Повторительно-обобщающий урок по теме "Законы постоянного тока"

Разделы: Физика


Повторительно-обобщающий урок по теме: «Законы постоянного тока»

Цели урока:

Образовательная: повторить и обобщить знания по теме «Законы постоянного тока» и применить их при решении задач: расчетных, качественных,  экспериментальных;

Развивающая: научить обучающихся применять знания в новой ситуации, грамотно объяснять происходящие физические явления;

Воспитательная: формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, дидактический материал (карточки), оборудование для выполнения экспериментального  задания: источники тока, вольтметры, амперметры,  резисторы,  электрическая лампочка, реостат, соединительные провода.

Тип урока: итоговое занятие, повторительно-обобщающий урок

Класс заранее разделен на 5 групп. Для оценки работы групп выбрана экспертная комиссия - 3 успешно обучающихся ученика.

План урока

1. Оргмомент (2 мин).

2. Физический диктант (выполняется всеми учащимися) (8 мин).

  1. Электрическим током называется……
  2. Единица электрического сопротивления……..
  3. Фомула закона Ома для участка цепи…
  4. Действия электрического тока…..
  5. Мощность тока  равна…
  6. Честь открытия закона о тепловом действии тока принадлежит…
  7. Чему равно общее сопротивление при последовательном соединении
  8. Причиной сопротивления является….
  9. Электрическое сопротивление зависит от…
  10. Все потребители находятся под одним и тем же напряжением при  …..
  11. Электрическое напряжение измеряется…
  12. Работа электрического тока равна…..
  13. Амперметр включается в цепь…
  14. Закон Джоуля-Ленца…
  15. Формула сопротивления проводника…

3. Решение качественных задач (25 мин).

  1. Почему проводник, по которому идет ток нагревается?
  2. Почему сопротивление металлических проводников увеличивается при повышении их температуры?
  3. Вагон освещается 5 лампами, включенными последовательно. Уменьшится ли расход электроэнергии, если уменьшить число ламп до 4?
  4. В цепь источника тока включены последовательно 3 проволоки одинакового сечения и длины: стальная и никелиновая. Какая из них больше нагреется?
  5. Ученик по ошибке включил амперметр вместо вольтметра при измерении величины тока в лампе.  При этом произойдет с накалом нити лампы?
  6. Проводит ли стекло электрический ток?
  7. Ток проходит по стальной проволоке, которая при этом слегка накаляется. Если одну часть проволоки охлаждать, погрузив ее в воду, то другая часть накаляется сильнее. Почему?
  8. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют
    цепь, которая при движении волочится по земле?
  9. Что представляет собой молния?
  10. Зачем стержень электроскопа всегда делают металлическим?

4. Решение расчетных задач (25 мин).

  1. Определите силу тока, проходящего через реостат, изготовленный из никелиновой проволоки длиной 50 м и площадью поперечного сечения 1 мм2, если напряжение на зажимах реостата 45 В.
  2. В цепь включены последовательно 3 проводника сопротивлением 5 Ом,6 Ом, и 12 Ом. Какова сила тока и напряжение в цепи, если напряжение на 2 сопротивлении 1,2 В?
  3. 4 лампы, сопротивления которых 4 Ом, 5 Ом, 10 Ом и 20 Ом соединены параллельно. Определите ток в каждой из них и в неразветвленной цепи,  если в 1 лампе ток равен 2,5 А.
  4. Батарея аккумуляторов имеет ЭДС 12В. Сила тока в цепи равна 4А, а напряжение на клеммах 11 В. Определить ток короткого замыкания.
  5. Сколько времени будут нагреваться 2 л воды от 200 С до кипения в электрическом чайнике мощностью 600 Вт, если его КПД составляет 80%?

5. Выполнение экспериментального задания (25 мин).

  1. Экспериментальное задание «Определить удельное  сопротивление проводника».
  2. Экспериментальное задание «Исследовать  законы последовательного соединения».
  3. Экспериментальное задание «Исследовать законы параллельного соединения».
  4. Экспериментальное задание «Определение работу и  мощность тока  электрической лампочки».
  5. Экспериментальное задание «Определить ЭДС источника тока».

6. Повторение теоретического материала (25 мин).

Вопросы для повторения: (Вопрос выбирается учеником по билетикам).

  1. Электрический ток
  2. Сила тока.
  3. Условия существования тока.
  4. Закон Ома для участка цепи.
  5. Сопротивление. (Причины сопротивления, формулы для вычисления).
  6. Последовательное соединение проводников.
  7. Параллельное соединение проводников.
  8. Работа тока.
  9. Мощность тока.
  10. Закон Джоуля - Ленца.
  11. ЭДС.
  12. Ома для полной цепи.

7. Кроссворд (5 мин).

По горизонтали:

1. Частица, имеющая самый маленький заряд.
2. Прибор для измерения напряжения.
3. Металл, хороший проводник электричества.
4. Физическая величина, характеризующая электрическое поле.

По вертикали:

5. Ученый, открывший «животное электричество».
6. Физическая величина, зависящая от свойств проводника.
7. Потребитель электрической энергии.
8. Единица измерения силы тока.
9. Единица измерения работы тока.

9. Итог урока (3 мин).

Фамилия

1 команда

2 команда

3команда

4 команда

Физический
диктант

 

 

 

 

Качественные
задачи

 

 

 

 

Расчетные
задачи

 

 

 

 

Экспериментальные
задачи

 

 

 

 

Теория

 

 

 

 

Кроссворд

 

 

 

 

10. Домашнее задание (2 мин). Повторить 102-108, упр. 19 (8-10).

Приложение