Пояснительная записка.
Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Исходя из этого, возникла необходимость по созданию условий для целенаправленной работы по поисково–познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя, «ученого».
Для решения поставленной цели реализуются следующие задачи:
- Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развивать собственный исследовательский и познавательный опыт;
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
- Развивать у детей коммуникативность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий;
- Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.
Данная программа рассчитана на два года.
Первый год обучения рассчитан на старший дошкольный возраст.
Занятия будут проходить во второй половине дня один раз в неделю по 25 минут подгруппами по 9 – 10 человек.
Программа составлена согласно требований к содержанию и оформлению образовательных программ для образования детей (Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 года №28 – 02 – 484 (16), и основана на разработанных проблемных заданиях, занимательных опытах, экспериментов для детей, предложенных О.В. Дыбиной (Дыбина О.В. Рахманова Н. П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. [текст]/ О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щитинина. Творческий Центр Москва 2002 190 с.
Данная программа может быть использована воспитателями дошкольных учреждений при работе с детьми, а также их родителями.
Предполагаемый результат I года обучения:
- умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы), действовать по алгоритму;
- умение опытным путем доказывать свойства воздуха;
- умение опытным путем определять силу тяготения, инерции, трения;
- умение опытным путем выявлять свойства предметов - массу, размеры;
- расширение знаний о Солнце и свойствах солнечной энергии;
- умение самостоятельно выполнять опыты по схеме, по заданию на рабочем листе;
- умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
- овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Тематическое планирование
I год обучения
Название разделов |
Общее количество часов |
Теоретические часы |
Практические часы |
1.Вводное занятие. |
1 |
1 |
- |
2.Свойства воды. |
5 |
1,75 |
3,25 |
3.Свойства воздуха. |
4 |
1,75 |
2,25 |
4.Сила. |
4 |
1,75 |
2,25 |
5.Измерение величин. |
2 |
0,5 |
1,5 |
6.Природные катаклизмы. |
3 |
1,5 |
1,5 |
7.Солнце. энергия. |
5 |
2,25 |
2,25 |
8.Звук. |
2 |
0,75 |
1,25 |
9.Итоговые занятия. |
3 |
- |
3 |
Всего |
29 |
11,5 |
17,5 |
Содержание программы
I год обучения.
1. Вводное занятие – техника безопасности – 1 час.
2.Свойства воды – 5 часов.
Теория:
уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. Познакомить с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков, расширить представления о значении воды в жизни человека; развивать социальные навыки.
Практическая работа:
отгадывание кроссворда о воде, опыты, доказывающие определенные свойства воды ( игра «Кто больше перенесет воды пипеткой за 1 минуту?»), смешивание воды с различными веществами, очищение воды фильтрованием. Получение конденсированной воды на охлажденном стекле, заполнение мнемотаблицы «приключение Капельки», отгадывание загадок, опыты со льдом, игра «Арктическое морское путешествие».
Умения и навыки:
умение работать с водой, пипеткой, стеклянной посудой. Умение работать по алгоритму, разгадывать кроссворды, навыки безопасного поведения при работе с различными веществами. Умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.
3. Свойства воздуха – 4 часа.
Теория:
расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется и поднимается вверх – он легкий, при охлаждении сжимается и опускается вниз – он тяжелый; познакомить с историей изобретения воздушного шара. Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, дать знание о том, что воздух – условие жизни всех живых организмов на земле; показать приспособление органов дыхания к окружающей среде.
Практическая работа:
игра «Узнай по запаху», опыты для определения веса воздуха, его объема, свойств расширения и сжатия воздуха. Опыт «Свеча и змейка», опыт «Песчаная буря в банке», дидактическая игра «Твердые, жидкие, газообразные человечки».
Умения и навыки:
умение делать выводы о свойствах воздуха (невидим, не имеет запаха, имеет вес, занимает объем, при нагревании расширяется, при охлаждении – сжимается), умение пользоваться чашечными весами. Умение соблюдать правила техники безопасности при работе с огнем, умение делать выводы о причинах необычного строения носа у верблюда и сайгака. Умение отличать жидкие, твердые и газообразные вещества и материалы, умение делать вывод, что воздух – условие жизни всех живых организмов на земле.
4. Сила – 4 часа.
Теория:
дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от вареных).
Практическая работа:
опыты по определению силы тяготения, рисование на тему : «Земля и что она притягивает», опыты с игрушками в машине для определения инерции, игра – эксперимент по умению отличать сырые яйца от вареных; зарисовка результатов опыта. Опыты с игрушками, воздушными шарами для определения понятий «сила», «трение».
Умения и навыки:
умение делать выводы о причине удержания предметов, тел на Земле, то есть силе тяготения; о физическом явлении инерции. Умение работать с лупой и давать свои определения понятиям «сила» и «трение».
5. Измерение величин – 2 часа.
Теория:
выяснить свойство предметов – массу, познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования. Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой. Развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд).
Практическая работа:
игра – эксперимент с чашечными весами для определения массы различных предметов, фиксация результатов по сравнению веса игрушек. Измерение высоты предметов с помощью условной мерки и измерительных приборов, сравнение и фиксация результатов.
Умения и навыки:
умение пользоваться чашечными весами, делать выводы о различии массы и длины. Умение называть и отличать единицы измерения: метр, сантиметр, локоть, палец, ладонь.
6. Природные катаклизмы – 3 часа.
Теория:
познакомить детей с природным явлением – вулканом; причиной его извержения. Познакомить с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто. Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования.
Практическая работа:
изготовление макета вулкана, лавы, рассматривание иллюстраций с изображением извергающихся вулканов, рисование вулкана; опыты с тканью для выявления причин возникновения гор, изготовление макета горы из соленого теста или пластилина. Опыт «Образование метеоритного кратера».
Умения и навыки:
умение соблюдать технику безопасности при использовании различных веществ, умение изготавливать макет вулкана, горы; умение делать выводы о движение земных пластов, которое приводит к возникновению гор. Умение работать по алгоритму, умение рассказывать о солнечной системе, планетах, спутниках, умение рассматривать иллюстрации в книгах. умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. Умение моделировать метеоритный кратер.
7. Энергия. Солнце – 5 часов.
Теория:
дать представление детям о Солнце как о звезде и о планетах солнечной системы. Познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных. Показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный. Познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглащения разными предметами, материалами. Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.
Практическая работа:
игра «Догони свою тень», опыт «Волшебный лучик». Опыты с настольной лампой для определения степени поглощения энергии разными предметами и материалами; опыт – игра «Волшебная змейка», создание коллажа «Все что летает», опыты с воздушными шарами, игра – эксперимент «Игрушечная молния».Изготовление мыльных пузырей по схеме – алгоритму.
Умения и навыки:
навыки безопасной работы с электрической лампой, ножницами, умение делать выводы о «световой энергии» и степени ее поглащения различными предметами и телами; умение давать определение Солнцу как звезде, которая дарит нам тепло и свет. Умение делать опыты по алгоритму для получения статического электричества, разложения солнечного луча с помощью призмы, зеркала, воды. Навыки при выполнении коллективной работы по изготовлению мыльных пузырей.
8. Звук – 2 часа.
Теория:
познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов.
Практическая работа:
опыты с линейкой, листом бумаги, блюдцами, проволокой, музыкальными инструментами для извлечения звука. Создание специального телефона. Опыт «Возникновение звуковых волн».
Умения и навыки:
умение делать выводы, что звуковые колебания достигают уха в виде звуковых волн и мы воспринимаем их как звук. Умение делать вывод, что в воде звук распространяется медленнее и вода «гасит» звуковые волны. Умение сравнивать различные звуки, определять их источник.
9. Итоговые занятия – 3 часа.
Теория:
развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов, при подготовке и проведении игры – соревнования «Счастливый случай».
Развить познавательную деятельность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; развить аккуратность, взаимопомощь.
Список литературы:
- Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. [текст]/ О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щитинина. М.: 2002- 190 с.
- Тугушева,Т.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.[текст]/ Т.П.Тугушева, А.С.Чистякова.С-П.:2008. – 128с.
- Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. [текст]/ Т.М,Бондаренко В.: 2002. – 160 с.
Список литературы для детей и родителей:
- Элиот, Д. Детская энциклопедия. [текст]/ Д.Эллиот, К.Кинг, С.Кроуфорд, А.Крейг.V/2002 – 128c/
- Филонов, А. Книга эрудита. А.Филонов, Н.Рыльников. М.:2000. – 368с.
- Уоттон,Э. Все обо всем. Атлас-определитель.[текст]/ Э.Уоттон, Д.Хайд, Д.Норман. М.: 2003. – 768с.