Игра проводится для учащихся 5-го класса с развлекательно-образовательной целью и имеет следующие воспитательно-педагогические задачи:
- воспитание нравственности, эстетики и вкуса;
- воспитание у детей сплоченности, чувства дружеской поддержки и доброты;
- стимулирование познавательного интереса;
- развитие творческой активности.
Форма проведения праздника – игра, в которой принимают участие учащиеся индивидуально и коллективно. Ребята готовят музыкальные номера, номера художественной самодеятельности, весёлые конкурсы для зрителей.
Оборудование: барабан, листки с изображениями скрипичного ключа (музыкальная пауза), гармошки (номер художественной самодеятельности), стрелка (переход хода), нуля (банкрот) и подарка (приз), буквы в форме снежинок для заданий, музыка на зимнюю тему.
Ведущий. Совсем скоро завершит свой поход 2009 год, и на смену ему вступит новый год. Праздник встречи Нового года – один из самых популярных во всём мире. Везде к нему готовятся заранее: убирают свой дом, украшают комнаты, готовят праздничное угощение, надевают нарядную одежду и, конечно, обмениваются поздравлениями и подарками.
Наша игра тоже посвящена этому самому весёлому, доброму и красивому празднику.
Давайте немного разомнёмся перед игрой и попробуем отгадать загадки, связанные с темой зимы.
ЗАГАДКИ ДЛЯ РАЗМИНКИ
- Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь) - Ветви белой краской разукрашу.
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплою весной придут ветра,
И меня прогонят со двора. (Зима) - Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик) - Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька) - Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима) - Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег) - Гуляю в поле, летаю на воле.
Кручу, верчу, знать ничего не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель) - Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная. (Ёлка)
(Самым активным участникам вручаются призы). Теперь, когда вы получили заряд праздничного настроения, мы начинаем игру. Но будьте внимательны и взаимно вежливы.
Отбор участников будет происходить прямо сейчас по результатам отгадывания 3-х загадок.
Загадки для отбора участников первого тура.
- Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежка) - Бусы эти изо льда
Не поносишь никогда:
С неба падают и тут же
Образуют бусы лужи. ( Град) - В кружевах стоят дома.
Их развесила зима. (Сосульки).
Задание к 1 туру.
Наступление нового года принято отмечать во всём мире. У разных народов существуют разные обычаи праздновать первый день нового года. В некоторых странах, чтобы год был удачливым нужно всех, кому желаешь счастья, поливать водой, в других странах к новому году дом должен быть очищен от старых вещей.
А вот в далёкой Колумбии в первый день устраивают … Что устраивают в Колумбии в первый день нового года? (Карнавал).
Загадки для отбора участников второго тура.
- Эти сахарные горы
Выплывают тут и там
В океанские просторы.
Но не сладко кораблям. (Айсберги) - Сеет в небе
Сито, сито –
Вся земля
Мукой укрыта. (Снег) - Кто-то утром застеклил,
Как окошко, воду,
Чтоб карасик не простыл
В лютую погоду. (Лёд)
Задание ко 2-му туру.
В нашей стране праздник Нового года любят не только дети, но и взрослые. Двери дома всегда открыты для гостей, которых непременно ждёт угощение.
В Англии тоже, как и во многих других странах, можно приходить в праздник Нового года в гости без приглашения и даже заходить в незнакомый дом. При этом вежливый англичанин должен иметь при себе предмет, без которого трудно было обходиться раньше, без него нет тепла в доме и сегодня. Что же должен взять с собой англичанин? (Уголь)
Загадки для отбора участников третьего тура.
- Голова огнём пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу,
Лампы нет – я посвечу. (Свеча) - Два холодных брата –
Белые как вата.
Только всё же, всё же
Братья не похожи:
Первый может вдруг пойти,
А второй не может. (Снег и иней) - Эта раскрасавица приходит к нам зимой,
Белая и гладкая, не просится домой.
Чёрненькие глазки сверкают угольком,
Кокетливая шляпка повернута вверх дном. (Снежная баба)
Задание к 3-му туру.
Наступающий год – это год …? И надо при каждом ударе часов в полночь порычать. Давайте попробуем, как вы это сделаете. Молодцы!
А вот кубинцы с каждым ударом часов должны что-то съесть. Что же съедают кубинцы в полночь при каждом ударе часов? (Виноградины).
ФИНАЛ ИГРЫ.
Задание.
Все вы знаете, что зимой всё в природе как будто засыпает: все растения находятся в стадии сна и животные ведут более спокойный образ жизни, мало кто выводит потомство.
А вот эта птица живёт в холодных краях и выводит своё потомство в холодную зиму. Она не делает гнезда, а яйца держат в лапах, прижимая к пуху живота. (Пингвин)
СУПЕР-ИГРА.
Задание.
Новый год – самый древний праздник. У разных народов новый год приходил по-разному: у одних – весной, у других – осенью.
Петр 1 накануне 1700 г. издал указ отмечать новый год 1 января – “по латинскому обычаю”. По указу императора Петра 1 следовало 1 января 1700 года “…в знак доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом…по знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни”.
А в каком месяце до указа Петра 1 праздновали приход нового года, если он издал указ об этом празднике 31 декабря 1699 года? (Сентябрь)
Итог.
Вот и закончилась наша игра. Мы не только определили победителя, но и узнали новое о традициях празднования Нового года в разных странах и в нашей стране. И, конечно, какой же праздник Нового года без угощения? Поэтому ваши родители позаботились о том, чтобы все атрибуты праздника были соблюдены, и приглашают вас к столу.
Литература
- Праздники для детей и взрослых: в 2 кн. /Автор-составитель Н.В.Чудакова. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 1997.
- Извекова Н.А., Латов Н.В. Праздник в семье. – М.: Педагогика, 1996.
- Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.
- Материалы www.google.com.