Урок в 5-м классе "Правильные и неправильные дроби"

Разделы: Математика


Цели урока:

Образовательная:

- закрепить знания учащихся в чтении и записи дробей, записи частного и натуральных чисел в виде частного, нахождение дроби от числа.

Развивающая:

- продолжить развивать навыки, умения выполнять действия с правильными и неправильными дробями.

Воспитательная:

- воспитывать дружеские отношения в классе;

- умение работать в парах;

- создавать благоприятные условия для развития логического мышления учащихся на уроке математики.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Проверить готовность к уроку.

2. Проверить домашнее задание (собрать тетради, и отдать на проверку аналитической группе).

3. Объявить тему урока, его цели и задачи.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Математический диктант.

- Класс работает по вариантам.

- 2 ученика вызываются к доске, остальные работают в тетрадях.

- проводится взаимопроверка в парах, сверяясь с записями на доске.

- максимальная оценка 5 баллов.

Вопросы.

Дроби всякие нужны,
Дроби разные важны.
Дробь учи, тогда сверкнёт тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет лёгкой даже трудная задача.

1. Запишите дроби: одна третья (две седьмых), две девятых (пять шестых).

2. Назовите числитель и знаменатель дроби  .

3. Закончите предложение: «Десятая часть метра (сантиметра) называется…»

4. Запишите дроби:  ( ).  Подчеркните те из них, у которых знаменателем является число 11 (19).

5. Сколько сантиметров в:   м  ( м)?

Физкультминутка.

Ну-ка в сторону карандаши,
Ни тетрадей, ни ручек, ни мела.
Вы устали, ребята, сейчас отдохнём,
Чтобы дальше идти  нам смело.
Дружно встали, делаем зарядку.
(если согласны с утверждением – руки вверх, если нет – вперёд).

3/4 - правильная дробь

9/12 – неправильная дробь

5/9>1

8/8<1

17/5>1

2/7>5/7

Отдохнули? Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов продолжать урок?
Всё ли на месте? Всё ли в порядке?
Ручка, учебник и в клетку тетрадка?
Все ль правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

6. Целое число разделили на 40 (60) частей. Запишите в виде дроби 1, 33, 5, 15, 20 частей этого числа.

7. 1 кг печенья 52 руб.  Сколько стоит  кг   ( кг) печенья?

8. Запишите дробь,  у которой числитель на две (три) единицы меньше знаменателя.

9. Турист прошел   () маршрута. Какую часть маршрута ему еще придется пройти?

10. Запишите число 12 (15) в виде любой дроби.

2. Закрепление материала.

У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении.
Итак, ребята, задача нашего урока – выяснить, смогут дроби поставить нас в затруднитель-ное положение или нет. Для этого нам понадобится учебник, в котором Вы сможете проверить свои знания (работа с учебником).

1. Из дробей выписать все неправильные: № 377;

2. Решение задач с параметрами: № 378;

3. Выделение целой части из неправильной дроби: № 391 (устно); № 393 (письменно).

Ребята. Нам остался последний этап урока. Нам нужно оценить свои знания и умения, которые  Вы получили на уроке.

- Кто оценил свою работу на “отлично”?

- Кто оценил свою работу на “хорошо”?

- Кто считает, что сегодня не его день и у него не было желания работать?

Это просто замечательно, что среди Вас нет таких ребят, которым скучно, неинтересно на уроках математики. Я очень рада, что вы уйдёте с урока с прекрасным настроением, хорошими отметками и отличными знаниями.

Вы, действительно, смогли доказать, что дроби не поставили вас в трудное положение. Уверена, трудностей не возникнет, когда вы на следующем уроке будете решать задачи по данной теме.

III. Итог урока.

1. Итоговая беседа.

- Что такое обыкновенная дробь?

- Из чего состоит обыкновенная дробь?

- Что такое знаменатель дроби и что он показывает?

- Что такое числитель дроби и что он показывает?

- Что означает дробная черта?

- Какие дроби называются правильными?

- Какие дроби называются неправильными?

- Как найти дробь от числа?

- Как найти число по данному значению его дроби?

2. Оценивание работы учащихся на уроке.

3. Домашнее задание.

  1.  §22, знать все правила.
  2. Письменно выполнить: № 379, № 394, № 399.

Вы были активны и уверены в себе. Спасибо вам за отличную работу.
Вы все молодцы!
Вы все удальцы!
И пусть на года,
Любимой всегда,
Для вас математика будет!
Урок окончен.