Дидактическая цель: закрепление знаний о сложении и вычитании многочленов, умений применять их в упрощении выражений, в решении задач и уравнений.
Развивающая цель: развитие познавательного интереса, сознательного восприятия учебного материала.
Воспитательная цель: воспитание чувства ответственности, взаимовыручки, культуры общения при работе в группе.
Форма урока: урок-соревнование «парусная регата»
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, карта, таблички с изображением парусников, маршрутные листы (Приложение 1).
Ход урока.
1. Орг. момент. Учитель: Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме Сложение и вычитание многочленов», но сделаем это в нетрадиционной форме: все вы участники парусной регаты. 6 экипажей готовы вступить в бескомпромиссную борьбу, которая потребует от вас ответственности, внимательности, умения работать в группе. Желаю удачи!
2. «Предстартовая готовность». Учитель: Перед началом соревнований следует проверить вашу готовность. Она будет состоять из проверки домашнего задания и устного опроса. (Домашнее задание проверяют судьи и начисляют баллы каждой команде).
Устный опрос:
- Что называется одночленом?
- Что такое коэффициент одночлена?
- Что называется многочленом?
- Какие члены многочлена называются подобными?
- Что называется приведением подобных членов?
- Сформулируйте правило раскрытия скобок при сложении (вычитании) многочленов.
I этап. «Ориентировка»
Учитель: Перед началом состязаний следует осмотреться, сориентироваться на местности.
Упростить выражение:
1 экипаж | 2 экипаж |
З экипаж |
8b³+17b-8b³ -7b (-3a-3)+(8a+5) |
5m-3n+2m+3n (7x-4)+(-5x+5) |
2x²+5y-2x²+3y (12y+6)+(-10y-3) |
4 экипаж |
5 экипаж |
6 экипаж |
12ab+7b-10ab-7b (-3c+5)+(7c-2) |
3p²-4p-3p²+6p (10b-4)+(-2b+9) |
5a²-3a-5a²+7a (-5m+1)+(9m+2) |
IIэтап. «Карта регаты».
Учитель: Для состязаний необходимо составить карту гонки. Это работа для штурманов. Найти среди карточек с ответами свой правильный ответ и сложить карту.
Найти многочлен, при сложении которого с данным многочленом в сумме получится 0.
После правильного выполнения задания на экране интерактивной доски появляется карта гонки.
III этап. «Гонка на скорость».
Члены каждого экипажа выходят по очереди, выполняют задание, записывают ответ в пустую клетку. Оцениваются знание и быстрота.
2x+3y | + |
3x |
= |
|
|
- |
y |
= |
|
|
+ |
-6x |
= |
|
|
- |
-5y |
= |
|
|
+ |
x-7y |
= |
|
IV этап. «Срочный ремонт».
Учитель: Внезапно налетевший шторм сильно потрепал все яхты, и теперь они нуждаются в ремонте. Необходимо устранить неисправность вашей яхты. На экране приведены решения заданий, но в них допущены ошибки, нужно найти эти ошибки и объяснить почему они были допущены.
1 экипаж | 2 экипаж |
З экипаж |
(2x-3y)+(5x-y)=7x+4y |
(2m-n)-(2m-5n)=-6n |
(8c-5d)-(3c-4d)=11c-9d |
4 экипаж |
5 экипаж |
6 экипаж |
(5x-6)+(5x-6)=0 |
(x+y)+(x-y)=x² |
(8m-9n)-(2m-9n)=10m |
V этап. «Привал».
Учитель: Вы устали от морской качки и решили пристать к берегу, отдохнуть, нарвать цветов, но цветы необычные, на лепестках условия задач. Вам необходимо записать решение своей задачи в тетрадь, капитан оформляет решение на листе и отдаёт судьям.
На экране интерактивной доски 3 цветка, на лепестках которых условия задач.
1 и 4 экипажи | 2 и 5 экипажи |
З и 6 экипажи |
Сумма трёх последовательных натуральных чисел равна 234. Найти эти числа. |
Сумма двух чисел равна 93, а разность этих чисел равна 19. Найти эти числа. |
Основание равнобедренного треугольника на 3 см больше боковой стороны. Найти стороны треугольника, если его периметр равен 39. |
VI этап. «Финиш».
Вы отправились в дальнейший путь и подошли к бухте уравнений. Чтобы успешно пересечь линию финиша каждому экипажу нужно решить уравнение.
1 экипаж |
2 экипаж |
З экипаж |
(2x-7)+(6x+1)=2 |
(24-7x)-(3x+8)=6 |
(3x+5)+(8x+1)=17 |
4 экипаж |
5 экипаж |
6 экипаж |
(19-10x)-(5x-5)=9 |
(10x-5)+(8x+3)=16 |
(3x+2)-(x-1)=5 |
VII этап. «Поведение итогов»
Учитель: Вы прошли трудный путь, наградой для вас будут хорошие знания и отличные оценки. Слово судьям для подведения итогов. Всем членам победившего экипажа оценка «5», кроме того, в каждом экипаже определяется один лучший участник, которому также выставляется оценка «5».