть нашей работы мы назовём “История почты”.

Современный человек, пишущий письма и запечатывающий их в конверты, вряд ли задаёт себе вопрос, откуда взялся конверт и чему обязан он своим появлением на свет.

III. Говорит Интернет

История происхождения конверта.

Учитель. Наши консультанты поработали в кабинете информатики с Интернетом и подготовили рассказ о почтовых конвертах.

Сообщения детей.

1. Почтовый конверт — это сорочка письма - столь образное и точное определение дал почтовому конверту в своём Толковом словаре Владимир Даль.

Поначалу письмо обходилось без одежды. Древние новгородцы обменивались через гонцов берестяными грамотами, свернутыми текстом наружу. Для адреса и имени адресата места не оставалось, их писали на берестяном же ярлыке, привязанном слева к свертку ниткой. Пересылать берестяное письмо было неудобно, так как оно не было защищено от чужого любопытства. Поэтому давным-давно стали складывать письмо так, чтобы оно оказалось текстом внутрь, а место для адреса было снаружи. Слово “конверт” по-французски означает “оборачивать”, “повертывать”, то есть складывать письмо текстом внутрь.

2. В древнем Вавилоне люди писали клинописью на глиняных табличках. После обжига таблички с текстом письма, ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка - “письмо” и табличка – “конверт” не становились единым куском. “Конверт” разбивали и читали “письмо”. Так обеспечивалась тайна переписки в те далекие времена. До наших дней дошло два таких “письма”.

3. Позже люди писали письма на восковых табличках, которые складывали вместе и обвязывали шнурком. На шнурок ставилась печать отправителя. Римляне оттискивали ее на воске, а греки применяли для той же цели смесь глины и воска, называемую “мальтой”. Пчелиный воск стал главным материалом для печатей и в средние века. Цвет печати зависел от содержания письма: на свадебных приглашениях она была белой, на сообщениях трагического характера черной.

В некоторых странах, в том числе и в России, печати делали из свинца или благородных металлов – золота и серебра. Тонкий листочек металла сгибали пополам и на нем оттискивали штемпель. Такая печать висела на шелковой или льняной нитке.

А вот новый материал для печатей – сургуч пришел к нам с Востока. Мореплаватели в числе заморских диковинок привезли из Китая в Испанию сургуч – особое клейкое вещество, получившее название “испанского воска”. Тогда сургуч был большой редкостью. Только несколько мастеров владели искусством его изготовления.

Российская почта до сих пор применяет сургуч для опечатывания посылок, ценных писем и бандеролей.

4. Настоящие законодатели мод в почтовом деле – англичане. Именно в Англии появились первый конверт и первая марка. В 1820 году владелец писчебумажного магазина в английском городе Брайтоне мистер Бревер придумал специальные пакеты и продавал их вместе с листками бумаги. Сначала он сделал небольшую партию таких пакетов и раздавал их в виде бесплатного приложения к купленной у него бумаге. Новинка пришлась по вкусу. Еще через несколько десятилетий идея предварительного проклеивания одного из клапанов конверта озарила француза Пуарье. До этого письма скреплялись сургучом или специальной облаткой.

В конце 19 века англичане ввели у себя моду на разноцветную почтовую бумагу, окраска которой должна соответствовать дню недели. По понедельникам принято писать на бумаге цвета морской волны, по вторникам - на бледно-розовой, по средам на серой, по четвергам на светло-голубой, по пятницам на серебристой, по субботам на желтой и по воскресениям на белой.

Вскоре конверт отделился от письма и стал его одеждой.

5. В годы Великой Отечественной войны были письма-треугольники — конверт снова объединился с письмом.

6. Сейчас тайна содержимого конверта строго охраняется законом. Почтальон не имеет права ни на секунду оставить сумку, а выемка писем механизирована, чтобы уберечь их содержание от любопытных взглядов.

7. По статистике, ежедневно адресатами отправляется более 3 млн. писем. Письма, договора, каталоги – вся корреспонденция отправляется в почтовых конвертах. Сегодня, мы уже не можем представить себе отсутствие этого атрибута почтовой службы. А между тем, до того, как прийти к нам, он проделал долгий путь через города и страны.

Учитель. Что вас удивило? О чём раньше не слышали?

IV. Объяснение нового материала.

Учитель. А приходилось ли вам раньше писать письма? (нет), а получать (иногда, от бабушки). Перед нами стоит новая задача. Сформулируйте её.

Дети. Научиться писать письма.

Учитель. В начале урока я вам сказала, что мы познакомимся с новым жанром, иначе он называется эпистолярный. Теперь вы можете сказать, о чём идёт речь?

Дети. Это искусство писать письма.

Учитель. Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету.

Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.

Нам важно знать, как живёт наш собеседник, интересно знать его мнение о том, что нас волнует. В письмах мы советуем, утешаем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах. Письма пишутся по определённым правилам.

Учитель. Письмо – название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте.

Письма бывают: деловые (коммерческие, письма-запросы, предложения, обращения, заявления, сопроводительные, гарантийные). Такие письма пишут взрослые люди, и о них вы будете говорить, когда подрастёте. Мы поведём речь о письмах дружеских (приглашения на свадьбы, дни рождения и просто общение). Письма бывают обычные и электронные.

На протяжении всей жизни нам приходится писать разные письма и обращаться в них к разным людям. Особенно часто мы пишем друзьям и знакомым. От того, кому адресовано письмо, старинному приятелю или малознакомому человеку, зависят стиль письма и используемые в нем клише и выражения.

Групповая работа.

Нам с вами предстоит работа в группах. Задание: подобрать слова и выражения, которые мы можем использовать в письме другу или подруге. Над этим задание будут работать 1 и 3 группы. 2 и 4 группы получают задание подобрать слова и выражения для письма малознакомому человеку. На задание отводится 5 минут.

Как вы думаете, для чего вы выполняли эту работу? (ответы детей)

Чтение вариантов, обсуждение, запись на доске. Учитель. Итак, мы выяснили, что письмо другу или подруге обычно состоит: из даты написания, обращения или приветствия, непосредственно текста письма, в котором обращаться следует на “ты” с маленькой буквы (соответственно, “твоего”, “твой”), прощания, и, возможно, подписи. В письме к другу нет темы письма, его можно украсить рисунками и смайликами.

Письмо к малознакомому человеку содержит: вежливое приветствие, текст письма, где обращаться следует на “Вы” (соответственно, “Ваше”, “Вам”), вежливое прощание.

Учитель. Советы тому, кто собирается писать письмо (раздать каждому ребёнку)

Памятка

Что может быть дороже общения? Творите добрые дела, пишите письма и в них рассказывайте о своих делах, интересуйтесь делами других, поддерживайте, сочувствуйте, задавайте кучу вопросов о здоровье, о работе, о хомячке или собачке.

Сначала комплименты. Адресату будет очень приятно и весело это читать.

Далее можно поделиться новостями, можно поразмышлять о чём-нибудь.

Почаще называйте адресата по имени, или если это близкий друг, как вы обращаетесь к нему в жизни (Колян, Солнышко…).

Попрощайтесь обязательно, если это близкий друг, подпишитесь оригинально и всегда по-разному (Весь в ожидании твоего послания…).

Дарите открытки яркие, красочные, на все случаи жизни, только обязательно допишите в них хотя бы несколько слов.

Следуя этим советам, вы приобретёте сердечное расположение к себе, а это очень важно.

Учитель. Согласны ли вы с этими советами? Теперь предлагаю попробовать себя в эпистолярном жанре. Будем писать письмо. Показать портрет Д. А. Медведева. Кто изображён на портрете?

Дети. Наш президент.

Учитель. Хотелось бы вам с ним поговорить?

Дети. Да. Мы бы многое могли рассказать о себе, о нашей школе. А давайте напишем ему письмо!

Учитель. Согласна. Пора сформулировать тему сегодняшнего урока.

Дети. Письмо президенту.

V. Подготовка к записи текста, составление плана письма.

На доске слова: Здравствуйте, до свидания, спасибо, уважаемый, дорогой, глубокоуважаемый. Учитель. Что можете сказать?

Дети. Это вежливые слова. Они нам пригодятся, когда мы будем писать письмо. Нам необходимо составить план, по которому будем писать (составление плана, запись на доске).

Не забывайте при письме о словах на изученные орфограммы, требующие проверки.

VI. Выполнение творческой работы.

У вас есть возможность поговорить с президентом Российской Федерации. Приступаем к работе. В вашем распоряжении словари, карточки со сложными словами и выражениями.

VII. Чтение работ, обсуждение.

Учитель. Президент занятой человек и для того, чтобы прочитать 27 писем у него уйдёт много времени. Мы прослушали ваши произведения, а теперь вместе отредактируем, выберем самое удачное и напишем одно письмо от 2а класса МОУ СОШ № 14 “Зелёный шум”, оформим его в кабинете информатики и отправим на сайт самому Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Согласны? Договорились. Этой работой мы займёмся завтра, а сегодня дома расскажите о нашем уроке родителям, посоветуйтесь, подумайте вместе, о чём ещё можно написать главному человеку нашей страны.

VIII. Итог урока.

Учитель. Какие открытия сегодня каждый из вас сделал? Что расскажете дома родителям? В начале урока мы ставили перед собой цель: познакомиться с эпистолярным жанром. Достигли мы её?

Конечно, это только первое знакомство, но, надеюсь, что каждый из вас теперь с удовольствием будет писать письма, отправлять открытки и радовать своих родных и близких вниманием. Совсем не обязательно, чтобы адресат был где-то далеко. Пишите письма, общайтесь с удовольствием. Наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу.

 Отрывки из писем ребят.

Уважаемый президент, здравствуйте!

Меня зовут Ворокова Елизавета, мне 8 лет, я живу в городе Волжском на улице Космонавтов, дом 8, учусь в школе № 14 “Зелёный шум”. Я заканчиваю 2 класс, учусь отлично. У меня много друзей. Я любознательная и подвижная, занимаюсь художественной гимнастикой, балетом и теннисом.

Я часто вижу Вас по телевизору, вы решаете сложные проблемы, которые касаются нашего народа. И на сегодня главная проблема – это мировой экономический кризис. Он коснулся и нашей семьи. Я надеюсь, что Вы поможете нам как можно быстрее преодолеть его. Успехов Вам в работе! Елизавета.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Я Рыкунов Максим. Увлекаюсь плаванием и рисованием. У меня много друзей. Живу я в молодом и красивом городе Волжском. Построен наш город рядом с городом Волгоградом. Наши города соединяет ГЭС.

Мы всем классом много путешествуем. Недавно были на Мамаевом кургане. Это священное место для всех людей нашей страны. Я хочу, чтобы никогда не было войны.

Если у Вас будет время, приезжайте к нам в город. Я буду этому очень рад. Максим.

Дмитрий Анатольевич, здравствуйте!

Пишет Вам ученица 2а класса Серебренникова Вика. Я живу в городе Волжском. Он очень красивый. Школа, в которую я хожу очень хорошая, а класс дружный. Каждый год мы с нашей учительницей и родителями ходим в поход. Там мы играем, едим вкусные шашлыки и устаиваем футбольный матч с родителями. Это так здорово! Я заканчиваю письмо и желаю Вам крепкого здоровья. Вика.