Открытый урок по биологии. 7-й класс. "Классификация Покрытосеменных"

Разделы: Биология

Класс: 7


Цель урока:

1. Познакомить обучающихся с признаками Покрытосеменных растений классов двудольных и однодольных; сформировать понятия о семействах покрытосеменных растений и о многообразии цветковых растений.

2. Развивать умение коллективной и групповой работы.

3. Воспитывать бережливое отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент:

- Встреча и приветствие учащихся;

- Прием “Вход в урок”, приветственное слово учителя:

Сегодня на уроке мы с вами разрежем цветок пополам, посмотрим его внутреннее строение, оголим его корень и растеребим листочек на мелкие части. (совершаю действия над макетом)

Макет урока

Прием “Системный лифт” и с объяснением и закреплением теоретического материала.

НАДСИСТЕМА

Биосфера;

Царство растений 2

СИСТЕМА

Растения Покрытосеменные 1

ПОДСИСТЕМА

Признаки растения:

ЦВЕТОК КОРЕНЬ ЛИСТ 3

НАГЛЯДНОСТЬ НА ДОСКЕ

ОДНОДОЛЬНЫЕ

ДВУДОЛЬНЫЕ

ПРИЗНАКИ

3х членный тип;

Мочковатая;

Продольное и дуговое

ПРИЗНАКИ

4\5 членный тип;

Стержневая;

Сетчатое расположение жилок

Можно ли поставить точку и закрыть таблицу? 5

Семейства

6 Семейства

Злаковые

Лилейные

Бобовые

Пасленовые

 

Крестоцветные

Сложноцветные

Розоцветные

1. Сегодня на уроке мы поговорим о растениях, но не о всех. Для этого мы будем использовать системный лифт, где определим систему, надсистему и подсистему растений. Растения как систему мы рассмотрим на конкретном отделе, который указан в ребусе. (одеяло + семя = покрытосеменное)

Какая функция у растений? Для чего они необходимы? (ответы детей- кислород. А почему?).

2. Растения будут являться частью чего? (ответы детей) А частью чего будет являться царство растений (ответы детей) Молодцы!

3. Закрепление ранее изученной темы и проверка знаний учащихся о строении цветка, видах листьев и о видах корневых систем.

Прием “Блиц - опрос”

Теперь рассмотрим подсистему Покрытосеменных растений, для этого мы вспомним с вами предыдущий урок.

Из чего состоят растения, какие признаки вы знаете? (ответы детей) на доске вывесить изображение цветок, корень, лист)

  • Из чего состоит цветок?
  • Какие виды существуют корневой системы?
  • Какие виды листьев?

4. Изучение нового материала.

4.1. Деление цветковых растений на классы, их классификация.

(Рассказ учителя с элементами беседы. Демонстрация таблиц “Однодольные и Двудольные растения”).

4.2. Прием “Ассоциация” для визуального представления. Вот мы заполнили признаки каждого класса, теперь я попрошу двух желающих провести ассоциации слова, т.е. заменить слово на подходящее изображение. Например: какой образ у вас возникает к слову мочковатая система? (ответ ребенка)

- Фронтальная практическая работа. Остальным, я предлагаю открыть рабочую тетрадь на странице 23, найти упражнение 38. Вам необходимо по характерным признакам соотнести теоретические знания и изображение. Молодцы!

5. Проблемный вопрос “Можно ли в нашем системном лифте поставить точку?” ответ на этот вопрос вы можете получить, прочитав учебник на странице 82-83 и рассмотрев демонстрационные рисунки.

Так можно ли поставить точку? Ответы детей на проблемный вопрос “нет, так как существуют семейства в каждом классе”.

6. Назовите какие семейства однодольных и двудольных вы выявили? (ответы детей) параллельно размещаю демонстративный материал на доске. Молодцы!

7. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

7.1. Проблемный вопрос “Что есть у человека, подтверждающее, что он гражданин России?” (ответ детей - паспорт).

7.2. Прием групповой работы “ЭИЗ”. Вот и у каждого растения есть свой паспорт. Сейчас мы попробуем составить его для растений.

Для этого вы объединитесь в подгруппы по 4 человека, где вам необходимо заполнить паспорт по предложенной таблице “ЭИЗ”.

Данные паспорта подписывают составители и сдают для оценки выполненной работы.

8. Игра “Мои друзья”. Теперь мы рассмотрим гербарий. Я буду демонстрировать схему, а вы должны с места поднять гербарий соответствующий схеме.

9. Итог урока: прием “Марафон”. Я вам задам 5 вопросов на которые вы очень кратко и быстро должны дать ответы, этот ответ вы должны быстро и схематично записать. Принимаются только первые 10 правильных ответов.

Примерные вопросы:

- Перечислить через “,” классы покрытосеменных?

- Перечислить виды корневых систем

- Изобразить лист с продольным жилкованием

- Изобразить как выглядит корневая система лилейных

- Нарисовать тычинку.

Оценка марафона: поднимите руки у кого все 5 баллов, 4б. Сегодня вы получаете оценку 4-5.

Домашнее задание. Прием “Задание на выбор”.

1 вариант “Доклад по любым семействам”

2 вариант “Кроссворд по изученной теме” не менее 10 слов.

3 вариант “Составить тест по изученной теме”.