Цель:
- Раскрыть связь понятий “гуманизм”, “мораль”, “человечность”, “нравственность”; раскрыть понятия “добро” и “зло” как наиболее общие понятия морали.
- Показать практическую направленность и регулятивные возможности морали.
Тип урока: Обобщение по теме “Что делает человека человеком?”
Оборудование: А.де Сент-Экзюпери “Маленький принц”, любое издание. Песня “Маленький принц”. Сл.Н.Добронравова, муз. М.Таривердиева.
Ход урока
Вступительное слово учителя – цели и задачи урока.
Вопросы
|
1. Что является главным объектом изучения
обществознания? – сегодняшний урок тоже о человеке. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является сам человек. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить на другой вопрос: что значит быть человеком, как стать человеком, человечным? |
Чтение учебника (с. 21) запись в тетрадь и на доске
|
– определение человечности Человечность – каждодневное проявление гуманизма 2. Как вы понимаете
принцип гуманизма? |
Запись в тетрадь
|
– человек в отличие от животного способен поступать
повинуясь представлениям о должном; – все поступки людей непременно оцениваются ими самими и другими людьми по определенным критериям; – установленные правила или принципы поведения – это мораль. 3. Кто же установил эти правила и должен следить за их исполнением? – попробуем разобраться, используя произведение А.де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Поэтическая, полная щемящей нежности к человеку книга и до сих пор актуальна обращением к общечеловеческим ценностям. |
Вопросы Текст (с.26) С.24-26 С.53 пьяница
Задание
|
– какие правила каждодневного поведения выработал для
себя Маленький принц? – как вы думаете, кого или что понимал Маленький принц под баобабами? – какие путешествия совершил Маленький принц, какие планеты посещает, как вы думаете, случайно ли это? – назовите черты характера, которые отталкивают Маленького принца? (делим лист в тетради пополам, работаем одновременно в тетради и на доске, записи появляются постепенно по мере ответов детей на вопросы, сначала заполняем левую часть – отрицательные качества людей, затем правую – качества, которые привлекают Маленького принца) – попробуйте назвать качества людей, которые привлекают Маленького Принца – кого из встреченных малышом людей он выделяет особо, почему? (Этот взрослый думает не только о себе) |
Вопрос С.30-31 С.38-40 С.49 С.22 С.33-34 |
– чему еще нас научил Маленький принц? – замечать красоту – оценивать человека по поступкам – судить себя самому – нельзя забывать друзей – не быть равнодушным (равнодушный не человек, он – гриб) |
Вопрос С.84-85 Чтение С.89-90 |
– какую мудрость открыл Лис Маленькому принцу? – Узнать можно только те вещи, которые приручишь. Для этого надо запастись терпением . – Чтобы гуманно относиться к человеку, полюбить его, нужно отдать ему душу, подарить свое время. Тогда даже самый обычный человек покажется самым прекрасным. |
Вопрос С.90,97 С.91,103
|
– какой секрет открыл Лис Маленькому принцу на прощание? – Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь – Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил Эти слова подарок сердцу. Не все подарки можно взять в руки. Каждое чувство нужно заслужить неустанной душевной работой. Любовь – это труд души. |
Вывод делают дети, учитель корректирует
|
Основным субъектом моральной деятельности является личность, а личностью может считаться только человек ответственный, умеющий отвечать за свои поступки, добровольно подчинять свои действия требованиям морали. Человек должен уметь быть верным в дружбе и любви, не быть равнодушным, пассивным по отношению к злу. Каждый в ответе не только за свою судьбу. |
Вопрос С.91
|
– почему Маленький принц возвращается на свою планету? – какой способ он для этого выбирает? – умер ли Маленький принц? А мог ли? Почему? Кого или что назвал Маленьким принцем А.де Сент-Экзюпери? Это душа. Совесть. |
С.117
|
Давайте обратимся к последним словам сказки: “Это, по-моему, самое красивое и самое печальное место на свете. Этот же уголок пустыни нарисован и на предыдущей странице, но я нарисовал еще раз, чтобы вы получше его разглядели. Здесь Маленький принц впервые появился на Земле, а потом исчез. Всмотритесь внимательнее, чтобы непременно узнать это место, если когда-нибудь вы попадете в Африку, в пустыню. Если вам случится здесь проезжать, заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой! И если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы уж, конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда – очень прошу вас!– не забудьте утешить меня в моей печали, скорей напишите мне, что он вернулся… |
Заключение | Ребята, это сказка. Но поверьте в сказку.
Задумайтесь над тем кто и что вы. А главное, не пропустите момент,
когда к вам постучится Маленький принц. Звучит песня “Маленький принц”. |