Повторительно-обобщающий урок по теме: «Законы постоянного тока»
Цели урока:
Образовательная: повторить и обобщить знания по теме «Законы постоянного тока» и применить их при решении задач: расчетных, качественных, экспериментальных;
Развивающая: научить обучающихся применять знания в новой ситуации, грамотно объяснять происходящие физические явления;
Воспитательная: формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, дидактический материал (карточки), оборудование для выполнения экспериментального задания: источники тока, вольтметры, амперметры, резисторы, электрическая лампочка, реостат, соединительные провода.
Тип урока: итоговое занятие, повторительно-обобщающий урок
Класс заранее разделен на 5 групп. Для оценки работы групп выбрана экспертная комиссия - 3 успешно обучающихся ученика.
План урока
1. Оргмомент (2 мин).
2. Физический диктант (выполняется всеми учащимися) (8 мин).
- Электрическим током называется……
- Единица электрического сопротивления……..
- Фомула закона Ома для участка цепи…
- Действия электрического тока…..
- Мощность тока равна…
- Честь открытия закона о тепловом действии тока принадлежит…
- Чему равно общее сопротивление при последовательном соединении
- Причиной сопротивления является….
- Электрическое сопротивление зависит от…
- Все потребители находятся под одним и тем же напряжением при …..
- Электрическое напряжение измеряется…
- Работа электрического тока равна…..
- Амперметр включается в цепь…
- Закон Джоуля-Ленца…
- Формула сопротивления проводника…
3. Решение качественных задач (25 мин).
- Почему проводник, по которому идет ток нагревается?
- Почему сопротивление металлических проводников увеличивается при повышении их температуры?
- Вагон освещается 5 лампами, включенными последовательно. Уменьшится ли расход электроэнергии, если уменьшить число ламп до 4?
- В цепь источника тока включены последовательно 3 проволоки одинакового сечения и длины: стальная и никелиновая. Какая из них больше нагреется?
- Ученик по ошибке включил амперметр вместо вольтметра при измерении величины тока в лампе. При этом произойдет с накалом нити лампы?
- Проводит ли стекло электрический ток?
- Ток проходит по стальной проволоке, которая при этом слегка накаляется. Если одну часть проволоки охлаждать, погрузив ее в воду, то другая часть накаляется сильнее. Почему?
- Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют
цепь, которая при движении волочится по земле?
- Что представляет собой молния?
- Зачем стержень электроскопа всегда делают металлическим?
4. Решение расчетных задач (25 мин).
- Определите силу тока, проходящего через реостат, изготовленный из никелиновой проволоки длиной 50 м и площадью поперечного сечения 1 мм2, если напряжение на зажимах реостата 45 В.
- В цепь включены последовательно 3 проводника сопротивлением 5 Ом,6 Ом, и 12 Ом. Какова сила тока и напряжение в цепи, если напряжение на 2 сопротивлении 1,2 В?
- 4 лампы, сопротивления которых 4 Ом, 5 Ом, 10 Ом и 20 Ом соединены параллельно. Определите ток в каждой из них и в неразветвленной цепи, если в 1 лампе ток равен 2,5 А.
- Батарея аккумуляторов имеет ЭДС 12В. Сила тока в цепи равна 4А, а напряжение на клеммах 11 В. Определить ток короткого замыкания.
- Сколько времени будут нагреваться 2 л воды от 200 С до кипения в электрическом чайнике мощностью 600 Вт, если его КПД составляет 80%?
5. Выполнение экспериментального задания (25 мин).
- Экспериментальное задание «Определить удельное сопротивление проводника».
- Экспериментальное задание «Исследовать законы последовательного соединения».
- Экспериментальное задание «Исследовать законы параллельного соединения».
- Экспериментальное задание «Определение работу и мощность тока электрической лампочки».
- Экспериментальное задание «Определить ЭДС источника тока».
6. Повторение теоретического материала (25 мин).
Вопросы для повторения: (Вопрос выбирается учеником по билетикам).
- Электрический ток
- Сила тока.
- Условия существования тока.
- Закон Ома для участка цепи.
- Сопротивление. (Причины сопротивления, формулы для вычисления).
- Последовательное соединение проводников.
- Параллельное соединение проводников.
- Работа тока.
- Мощность тока.
- Закон Джоуля - Ленца.
- ЭДС.
- Ома для полной цепи.
7. Кроссворд (5 мин).
По горизонтали:
1. Частица, имеющая самый маленький заряд.
2. Прибор для измерения напряжения.
3. Металл, хороший проводник электричества.
4. Физическая величина, характеризующая электрическое поле.
По вертикали:
5. Ученый, открывший «животное электричество».
6. Физическая величина, зависящая от свойств проводника.
7. Потребитель электрической энергии.
8. Единица измерения силы тока.
9. Единица измерения работы тока.
9. Итог урока (3 мин).
Фамилия |
1 команда |
2 команда |
3команда |
4 команда |
Физический |
|
|
|
|
Качественные |
|
|
|
|
Расчетные |
|
|
|
|
Экспериментальные |
|
|
|
|
Теория |
|
|
|
|
Кроссворд |
|
|
|
|
10. Домашнее задание (2 мин). Повторить 102-108, упр. 19 (8-10).