Цели:
- познакомить студентов с педагогической деятельностью Л.Н. Толстого, основами его педагогики;
- развивать организаторские умения, артистические, художественные способности, информационную культуру студентов;
- воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа, интерес к истории педагогической науки, лучшим её основоположникам.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма проведения: педагогический театр (игровая технология).
Оборудование.
- Портрет Л.Н. Толстого, газеты “Занимательная Азбука”, Л.Н. Толстой и Ясная Поляна.
- Выставка книг: тома произведений Л.Н. Толстого с рассказами о детях и для детей; набор открыток Ясной Поляны, компьютерная презентация слайдов, видеофрагментов.
- Уголок школы: стол, лавки, чернильницы, кринки с полевыми цветами, колокольчик, подсвечники, домотканый коврик, кухонная утварь; русские народные костюмы.
- Музыкальное оформление: Бетховен “Лунная соната”, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход занятия
- Сообщение цели занятия.
Наше занятие посвящено человеку, чье имя хорошо известно не только в нашей стране, но и во всем мире, произведения этого автора переведены на разные языки. Осенью исполнилось 150 лет со дня открытия в Тульской области в усадьбе Ясная поляна школы для крестьянских детей. Сегодня в нашем педагогическом театре мы увидим, как был организован учебно-воспитательный процесс в Яснополянской школе. Цель занятия – познакомиться с взглядами и основными педагогическими идеями Льва Николаевича Толстого, понять специфику педагогики Льва Николаевича.
СЛАЙД 1 (Уроки Яснополянской школы)
2. Изучение нового материала.
Ведущий (звучит музыка).
Под городом Тулой есть местечко Ясная Поляна, где в своей усадьбе жил и работал, писатель Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910). СЛАЙД 2 (Л.Н. Толстой).
150 лет назад в стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны.
Осенью 1859 года писатель Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний в ней не будет. СЛАЙД 3 (Усадьба Ясная Поляна)
Сначала крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного, да ленивого. Но вскоре все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую – ни на убогие училища, ни на тягостные, с зубрёжкой, ругательствами и побоями уроки грамоты у сельского попа, дьячка или отставного солдата. СЛАЙД 4 (Школа в Ясной поляне)
Действие 1. (из воспоминаний ученика яснополянской школы) Инсценировка.
Участвуют ученик, учитель, автор.
Я стоял, чувствуя, что я хуже всех одет, даже меньше всех ростом, беднее всех и сирота. Мне мерещилось: “Ну-ка меня прогонят”. Вот решение судьбы: послышался сверху, где-то по лестнице голос мужественный, но и как бы ласковый.
- Давно пришли?
- Давно уже.
Одна секунда и на крыльце появился человек, наш учитель. Все обнажили головы и низко поклонились.
- Ну вот, я очень рад, - сказал он, улыбаясь и осматривая всех. Он вошел в середину толпы и начинал спрашивать первого мальчика: СЛАЙД 5 (Церковно-приходская школа).
- Ты хочешь учиться?
- Хочу.
- Как тебя звать?
- Данилка.
- А фамилия твоя?
- Козлов.
- Ну вот, мы будем учиться. – И он начал обращаться к каждому мальчику: - Как тебя звать?
Тараска Фоканов. Очередь дошла до меня. СЛАЙД 6 (Толстой с учениками возле дерева).
- Ты что, учиться хочешь?
- Хочу, - ответил я ему робко.
- Как тебя звать?
- Васька.
- А фамилию знаешь свою? – спросил он, и мне показалось: он смотрел на меня, как на заморуха.
- Знаю.
-Скажи.
- Морозов.
- Ну, я тебя буду помнить. Морозов Васька-кот. – И улыбнулся, и лицо его показалось мне одобрительным. Мы будто как виделись когда-то с ним раньше.
- Ну, Морозов, пойдем. Макаров, Козлов, идите все за мной.
Мы поднялись по длинной лестнице и очутились в большой комнате. Потолок был чистый, пол тоже хороший, чище наших столов, на стенах висели какие-то картины.
В другой комнате так же было светло. Посредине комнаты стояли длинные скамейки и такие же длинные столы. На стене висели две черных доски. Тут же на полочке лежал мелок. В углу стоял шкап с какими-то книгами, бумагами.
- Ну, вот здесь будет наша школа, все будем учиться. А если будет тесно, мы займем и здесь, - указал он на первую комнату.
- Мы сегодня заниматься не будем, а завтра, - и начал писать на черной доске буквы А, Б, В, Г, Д, Ж, - вот с завтрашнего дня мы так начнем учиться. А теперь пойдемте, я вам покажу, где я живу.
(показ слайдов 7 – 13)
Слова Васьки: Всё это меня и нас всех интересовало.
- Теперь я вас запишу, как звать и фамилии. – Взял перо, бумагу. – Ну, Морозов, Макаров, Козлов, Фоканов, - и так далее. – Кажется всех я вас записал, двадцать два человека. Завтра приходите пораньше. Будем учиться. Прощайте.
Слова Васьки: Мы вышли из школы. Восторгу нашему не было конца. Мы друг другу рассказывали, будто как из нас кто не был, как он выходил, как спрашивал, как разговаривал, как улыбался.
- А ведь хороший он. А такой дюжой, гладкий и некрасивый. Борода черная как цыганская. А волосы, как у нас, длинные, нос широкий. А как окинул нас глазами. Я сразу испугался. А как начал спрашивать да улыбаться, тут он мне понравился, и я будто перестал бояться.
Ведущий: Так рассказывал Васька, и действительно, так все чувствовали.
Действие 2. (уроки Яснополянской школы)
Ведущий. Яснополянская школа была оригинальным, не имевшим аналогов, бесплатным учебным заведением, основной задачей которого являлось создание условий для развития творчества и самостоятельности. СЛАЙД 14 (звуковой – школа Толстого)
Первый ведущий. “Есть у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться,- это школа. Классы рядом, в саду под яблонями, куда можно пройти, нагнувшись, так все заросло. И там сидит учитель, а кругом школьники, покусывая травки и пощелкивая в липовые и кленовые листья ... Они меня любят!.. Мы начинаем беседовать часа 3-4, и никому не скучно. Нельзя рассказать, что это за дети - надо их видеть ... ”
СЛАЙД 15 репродукция М Кустодиева “Школа Московской Руси”. На сцене все участники. Сидят за длинным столом.
Второй ведущий. Начиналось все это так ... В письме к Александре Андреевне Толстой мы находим откровенные признания Льва Николаевича:
“Я весь из отвлеченной педагогики перескочил в практическое дело школ ... Я у всех спрашиваю, зачем мы хотим дать образование народу. Скажите при случае Ваш ответ. А мой вот какой. Я не рассуждаю, но когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами ... на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. Ах, батюшки, как бы вытащить, и кого прежде, кого после вытащить. И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. Они кишат в каждой школе!
А дело идет хорошо ... Я вижу, что делаю дело, и двигаюсь вперед гораздо быстрее, чем ожидал”.
Третий ведущий. В письме к А.С. Суворину молодой педагог твердо заявляет: “Я не мог и не могу войти в школу, чтобы не испытать прямо физического беспокойства, как бы не просмотреть Ломоносова, Пушкина, Глинку ... И как бы узнать, кому что нужно”.
Четвертый ведущий. А между тем школа полна обычными учебными заботами. Вот как она выглядит в воспоминаниях бывших учеников. СЛАЙД 16 (бывшие ученики Толстого)
Первый ведущий. Школа наша помещалась в двухэтажном каменном доме. Две комнаты были заняты школой. Одна была его, Льва Николаевича, кабинетом. Две занимали учителя.
Второй ведущий. На крыльце под навесом у нас висел колокольчик с привешенной за язычок веревочкой. Им дежурный звонил на урок; в сенях, внизу стояли бары и рек (для гимнастики), а наверху - верстак (там мальчиков учили пилить и строгать).
Третий ведущий. Лестница и сени всегда были истоптаны снегом или грязью, а в классы входили, обувь снимая. Тут же рядом висело расписание. Два младших класса разбирались в одной комнате, старший занимался в другой. СЛАЙД 17 (учебные предметы)
Четвертый ведущий. О школе Толстого писали тогда много. Она, прежде всего не устраивала тех, кто не понимал идеи “новой школы”: школы - семьи “муравейных братьев”.
Первый ведущий. “Ошибаюсь я или нет, но я твердо убежден, что я могу дело народного образования поставить на такую ногу, на которой оно не стоит и не стояло нигде в Европе, и что для этого ничего не нужно, кроме того, чтобы кто не любит и не знает этого дела,- не брался за него”,- смело отрицает все доводы оппонентов молодой педагог-практик.
Второй ведущий. Школа стала важным делом и для многих соратников Льва Николаевича Толстого. Вот как вспоминает эти годы учитель ЯСНОПОЛЯНСКОЙ школы Морозов Петр Васильевич.
Третий ведущий. “Меня, учителя, бывшего воспитанника Тульской духовной семинарии, школа в Ясной Поляне сделала хорошим педагогом-практиком. Школа не утомляла меня благодаря отсутствию казенщины. Никто здесь никого не обязывал быть навытяжку. Всякий чувствовал себя как дома, попросту, и это вовсе не указывало на отсутствие порядка; напротив, таков был именно порядок школьных занятий. Кажущиеся беспорядки были здесь принципиальны, ибо граф вел занятия не по учебникам дидактики, а по тому плану, который выработала его гениальная голова, желавшая школу превратить в семью. Ребята приходят, уходят, не спрашиваясь ни у кого, сами берутся за дело, без всякого принуждения, по своей воле, и притом за дело, какое хочет каждый делать”.
Четвертый ведущий. Петр Васильевич Морозов преподавал письмо, чтение, русскую историю и вместе с Львом Николаевичем вел “Дневник школы”. Как трогательны, наивны и в то же время по-педагогически цепки записи дневника.
Первый ведущий. На страницах “Дневника” анализируются основные события дня: уроки математики, российской истории, черчения, письма и чтения. Строго учитывается объем и дается оценка работы: удачно, неумело, надо исправить. Проявляется пристальное внимание к взаимному тяготению: учитель - ученик.
Перелистаем некоторые страницы “Дневника”.
Второй ведущий. “Сегодня проходил по школе и остановил мальчика, бегущего в другую комнату.
- Ты куда?
- К дяденьке, мелку откусить.
- Ну, беги, беги.
Не нам их учить, а учиться у них надо. Кто из нас сказал бы так?
Ведь он не сказал: “взять” или - “отломить”, а сказал точно “откусить”, потому что именно откусывают мел от большого куска зубами, а не ломают его. Замечательно!
Третий ведущий. “26 февраля, понедельник. Урок велся сообразно его назначению. Читали из хрестоматии и рассказывали порядочно. Спутываются иногда в последовательности”.
Четвертый ведущий. “28 февраля, среда. Писали сочиненья - все о театре. Васька о том, что бы он сделал, коли бы попался в плен. Радуются на тетради. Надо поддерживать эту охоту”.
Второй ведущий. “Часто в младшем классе Морозов, особенно когда я вхожу, возьмет, позовет меня, посмотрит, улыбнется и больше ничего”.
Третий ведущий. “6 марта, вторник. Учили десятичные дроби. Сашка в толпе ничего не может делать. Я вел дело плохо. Как будто ничего не вышло”.
Первый ведущий. Необычайно интересны детские портреты. “Ромашка (Богданов Роман) лучший математик первого класса ... ”
Второй ведущий “Дворовая самостоятельная девочка, с озабоченным лицом сидящая всегда на высоком стуле, - так и кажется, каждое слово глотает”, - Банникова Аграфена.
Третий ведущий. “Егорка - чрезвычайно талантливая натура - обогнавший всех в чтении”.
Четвертый ведущий. “Тараска Фоканов - один из самых лучших моих учеников”.
Второй ведущий “Федька - мальчик лет десяти, нежная, восприимчивая, поэтическая и пылкая натура”.
Третий ведущий. “Семка - здоровенный и физически, и морально, малый лет 12, прозванный Вавило. В конце моего объяснения о зиме и лете скептик Семка остановил меня вопросом: “Как же земля ходит, а изба наша все на том же месте стоит? И она должна с места сойти”.
Первый ведущий. Самыми главными (и любимыми) уроками, по свидетельству бывших учеников школы, были уроки творчества.
Первый ученик. Времени и охоты у Льва Николаевича хватало с нами на все. Учились, играли, веселились, беседовали о книгах, которые прочли.
Второй ученик. Читали мы как-то вместе со Львом Николаевичем одну книгу. Не упомню заглавие книги, но книга была очень хороша. Я часто спрашивал Льва Николаевича, останавливаясь на точках, с вопросом:
- Лев Николаевич, а вы можете так сами составить?
- Не знаю.
После чтения книги Лев Николаевич сказал нам, всему классу:
- Давайте и мы что-нибудь напишем, выдумаем ...
Он задавал нам писать пословицы, но что-то у нас ничего не выходило. Один раз мы стали писать сочинение втроем: Лев Николаевич, Макаров и я, Морозов. Все пошло у нас порядком. То Лев Николаевич, то Макаров, то я. И мы как бы друг другу не уступали, сочинители были равные. Написали уже целый лист, перешли на другой. Лев Николаевич восхищался нашему успеху и то и дело говорил:
- Как прекрасно у нас выходит! Как хорошо! Бог даст, окончим и напечатаем, будет книга.
Мне стало завидно, что Лев Николаевич воспользуется один всеобщей книгой, будут читать и скажут: “Лев Николаевич написал”. Не желая ему одному уступить то, что выдумывали и мы, я заявил ему претензию, сказал:
- Лев Николаевич, а как будете отпечатывать?
Лев Николаевич посмотрел на меня и не понял вопроса.
- Так и напечатаем.
- Нет, Лев Николаевич, а вы напечатайте всех нас троих.
Вот, например, по фамилии: Макаров, Морозов, а ваша как фамилия?
- Толстой.
- Ну, вот так троих и ставьте: Макаров, Морозов и Толстов.
Лев Николаевич улыбнулся и сказал утвердительно:
- Так мы и напечатаем троих.
Третий ученик. Лев Николаевич сказал мне:
- Морозов, напиши ты что-нибудь мне сам.
- А что написать, Лев Николаевич?
- Напиши так, как ты стал себя помнить, каких лет ты был.
Пяти или шести лет. Как вы жили, и как ты помнишь вообще свою жизнь.
- Хорошо, Лев Николаевич.
И я стал писать, долго я писал, мудрствовал. Написанное Лев Николаевич просматривает и опять говорит: “Хорошо, очень, очень хорошо! Продолжай еще”.
Я мудрствовал все дальше и дальше, и мне, наконец, стало надоедать. Мне казалось длинно и хотелось скорей закончить конец.
В конце я поставил: “С тех пор мы стали хорошо жить”,- и потом подношу ему и говорю:
- Лев Николаевич, посмотрите, что, не довольно мне писать?
Лев Николаевич посмотрел и сказал:
- Хорошо, очень хорошо! - свернул мое писание, прибрал к себе.
- Вот я тебе его напечатаю.
Я в душе не верил этому. Но вскоре я свой рассказ прочел напечатанным. “Солдаткино житье”, как назвал мой рассказ Лев Николаевич ...
Второй ведущий. А вот как оценивает первые опыты творчества сам учитель: “Главное искусство учителя при изучении языка и главное упражнение с этой целью в руководстве детей к сочинениям состоит в задавании тем, и не столько в задавании, сколько в предоставлении большего выбора, в указании размера сочинения, в показании первоначальных приемов. Многие умные и талантливые ученики писали пустяки, писали: “пожар загорелся, стали таскать, а я вышел на улицу”,- и ничего не выходило, несмотря на то, что сюжет сочинения был богатый и что описываемое оставило глубокое впечатление на ребенке. Они не понимали главного: зачем писать и что хорошего в том, чтоб написать? Не понимали искусства - красоты выражения жизни в слове и увлекательности этого искусства”.
Третий ведущий. Вслушаемся в эти слова: секрет успеха в понимании “зачем писать”, “красота выражения жизни в слове”. Разве мы не развиваем эти педагогические откровения молодого педагога Яснополянской школы, когда ведем разговор о необходимости заинтересованной, активной позиции ученика при создании своего произведения (пусть сочинения-миниатюры)?
Четвертый ведущий. Идем дальше, вслед за педагогическими и методическими открытиями секретов детского творчества.
Третий ведущий. В дневнике Толстого находим:
“Один раз, прошлою зимой, я зачитался после обеда книгой Снегирева и с книгой же пришел в школу. Был класс русского языка.
- Ну-ка напишите, кто на пословицу,- сказал я.
Лучшие ученики - Федька, Семка и другие навострили уши.
- Как на пословицу, что такое? скажите нам? – посыпались вопросы.
Открылась пословица: ложкой кормит, стеблем глаз колет.
- Вот, вообрази себе,- сказал я, - что мужик взял к себе какого-нибудь нищего, а потом, за свое добро, его попрекать стал, - и выйдет к тому, что “ложкой кормит, стеблем глаз колет”.
- Да ее как напишешь?- сказал Федька, и все другие, навострившие было уши, вдруг отшатнулись, убедившись, что это дело не по их силам, и принялись за свои, прежде начатые, работы.
- Ты сам напиши,- сказал мне кто-то.
Все были заняты делом; я взял перо и чернильницу и стал писать.
- Ну,- сказал я, - кто лучше напишет,- и я с вами”.
Первый ведущий. “Федька из-за своей тетрадки все поглядывал на меня и, встретившись со мной глазами, улыбаясь, подмигивал и говорил: “Пиши, пиши, я те задам”. Его, видимо, занимало, как большой тоже сочиняет. Кончив свое сочинение хуже и скорее обыкновенного, он влез на спинку моего кресла и стал читать из-за плеча. Я не мог уже продолжать; другие подошли к нам, и я прочел им вслух написанное. Им не понравилось, никто не похвалил. Мне было совестно и, чтоб успокоить свое литературное самолюбие, я стал рассказывать им свой план последующего. По мере того как я рассказывал, я увлекался, поправлялся, и они стали подсказывать мне: кто говорил, что старик этот будет колдун; кто говорил: нет, не надо, он будет просто солдат; нет, лучше пускай он их обокрадет; нет, это будет не к пословице и т. п., говорили они”.
Четвертый ведущий. Вот они, благоприятные условия первоначального творческого шага: думаем вместе, поправляем друг друга.
Первый ведущий. “Все были чрезвычайно заинтересованы! Для них было ново и увлекательно присутствовать при процессе сочинительства и участвовать в нем”.
Второй ведущий. А поздно вечером появляется откровенная запись в дневнике: “Они долго были в волнении и не могли заснуть, и я не могу передать того чувства волнения, радости, страха и почти раскаяния, которые я испытывал в продолжение этого вечера. Я чувствовал, что с этого дня для них раскрылся новый мир наслаждений и страданий, - мир искусства; мне казалось, что я подсмотрел то, что никто никогда не имеет права видеть, - зарождение таинственного цветка поэзии”.
Третий ведущий. Мне и страшно и радостно было, как искателю клада, который бы увидал цвет папоротника; радостно мне было потому, что вдруг, совершенно неожиданно, открылся мне тот философский камень, которого я тщетно искал два года, - искусство учить выражению мыслей; страшно потому, что искусство вызывало новые требования, целый мир желаний, несоответственный среде, в которой жили ученики, как мне казалось в первую минуту. Ошибиться было нельзя. Это была не случайность, но сознательное творчество ... ” (Музыкальное оформление.) СЛАЙД 18 (устный счет в школе)
Первый ученик Школа наша росла и росла. Крепла и крепла. Сам Лев Николаевич находился с нами почти безотлучно.
Второй ученик. Занятия были серьезные. Он как бы доставал что-то глубокое в душе ученика.
Третий ученик. Вечерами сидели на террасе, беседовали, говорили шутки, которые всегда были у Льва Николаевича наготове. Он сказки рассказывал или песни пели - так по строчке о каждом на знакомый мотив.
Четвертый ученик. В таких радостях, и весельях, и скорых успехах в учении мы так сблизились со Львом Николаевичем, как вар с дратвой. Мы страдали без Льва Николаевича, и Лев Николаевич без нас. Мы были неотлучны от Льва Николаевича, и нас разделяла только одна глубокая ночь. День же мы проводили в школе, а вечер у нас в играх проходит, до полуночи сидим у него на террасе. Он рассказывает какую-нибудь историю, рассказывает про войну, как его тетушку в Москве повар зарезал, как он был на охоте, как его медведь заел, и показывал нам около глазу метину, как медведь его лапой царапнул ...
(Негромко играет музыка, на ее фоне звучат реплики ведущих.)
Первый ведущий. А педагогический дневник вечерами помогает сделать выводы - выводы педагога и словесника: “Воспитывая, образовывая, развивая или как хотите действуя на ребенка, мы должны иметь и имеем бессознательно одну цель: достигнуть наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра”. Вот нужная точка отсчета педагогических исканий.
Второй ведущий. “Мы убедились, что успех учения основан не на руководствах, а на духе организации школ, на том неуловимом влиянии учителя, на тех отступлениях от руководства, на тех ежеминутно изменяемых в классе приемах, которые исчезают без следа, но которые и составляют сущность успешного учения”. Вот и поставлена проблема ежеминутного творческого поиска!
Третий ведущий. “Школа должна быть и орудием образования, и вместе с тем опытом над молодым поколением, дающим постоянно новые выводы. Только когда опыт будет основанием школы, только тогда, когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего прогресса ...” И опять мысль о творческом поиске, эксперименте.
Четвертый ведущий. А вот конкретные рекомендации словеснику: “Потребность наслаждения искусством и служение искусству лежат в каждой человеческой личности ...
Первый ведущий. Роль учителя - дать почувствовать радость от обучения, “всю прелесть мысли, поэзии” ...
Второй ведущий. Вот секреты успеха: “Научить, как браться за сочинительство.
1) Предлагать самый большой и разнообразный выбор тем, не выдумывая их собственно для детей, но предлагать темы самые серьезные и интересующие самого учителя.
2) Давать читать детям детские сочинения, и только детские сочинения предлагать за образцы, ибо детские сочинения всегда справедливее, изящнее и нравственнее сочинений взрослых.
3) Так как в сочинительстве трудность заключается не в объеме или содержании, а в художественности темы, то постепенность тем должна заключаться не в объеме, не в содержании, не в языке, а в механизме дела.
Третий ведущий. Разнообразие в выборе тем, сохранение индивидуального почерка, анализ образов сочинений товарища, раскрытие механизма речевого поступка, неустанное внимание учителя, но не навязчивая опека. Разве не современно звучат эти методические советы?! СЛАЙД 19 (“Азбука”)
Первый ведущий. Потом будет “Азбука” - итог “труда и знанья о том, что думает народный ребенок”. СЛАЙД 20 (текст “Азбуки”), СЛАЙД 21 (буквы старой “Азбуки”)
Ведущий. В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей “Азбуку”. Вышла она в 1872 году. Лев Николаевич очень гордился своей “Азбукой”, потому что видел в ней много пользы. По словам Толстого, он писал “Азбуку” четырнадцать лет и говорил так: “Написав эту “Азбуку”, мне можно будет умереть”. Вот такое значение придавал великий писатель земли Русской этому своему труду. СЛАЙД 22 (Новая “Азбука”)
Чем значима эта “Азбука”? По сути, Лев Николаевич написал такой учебник, который понятен каждому ребенку; он никого не отпугнет своей сложностью. Наоборот, любой из вас может узнать себя в том или ином рассказе “Азбуки”. При этом вы почувствуете уважительное отношение, добрый совет взрослого человека к маленькому, к тому, кто только начинает жить. Читать рассказы легко: ведь они маленькие, часто состоят из одного - двух предложений. И не содержат в себе ни одного непонятного слова. Во всем сказанном легко убедиться. А сейчас, представьте себя в роли учеников деревенской школы. Я прошу вас по очереди прочитать по одному маленькому рассказу из “Азбуки” Льва Николаевича Толстого. (Слайд23 репродукции М. Кустодиева “Школа Московской Руси”).
1-й ученик. У Маши ноги были босы.
2-й ученик. Оля ела уху.
3-й ученик. Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: “Кто разбил?” Мальчик затрясся от страха и сказал: “Я”. Отец сказал: “Спасибо, что правду сказал”.
Ведущий. Вот видите: рассказы совсем простые. Но многие из вас, наверное, знают: и самое простое рано или поздно может оказаться волшебным. Волшебные превращения характерны и для “Азбуки” Толстого. Рассказы в “Азбуке” какие-то непоседливые. Не живется им спокойно на страницах, вот они и гуляют часто сами по себе. Ой, смотрите-ка! Легки на помине! (Выходят студенты 7 человек, а на спине у них предложение – Ванька надел коньки и бегал по льду.) неожиданно буква В отделяется и убегает.
Ведущий. Ну вот! Началось. Что же теперь получилось? (студенты читают). Что нужно сделать, чтобы рассказ перестал быть таким нелепым?
Смотрите-ка! Буква А уходит из слова “бегал” в слово “надел”! Посмотрим, что из этого вышло. (студенты читают) Анька надела коньки и бегл по льду. Нет такого слова “бегл”. Но что это? ( Буквы покидают рассказ). О чем же говорят оставшиеся буквы?
(студенты читают) Анька надела коньки. СЛАЙД 24 (с предложением о Ваньке.)
Ведущий. А теперь найдите “спрятавшихся” в рассказе о Ваньке рыб, птиц, животных, растения. (студенты отвечают). Это могут быть акула, белка, волк, голубь, конь, банан, дуб, калина, киви, лук.
Ведущий. Составьте мини-рассказы с перечисленными нами животными, птицами и рыбами.
(студенты отвечают). Белка пилила дуб. Волк ел банан. Лебедь дул на огонь. Голубь надел колпак.
Ведущий. Вот такой простор для игры открыл один рассказ из “Азбуки” Л.Н. Толстого.
Второй ведущий. Потом будут написаны знаменитые “Книги для чтения”, где каждый рассказ “дышит правдой и добрым участием”. СЛАЙД 25,26,27 (Букварь, картинки, тексты)
Третий ведущий. Потом первые опыты, наблюдения выльются в отдельные, известные всем статьи “О народном образовании”, “О воспитании”, “Кому у кого учиться писать ...”
Четвертый ведущий. Но начало всему положили “Дневник Яснополянской школы” и рукописный педагогический журнал молодого начинающего учителя.
Второй ведущий. Пусть эпоха Яснополянского журнала была эпохой романтической и несколько наивной. Пусть статьи писались со слезой и яростью, с лирикой и сарказмом, но ...
Третий ведущий. Он верно знал: время идет, люди меняются, меняется стиль жизни, наконец, образ мыслей, склад речи, но есть чувства, которые всегда вызовут сопереживание, есть слова, смысл которых неизменен, есть истины, которые зовутся вечными ...
Первый ведущий. “Есть у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться, - это школа ... ”
3. Закрепление изученного материала.
Мы с вами окунулись в удивительный мир народной школы Л.Н. Толстого.
- Что вам больше всего понравилось в организации учебного процесса Яснополянской школы?
- Скажите, чем его школа отличалась от других школ того времени?
- Какие педагогические взгляды и мысли Толстого актуальны в современной школе?
- Какова специфика школы Л.Н. Толстого? (ответы студентов) СЛАЙД 29.
4. Общий итог занятия.
Вклад Льва Николаевича Толстого в педагогическую науку велик. Он восстановил в правах личность ребёнка и разработал новые оригинальные подходы к обучению и гармоничному развитию учеников. Его вера в творческие силы своего народа, горячая любовь к детям, смелость в решении теоретических и практических вопросов педагогики служат ярким примером для учителя. Опыт Л.Н. Толстого невозможно в полной мере реализовать в современной школе, но идеи, вытекающие из этого опыта, сегодня актуальны как никогда.
Более подробную информацию можно получить на сайте музея: http://www.tolstoymuseum.ru . В музее Ясной Поляны проводятся экскурсии, игровые программы для младших школьников, например, Филиппок на уроке. В настоящее время "Толстовский" эксперимент проходит в школах Тульского края и других регионах России - Дальний Восток, Западная Сибирь, Урал, Центральное Поволжье, Центр России, а также в Полоцке (Беларусь).