Программное содержание:
- Познакомить детей с рассказом.
- Формировать понятие о правильной, красивой речи, о ее основных компонентах.
- Закрепить навык развернутого связного высказывания.
- Развивать внимание, диалогическую речь, эмоций, выразительности речи, памяти, воображение, нравственных представлений, фонематический слух, ритмику движений.
- Воспитывать доброту, отзывчивость, чувство сопереживания герою рассказа, выдержку, умение слушать и слышать речь логопеда и детей.
- Активизация словаря: речецветик, правильная речь, красный, синий, желтый, оранжевый, слово, звук, внятно, выговаривать, секрет, стебель, лист, лепесток.
Методические приемы:
- Словесные: вопросы, рассказывание, беседа,
- Наглядные: использование иллюстраций, цветка Речецветика,
- Игровые: путешествие в сказку, сюрпризный момент,
- Практические: упражнения, vатериал, оборудование:
- Демонстрационный: иллюстрации к сказке, цветок Речецветик, лепесток с символом, Раздаточный: игра "Собери цветок" на каждого ребенка.
Ход занятия
- Ребята, сегодня я расскажу вам одну интересную историю. Садитесь удобно, приготовьтесь слушать внимательно. Сказка называется "Сказка о непослушном язычке".
Жила-была девочка Маша. Красивая была девочка, добрая, послушная. Но вот беда - не слушался девочку ее язычок - никак не хотел он правильно выговаривать звуки и слова. И поэтому случались с девочкой разные неприятности.
Выйдет девочка погулять, зовут ее ребята в прятки играть: "Маша, пойдем с нами играть". А она им: "Фефяс", что значит "сейчас". А дети думают, что не хочет девочка с ними играть и убегают. Зовет девочку мама: "Маша, пойдем в цирк". Девочка отвечает: "Кофечно", что значит "конечно". А мама думает, что Маша балуется и не берет Машу в цирк.
Папа предлагает: "Хочешь шоколадку?" отвечает девочка: " Осен хофу", что значит "очень хочу", а папа думает, что у Маши насморк и покупает вместо шоколадки таблетки.
Очень девочка расстраивалась, что не понимали ее дети и взрослые. Узнала про это Фея правильной речи и решила помочь девочке - раскрыть ей секреты, как научиться правильно говорить. Она подарила ей волшебный цветок Речецветик, на котором нарисованы правила красивой речи. И научила петь песенку:
Я буду разговаривать и буду выговаривать,
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Очень скоро, выполняя советы Феи, научилась девочка правильно разговаривать. Стали дети во дворе приглашать Машу в свои игры, а взрослые понимают о чем девочка говорит. А сама Маша теперь всегда радостная и веселая, а про секреты Феи никогда не забывает.
Вот такая сказка.
Физминутка:
Давайте ребятки вместе с вами повторим слова песенки и постараемся их прохлопать. Если мы выучим песенку и узнаем все секреты Феи, то очень скоро научимся разговаривать правильно, как та девочка из сказки. Игра "Прохлопай песенку".
Я буду разговаривать и буду выговаривать,
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Дидактическая игра "Собери цветок". Какого цвета твой цветок? А у тебя? Беседа по сказке:
- Давайте с вами вспомним сказку.
- О ком говорится в сказке?
- Как звали девочку?
- Какая она была?
- Какая у девочки была беда?
- Что случилось с девочкой?
- Кто помог девочке?
- Что случилось потом?
- А вы хотите узнать секреты правильной речи? Фея прислала нам стебелек от волшебного цветка. Этот волшебный цветок помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Цветок называется Речецветик. Сегодня мы получаем первый лепесток. Что на нем нарисовано? (Ухо) Правильно.
Открывает нам Речецветик первый секрет:
- Слушаем внимательно логопеда и воспитателя.
Это значит, что надо внимательно слушать, а потом говорить.
- Повторим хором секрет.
Вот какой цветок Речецветик (логопед прикрепляет лепесток). А когда мы соберем все лепестки, то сможем попасть в гости к Фее правильной речи. Хотите в гости к Фее? Сегодня на занятии внимательно слушали сказку... Хорошо отвечали... Старались правильно выговаривать звуки... Молодцы.
Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе Тема: В гостях у игрушек
Программное содержание: Пополнять и активизировать словарь детей, используя художественную литературу; употреблять существительные с обобщающим значением; закреплять правильное речевое дыхание, произношение звука -с- в словах, чистоговорках, стихотворениях.
Совершенствовать отчетливое произношение слов, развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи.
Воспитывать желание говорить правильно, красиво. Активизация словаря: игрушки: самолет, мишенька, заинька. Методические приемы:
Игровые: сюрпризный момент, подвижная игра "Самолет", д/и "Скажи ласково", упражнение на речевое дыхание "Подуем на самолетики".
Словесные: вопросы, указания. Материал и оборудование: Демонстрационный: ширма, игрушки (мяч, мишка, зайка, бычок, самолет), цветок "Речецветик". Раздаточный: бумажные разноцветные самолетики.
Ход занятия
(Воспитатель с детьми заходит в группу и подходят к цветку "Речецветик")
- Ребята, посмотрите на Речецветик. Вчера мы с вами получили первый лепесток. Сегодня нам предстоит очень ответственно потрудиться, правильно выполнять все задания, чтобы Фея Королевства Правильной речи прислала нам еще один лепесток. За заданиями сегодня мы пойдем к героям книги А. Барто "Игрушки". (Показываю книгу).
- Эту книгу написала Агния Барто, о чём эта книга?
- О мяче, грузовике и т.д.
- Скажите, как можно назвать их одним словом?
- Игрушки.
- Правильно.
Подвожу детей к столу, на котором находятся игрушки: мяч, самолет, мишка, зайка, бычок.
- Посмотрите, ребята, вот эти игрушки будут вам давать задания. А теперь проходите и садитесь на стульчики.
Отгадайте, какая игрушка задаст вам первое задание.
Его пинают, а он не плачет
Его бросают назад, он скачет.
- Мячик!
- Правильно. Мячик предлагает прочитать про него стихотворение
- 1-2 ребенка читают стихотворение "Мяч" А. Барто.
- Молодцы, а теперь послушайте следующую загадку: Он косолапый и сосет он лапу.
- Мишка!
- Правильно. А Мишка предлагает вам поиграть с ним в игру "Скажи ласково". Мы с мишкой будем говорить первое слово, а вы нам ответите ласково и прохлопаете это слово.
Воспитатель: слонДети: слоник Воспитатель: мяч Дети: мячик Воспитатель: кукла Дети: куколка Воспитатель: мишка Дети: мишенька
Воспитатель: флаг Дети: флажок Воспитатель: машина Дети: машинка Воспитатель: бык Дети: бычок
- Молодцы! Ребята, Мишка тоже хочет послушать стихотворение про себя.
(1-2 ребенка читают стихотворение "Мишка" А. Барто)
- Хорошо, ребята, Мишка сказал мне, что вы очень красиво читали стихотворение.
(Слышатся звуки "му-му")
- Ребята, вы слышите? Кто это может так здороваться?
- Бычок!
- Правильно. Следующее задание даст вам Бычок. Он предлагает нам показать как мы хорошо играем в "Самолет".
(Предлагаю детям встать в круг лицом. Вместе читаем стихотворение "Самолет" А. Барто и выполняем движения). Самолет построим сами стоим на одной ноге, руки в стороны Понесемся над лесами бежим по кругу с поднятыми в сторону руками, понесемся под полями меняем направление, а потом вернемся к маме. приседаем.
- Молодцы! Давайте сядем на свои стульчики и узнаем, что еще нам нужно сделать.
- Ребята, Бычок тоже хочет послушать стихотворение про себя и хочет, чтобы его прочитали Илья и Адиля по очереди. Порадуем Бычка?
- Хорошо, ребята, думаю, что Бычок доволен. А теперь слушайте, какая будет следующая игрушка: "Зимой белый, летом серый".
- Зайчик!
- Правильно! Зайчик мне тоже что-то шепчет. Он не умеет правильно говорить -с- и просит научить его. Давайте покажем ему, как нужно соединять зубки, чтобы звук получился и расскажем чистоговорку (дети делают улыбочку с открытым ртом, зубы соединены, выдувают воздух произносят -с-с-с-с-с).
Са-са-са-вот летит оса ритмично хлопают
Су-су-су- вижу я осу смотрят через "очки" вправо-влево
Сы-сы-сы-боюсь я осы стучат кулаком об кулак
- Молодцы. Еще Зайка спрашивает, знаете ли вы про него стихотворение?
- Да, знаем.
- Прочитаем? -Да
(1-2 ребенка читают стихотворение "Зайка" А. Барто)
- Ребята, а какая игрушка нам еще не давала задание?
- Самолет!
- Правильно.
(Поднимаю самолет и нахожу под ним коробку)
- Смотрите, а под самолетом коробка. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней?
- Ребята, это записка от самолета. Давайте почитаем: "Здравствуйте, ребята! Научите меня и моих друзей правильному дыханию. Мои друзья - это бумажные самолётики. А Сашу и Игоря мы просим прочитать про нас стихотворение". Вот такое письмо, ребята. Сначала мы научим их правильному выдоху
(Раздаю самолетики детям и вместе читаем: "Плавно, долго выдыхаем. Звук протяжно выдуваем". Затем дети дуют на свои самолетики так, чтобы крылья зашевелились)
- Вот смотри, Самолет, так нужно дуть. А теперь слушай стихотворение про тебя.
(Игорь и Саша по очереди читают стих "Самолет" А. Барто)
- Молодцы, ребята, я думаю, что игрушкам понравилось как мы сегодня потрудились на занятии, старались говорить красиво и правильно, потому что они принесли нам второй лепесток цветка "Речецветик". Давайте мы его прикрепим к цветку
- Скажите, что для вас сегодня было самым интересным? А трудным?
Конспект комплекса артикуляционной гимнастики в форме сказки "Колобок"в средней логопедической группе
Программное содержание: Учить детей удерживать язык в заданном положении, подготавливать язык детей к постановке свистящих звуков, к выдуванию изолированного звука -с- , закрепить сказку "Колобок".
Развивать подвижность артикуляционного аппарата, длительного плавного выдоха, фонематического слуха, активизировать с помощью массажа рефлекторных зон руки, развивать двигательную общую, артикуляционную и мелкую моторику, внимание, память и воображение.
Воспитывать усидчивость, интерес к художественной литературе, взаимодействие со взрослым и детьми.
Активизация словаря: колобок, амбар, сусеки, сметана, скребен, метен, мешен. Материал, оборудование.
Демонстрационный: иллюстрации к сказке "Колобок" (сюжетные картинки), выполненные в форме киноленты.
Раздаточный: шарики СУ-ДЖОК. Предварительная работа: проведение артикуляционной гимнастики в режиме дня, разучивание артикуляционных упражнений, чтение сказки "Колобок", разучивание песенки колобка.
Ход занятия
- В гости к нам сегодня колобок пришел. Помните, из какой он сказки? Какие еще герои есть в этой сказке? Давайте все вместе споем песенку колобка (в это время массажируют руки шариками СУ-ДЖОК).
Я колобок, колобок
По амбару скребен,
По сусекам метен
На сметане мешен
В печку сажен
Я из сказки ушел
В гости к вам пришел.
Колобок предлагает поиграть с ним. А играть мы будем язычком. Проглотили слюнки. Сели поудобнее. Начинаем сказку.
(Логопед рассказывает и выставляет сюжетные картинки)
- Жили-были бабушка и дедушка. Бабушка сидит на лавочке (покусывать нижнюю губу) и дедушка сидит на лавочке (покусывать верхнюю губу), бабушка по сусекам помела (упражнение "Щеточка"), по амбару поскребла (упражнение "Уголки"). Наскребла муки и замесила тесто (упражнение "Болтушка"). Из теста испекла колобок (открыть широко рот, удерживать 5 секунд), положила колобок на тарелочку (упражнение "Блинчики") и оставила на окошке остужаться (упражнение "Окошко").
Колобок лежал-лежал, да спрыгнул с окна (упражнение "Блинчик" - высунуть язык вниз), покатился в лес (упражнение "Вкусное варенье").
Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц (втянуть щеки в себя), а потом медведь идет (надуть щеки) - поочередно 4 раза. Катится колобок дальше, катится. А потом попались ему навстречу волк (улыбнуться, показать зубы) и лиса (губы в улыбке) - поочередно 4 раза.
Укатился колобок и от зайца, и от волка, и от медведя (упражнение "Вкусное варенье"), а лиса упросила сесть его на мордочку (широкий язык на верхней губе), песенку спеть (упражнение "Накажем язычок"). Горячий колобок (дуть на широкий язык на верхней губе). Чуть остыл колобок, и лиса его съела (упражнение "Футбол"). Меленая мордочка стала у лисы побежала она к мостику (упражнение "Горка") умываться. Моется водичкой, а водичка журчит (упражнение "Песенка" водички "с-с-с").
- Вот и сказки конец, кто правильно все делал, тот молодец. Очень старались... Молодцы... И сегодня мы узнаем еще один секрет правильной речи.
Логопед показывает лепесток, на котором нарисован язык. Язычком своим играем Напрягаем, выгибаем.
Давайте повторим хором и постараемся запомнить.
(Дети повторяют, логопед пристегивает лепесток к Речецветику) Конспект пальчиковой гимнастики в средней логопедической группе Тема: "Домашние птицы"
Программное содержание:
- Закрепить название домашних и перелетных птиц (гусь, курица, петух ласточка), отличительные особенности их внешнего вида; тексты стихов, закрепить в речи произношение звуков -к-, -г-.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение различать темп и ритм речи и движений рук, слуховое внимание и восприятие, память, воображение.
- Воспитывать интерес к пальчиковым играм, доброжелательное отношение к товарищам, любовь к животному миру.
Предварительная работа:
- Изучение темы "Домашние животные", разучивание пальчиковых игр. Материал и оборудование:
- Демонстрационный: иллюстрации (гусь, курица, петух, ласточка), цветок Речецветик.
Ход гимнастики.
Логопед достает из конверта лепесток с изображением руки, показывает детям.
- Ребята, Фея нам прислала новый лепесток с секретом правильной речи. Что на нем изображено? (Рука). Это значит, что игры с пальчиками помогают нам учиться правильно говорить:
Пальчиками мы играем,
И массаж мы получаем.
Дети хором повторяют, а логопед прикрепляет лепесток к Речецветику и предлагает детям поиграть с пальчиками.
Упражнение "Пляшите, пальчики" У Маши жил веселый гусь (правой рукой изображаем гуся)
Логопед выставляет картинку с изображением гуся. Он знал все песни наизусть (левой рукой изображаем гуся).
- Спляшем, Маша, спляшем (пальцы сжать - выпрямить)
У Маши славный жил петух. (правой рукой изображаем петуха)
Он повторял все песни вслух (левой рукой изображаем петуха)
Логопед выставляет картинку с изображением петуха
- Спляшем, Маша, спляшем. (пальцы сжать - выпрямить)
У Маши курочка жила (правой рукой изображаем "курочку")
Логопед выставляет картинку с изображением курицы. Она яички нам несла (левой рукой изображаем "курочку")
- Спляшем, Маша, спляшем. (пальцы сжать - выпрямить)
Упражнение "Кулачки-ладошки" Есть у любого два кулачка (показать кулачки)
Хлопнул один по другому слегка (медленно стукнуть кулачками друг о друга)
Ну, а ладошки не отстают (показать ладошки)
Следом за ними весело бьют (медленно хлопать в ладоши)
Кулачки быстрее бьют - (стукнуть кулачками друг о друга до чего стараются в среднем темпе
А ладошки тут как тут, (хлопат ь в среднем темпе)
так и рассыпаются
Кулачки давай сердиться, (стукнуть кулачками друг о друга громко хлопать стали. быстро)
А ладошки - баловницы (быстро хлопатьтоже не отстали)
Анализ занятия.
Молодцы. Давайте еще раз повторим секрет правильной речи, который мы сегодня узнали. Дети хором повторяют: С пальчиками мы играем И массаж мы получаем
Сегодня послушные пальчики были у Насти, Яны, Тимура.... Очень старались ...
Тема: В королевстве Феи Правильной речи.
Логопед: Ребята, мы выполнили все задания Феи. Мы собрали все лепестки Речецветика, изучили все правила. Теперь мы можем отправиться в "Страну Правильной речи", а Речецветик подскажет нам, куда нужно двигаться. Только с его помощью мы сможем найти дорогу.
Фея: Здравствуйте, ребята, проходите. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости.
Дети: Здравствуйте.
Логопед: Здравствуй, добрая Фея. И мы очень рады нашей встречи. Мы получили от тебя подарок - волшебный цветок Речецветик и всю неделю собирали к нему лепестки, чтобы узнать секреты правильной речи. Очень старались - хотели побывать у тебя в гостях.
Фея: Я рада, что вы познакомились с секретами правильной и красивой речи, а все ли дети их запомнили? Давайте все вместе вспомним эти секреты.
Дети смотрят на лепестки Речецветика и хором отвечают, а логопед указкой показывает лепесток:
- Ухо - Слушаем всегда внимательно логопеда и воспитателя.
- Язык - Язычком своим играем напрягаем выгибаем.
- Губы - Губами двигаем красиво, плавно и неторопливо.
- Правильное дыхание - Плавно, долго выдыхаем, звук протяжный получаем.
- Рука - С пальчиками мы играем и массаж мы получаем.
- Книга - Книги разные читаем в них о многом мы узнаем. Фея: Молодцы, ребята. Теперь пусть этот волшебный цветок Речецветик живет у вас в группе, а вы обращайтесь к нему за советами, как научиться правильно разговаривать. Выполняя эти правила, будете разговаривать красиво. А как только все дети научатся говорить правильно, я приглашу вас в волшебный город, где я живу - город Красивой речи. Хотите там побывать? А теперь давайте все вместе споем песенку:
Мы будем разговаривать (отхлопать по слогам) и будем выговаривать (протопать по слогам). Так правильно и внятно (отхлопать по слогам), чтоб было всем понятно (протопать по слогам).
Фея: Как хорошо у вас получилось. Умницы. А сейчас я хочу угостить вас волшебным печеньем. Кто съест моего волшебного печенья, у того язычок становится послушным. Угощайтесь, ребята.
Логопед: Спасибо тебе, добрая Фея. А нам пора возвращаться в группу. Мы постараемся научиться правильно разговаривать, чтобы попасть в город Красивой Речи. До свидания, добрая Фея!