Цель урока:
1. Познакомить обучающихся с признаками Покрытосеменных растений классов двудольных и однодольных; сформировать понятия о семействах покрытосеменных растений и о многообразии цветковых растений.
2. Развивать умение коллективной и групповой работы.
3. Воспитывать бережливое отношение к природе.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент:
- Встреча и приветствие учащихся;
- Прием “Вход в урок”, приветственное слово учителя:
Сегодня на уроке мы с вами разрежем цветок пополам, посмотрим его внутреннее строение, оголим его корень и растеребим листочек на мелкие части. (совершаю действия над макетом)
Макет урока
Прием “Системный лифт” и с объяснением и закреплением теоретического материала.
НАДСИСТЕМА Биосфера; Царство растений 2 |
||||
СИСТЕМА Растения Покрытосеменные 1 |
||||
ПОДСИСТЕМА Признаки растения: ЦВЕТОК КОРЕНЬ ЛИСТ 3 |
||||
НАГЛЯДНОСТЬ НА ДОСКЕ |
||||
ОДНОДОЛЬНЫЕ |
ДВУДОЛЬНЫЕ |
|||
ПРИЗНАКИ 3х членный тип; Мочковатая; Продольное и дуговое |
ПРИЗНАКИ 4\5 членный тип; Стержневая; Сетчатое расположение жилок |
|||
Можно ли поставить точку и закрыть таблицу? 5 |
||||
Семейства |
6 Семейства |
|||
Злаковые |
Лилейные |
Бобовые |
Пасленовые |
|
Крестоцветные |
Сложноцветные |
|||
Розоцветные |
1. Сегодня на уроке мы поговорим о растениях, но не о всех. Для этого мы будем использовать системный лифт, где определим систему, надсистему и подсистему растений. Растения как систему мы рассмотрим на конкретном отделе, который указан в ребусе. (одеяло + семя = покрытосеменное)
Какая функция у растений? Для чего они необходимы? (ответы детей- кислород. А почему?).
2. Растения будут являться частью чего? (ответы детей) А частью чего будет являться царство растений (ответы детей) Молодцы!
3. Закрепление ранее изученной темы и проверка знаний учащихся о строении цветка, видах листьев и о видах корневых систем.
Прием “Блиц - опрос”
Теперь рассмотрим подсистему Покрытосеменных растений, для этого мы вспомним с вами предыдущий урок.
Из чего состоят растения, какие признаки вы знаете? (ответы детей) на доске вывесить изображение цветок, корень, лист)
- Из чего состоит цветок?
- Какие виды существуют корневой системы?
- Какие виды листьев?
4. Изучение нового материала.
4.1. Деление цветковых растений на классы, их классификация.
(Рассказ учителя с элементами беседы. Демонстрация таблиц “Однодольные и Двудольные растения”).
4.2. Прием “Ассоциация” для визуального представления. Вот мы заполнили признаки каждого класса, теперь я попрошу двух желающих провести ассоциации слова, т.е. заменить слово на подходящее изображение. Например: какой образ у вас возникает к слову мочковатая система? (ответ ребенка)
- Фронтальная практическая работа. Остальным, я предлагаю открыть рабочую тетрадь на странице 23, найти упражнение 38. Вам необходимо по характерным признакам соотнести теоретические знания и изображение. Молодцы!
5. Проблемный вопрос “Можно ли в нашем системном лифте поставить точку?” ответ на этот вопрос вы можете получить, прочитав учебник на странице 82-83 и рассмотрев демонстрационные рисунки.
Так можно ли поставить точку? Ответы детей на проблемный вопрос “нет, так как существуют семейства в каждом классе”.
6. Назовите какие семейства однодольных и двудольных вы выявили? (ответы детей) параллельно размещаю демонстративный материал на доске. Молодцы!
7. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
7.1. Проблемный вопрос “Что есть у человека, подтверждающее, что он гражданин России?” (ответ детей - паспорт).
7.2. Прием групповой работы “ЭИЗ”. Вот и у каждого растения есть свой паспорт. Сейчас мы попробуем составить его для растений.
Для этого вы объединитесь в подгруппы по 4 человека, где вам необходимо заполнить паспорт по предложенной таблице “ЭИЗ”.
Данные паспорта подписывают составители и сдают для оценки выполненной работы.
8. Игра “Мои друзья”. Теперь мы рассмотрим гербарий. Я буду демонстрировать схему, а вы должны с места поднять гербарий соответствующий схеме.
9. Итог урока: прием “Марафон”. Я вам задам 5 вопросов на которые вы очень кратко и быстро должны дать ответы, этот ответ вы должны быстро и схематично записать. Принимаются только первые 10 правильных ответов.
Примерные вопросы:
- Перечислить через “,” классы покрытосеменных?
- Перечислить виды корневых систем
- Изобразить лист с продольным жилкованием
- Изобразить как выглядит корневая система лилейных
- Нарисовать тычинку.
Оценка марафона: поднимите руки у кого все 5 баллов, 4б. Сегодня вы получаете оценку 4-5.
Домашнее задание. Прием “Задание на выбор”.
1 вариант “Доклад по любым семействам”
2 вариант “Кроссворд по изученной теме” не менее 10 слов.
3 вариант “Составить тест по изученной теме”.