Цель урока:
- Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
- Развивать умения разбирать слова по составу.
- Развивать каллиграфические навыки учащихся.
- Воспитывать активность, внимательность, любовь, бережное отношение к природе.
Оборудование:
- гонг,
- карточка с новым словом,
- картина березы,
- карточки со словами для закрепления.
1. Организационный момент
Слышите, звенит звонок,
Говорит: " Начнем урок!"
У нас сегодня необычный урок - урок-аукцион.
Что обозначает слово аукцион?
Аукцион - публичная продажа товаров в заранее установленное время и в назначенном месте, при которой покупателем товара считается лицо, предложившее за него наивысшую цену. Обычно продают какие-то антикварные вещи, выставляют на аукцион целые здания. А мы сегодня будем продавать:.. отгадайте загадки и узнаете, что продаем.
Слова состоят из частей, А эта часть слова
А ну-ка скажите скорей:
Какая часть слова стоит впереди,
И за что ей такие почести? (приставка)Самая важная,
Определит смысл слова
И родственников укажет (корень)В конце слова стоит,
Слова согласует и примирит.
Самая изменяемая,
Называется:(окончание)Ну а эта часть хитра
Если в слове есть она,
То размер определит,
И часть речи даже может
Очень просто изменить (суффикс)
Итак, значит, мы сегодня с вами будем на аукционе продавать части слова.
- Какую работу выполняют части слова?
Части слова определяют смысл слова, помогают изменить его смысл, образовав родственные слова. Помогут существительному превратиться в глагол или прилагательное и наоборот, согласовывают слова в предложениях и словосочетаниях. Они такие маленькие и так много значат! Поэтому они так и называются - значимые части слова.
Проверим, насколько прочно вы усвоили однокоренные слова, как научились разбирать слова по составу. На уроке должны быть все активны и внимательны.
2. Проверка домашнего задания.
- Назовите слова из текста, в которых вставили пропущенные буквы и докажите, что правильно выполнили задание.
- Назовите родственные слова (сосна - сосновый). Почему они родственные?
- Зачитайте из текста сложное предложение. Почему оно сложное?
3. Минута чистописания.
бер ере еза
няк зов вик
(на доске карточка со словом, перевернутая обратной стороной)
На карточке спряталось слово. Чтобы его узнать, надо загадку отгадать.
В белом сарафане
Встала на поляне
Летели птицы
Сели на косицы.
- Что это такое? (береза) Карточка переворачивается и показ картины с изображением березы.
- Какие слова помогли догадаться, что это береза?
(белый сарафан - это ствол березы, косицы - ветви)
4. Словарная работа.
- Запись слова в тетрадь с выделенной орфограммой
Береза
- Раздели слово на слоги, укажи количество звуков и букв (фонетический разбор)
- Беседа
Ребята, ни в одной стране нет столько берез, как у нас, в России. Мила она русскому человеку. Береза - и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько сел, деревень, рек, названо в честь нашей веселой березки! Любит наш народ свою зеленую красавицу и за ее красоту и за пользу, которую она приносит. А какую пользу приносит береза?
(сообщения учащихся, которым было дано заранее задание подготовить о пользе березы)
1 ученик. Из почек березы приготовляют лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора ягод и грибов. Березовые дрова - лучшее топливо в русской печке. Из древесины березы изготовляют фанеру, мебель, прочные лыжи, уксус.
2 ученик. А березовый сок - прохладительный напиток. Раненое дерево истощается. Запасы сока нужны для образования молодых ветвей и листьев. Через ранку попадают микробы, и они вызывают болезнь дерева. Если человек берет сок березы, он обязан замазать это место, чтобы сок больше не выделялся и не капал впустую на землю. Очень важно беречь березу.
- Из слогов чистописания составь родственные слова к слову береза и запиши их в тетрадь.
- Какие слова у вас получились? (березняк, березовый, березка, подберезовик)
- Как понимаете смысл слова березняк?
- Почему гриб называется подберезовик?
- Почему эти слова родственные?
- Какая главная часть в этих словах? Как она называется?
5. Работа по теме.
- Продается корень. Даю слово лес. Подберите родственные слова. Кто больше? (запись в тетрадь)
Проверка:
Лес - лесной, лесок, лесистый, перелесок, лесовичок и т.д. - продано (звучит гонг)
Вода - водица, водяной, подводный, водянистый, водянка, подводник - продано
Земля - земляной, землица, земелька, подземный, земелюшка - продано
Вывод: Какую часть слова продали? Что такое корень?
- Какая часть слова служит для образования новых слов и стоит в начале слова?
На доске:
Полетел, поиграл, пони, поел.
Принес, приклеил, прислонился, призы
Пролез, проза, проговорил, прочитал
- Найди лишние слова в каждой строчке. Объясни свой выбор. Учащиеся объясняют значение слов пони, призы, проза)
- Запиши в тетрадь слова с приставками:
- 1 ряд из 1-й строки
- 2 ряд из 2-й строки
- 3 ряд из 3-й строки
- Придумайте и запишите свои слова с приставками по-, при-, про-. Какой ряд больше придумал слов? Проверка.
Вывод: Какую часть слова продавали? Что такое приставка? - продано
- Какая часть слова придает ласкательный оттенок, уменьшительное значение?
- Запись под диктовку:
Стена - стенка, стеночка
Гряда - грядка, грядочка
Город - городок, городишко
- Какая часть слова позволила образовать новые слова? (суффикс)
- Выдели суффикс в словах. Приведи примеры слов с такими же суффиксами.
Вывод: Какую часть слова продавали? Что такое суффикс? - продано
- Какая часть слова служит для связи слов в предложении?
- Можно ли назвать слова родственными класс, в классе, по классу, нет класса? Почему? (это форма одного и того же слова). Выдели окончания в этих словах, назови. Приведи примеры слов с разными окончаниями и назови их. Для чего служит окончание? Что такое окончание? - продано
5. Физминутка "Хомка".
6. Обобщение пройденного материала.
- Работа по учебнику.
Упр.159, стр.72 Цель: проверить умения учащихся правильно выполнять разбор слов по составу.
Выполнение упражнения с комментированием.
- Игра "Какой ряд быстрее?"
(на карточках слова, которые нужно разобрать по составу)
1 ряд 2 ряд 3 ряд Домик Грибки
Отлет
Козочка
Входить
лапка ягодки
прилет
вазочка
отплыть
хвостик ежики
вылет
грядочка
посадить
- Подведение итогов игры.
7. Итог урока.
Чему учились на уроке? Вывод по всем частям слова.
Д/з упр.165 стр.75 (с объяснением).