Формирование бережного отношения к окружающему посредством организации развивающей среды

Разделы: Работа с дошкольниками


Территория нашего детского сада является не только неотъемлемой частью развивающей среды дошкольников, но и визитная карточка учреждения. Как театр начинается с вешалки, так детский сад начинается с территории.

Участок дошкольного учреждения составляет 9870 кв.м., застроенная часть - 1927,4 кв.м., озелененная - 5265 кв.м. На территории созданы объекты, обеспечивающие разнообразную совместную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: оздоровительное, познавательное, эстетическое, игровое.

  • Спортивная площадка со специальным оборудованием: полоса препятствий, беговая дорожка, площадка для игр в баскетбол и волейбол, яма для прыжков и т.д.
  • Стадион, для игры в футбол и хоккей.
  • Групповые павильоны и участки, отгороженные небольшими оградками, живыми изгородями из кустарников с различным игровым, спортивным оборудованием.
  • Дорожки здоровья, сделанные из разного материала: шишек (еловых, сосновых), камешков, каштанов, песка, палочек и т.д.
  • Снежные и ледяные горки, скульптуры для игр и спортивных занятий в зимнее время.
  • Площадка ГАИ-участок с дорожными знаками дорожками для обучения правилам дорожного движения
  • Альпийская горка создана на небольшом участке с различными видами растений, комфорт создают своим цветением с ранней весны до поздней осени.
  • Огород расположен на открытом, незатененном пространстве. Здесь выращиваются неприхотливые и интересные для наблюдения культуры. При оформлении огорода для младших групп выбрали быстрорастущие и раносозревающие овощи, которые дают урожай на протяжении весны и лета.
  • Аптекарский огород – создан для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности. Воспитатели знакомят детей с историей создания аптекарских огородов в России.
  • Клумбы, газоны всевозможной формы. На них высаживают различные сорта одного или нескольких близких между собой видов радующих взгляд растений (тюльпанов, бархатцев, календулы, георгин). Небольшие яркие цветники очень эффективно смотрятся на фоне зеленых газонов.
  • Экологическая тропа – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты на территории детского сада и за ее пределами. Главное назначение тропы для дошкольников не столько информационное, сколько деятельно-игровое. Выдели интересные объекты тропы, пронумеровали их, дали названия и составили план маршрута.

В детском саду созданы необходимые условия для полноценной реализации потребностей детей в активном познании окружающего мира, возможности исследовать и экспериментировать, осваивать через свободную творческую игру информацию, полученную на занятиях.

Из года в год в нашем районе проводится смотр-конкурс на лучшее благоустройство территорий образовательных учреждений в целях формирования экологической и эстетической культуры подрастающего поколения, бережного отношения к природным богатствам края, воспитания нравственной и гражданской ответственности за экологическое состояние окружающей среды.

Наше ДОУ принимает активное участие в этом конкурсе. Много раз мы становились призерами. И все благодаря инициативности, творческому подходу к работе всех сотрудников детского сада. На благоустройство территории требуются не малые средства, но их нет и брать не откуда. Поэтому все зависит от стремления сотрудников сделать территорию красивой, уютной, интересной для детей. Разработали перспективный план по благоустройству территории на пять лет. <Приложение 1>. На его основе был составлен план работы на год <Приложение 2>.

Был объявлен конкурс на благоустройство территории: на лучший огород, участок, клумбу.

Воспитатели покупали множество журналов с интересными идеями по оформлению клумб, различных садово-огородных композиций.

Так появились лебеди у озера. Из разрезанных автомобильных шин сделали крылья, шея – гофрированная сливная труба, форму которой придает каркас из металлического прута. Для водоема использовали старую раковину и ракушки, которые дети привозят с моря. Чтобы композиция стала законченной, на стене павильона нарисовали камыши и лилии.

На пустующей ранее клумбе соорудили искусственный водоем с каменной постройкой. В некоторых детских сада покупали емкости для искусственных водоемов. Мы же обошлись малыми затратами: выкопали яму необходимой глубины и формы, выстлали ее плотной пленкой. Вокруг выложили гравий. По соседству с детским садом утепляли жилой дом изоволом. Из обрезков этого материала вырезали замок, обклеили его мелким гравием. В водоем посадили камыши. Получилось просто загляденье!

Нашему детскому саду 26 лет, столько же и многим деревьям, посаженым по территории. Возле канализационного люка рядом с бассейном когда-то росла ива. Ее корни стали проникать в канализацию. Иву спилили, а из корня выросло четыре новых дерева. Когда начали их спиливать, решили оставить метровые стволы. На старых больших пеньках сделали скамейку, сшили подушки, а к стволам приделали лица. И получился изумительный уголок отдыха.

За забором детского сада росли пирамидальные тополя. Деревья стали старыми, многие сухими и их пришлось спилить. Так на участках появились уголки отдыха, различные дорожки для ходьбы и профилактики плоскостопия.

Организовали “бабушкин сад”, где были высажены кустарники смородины, калины, клубники, а так же виноград и хмель. Соорудили плетень, шалаш, колодец, изготовили композицию “Птичий двор” и бабушку с коромыслом.

Воспитатель-эколог Хохлова Т.А. перенесла географическую площадку на новое место, обновила и пополнила оборудованием: изготовлен новый флюгер для определения направления ветра, солнечные часы, стойка для дождемера, установлены дождемеры.

Рядом организовали питомник для хвойных деревьев: были высажены саженцы сосны кедровой, ели голубой и ели обыкновенной.

С целью формирования у детей экологических знаний, развития наблюдательности, воспитания бережного отношения к природе разработаны экологические тропы для детей среднего и старшего возраста. Тропа “Рябинка” расположена на территории детского сада, “Свирель” - на территории лесного массива, расположенного недалеко от ДОУ. <Приложение3>.

Дети с интересом отправляются в путешествие по тропе, где на каждой остановке их ждет новое задание.

В заключение хочется отметить, что благодаря проделанной плодотворной работе по благоустройству и эстетическому оформлению территории детского сада, появилось много интересных объектов для наблюдения и игр детей. <Приложение 4>.