Интегрированный урок (окружающий мир + русский язык). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: выявить на основе наблюдений, дополнительной литературы весенние приметы в неживой и живой природе, период наступления весны; развивать умения проверять изученные корневые орфограммы; развивать умения работать самостоятельно, применяя навыки взаимоконтроля, самоконтроля; воспитывать любовь к предмету, бережное отношение к природе; развивать речь, продолжить работу по обогащению словаря учащегося.

Ход урока

I. Организационный момент.

Музыкальное вступление (П. И. Чайковский "Март", Э. Григ "Весной")

(По выбору)

Что можно представить, слушая данное музыкальное произведение?

В какое время года это может происходить?

Сообщение темы урока и целей.

Сегодня, как вы догадались, мы отправляемся в гости к весне. И, как всегда велось на Руси, мы должны прославлять хозяйку, чтобы она была к нам добра и открыла для нас свои секреты.

Весна - это особое время года. Разбуженная теплом и светом, просыпается природа. Жизнь как бы зарождается вновь. Весну ждут с нетерпением. На Руси весну звали и пели ей песни. Весна - утро года!

Как понимаете эти строки?

Эти слова вы прочитали неспроста. В них содержится еще одна задача нашего урока. Соединим выделенные буквы. Получилось слово:, но какое-то непонятное. Что это за слово?

Какую букву нужно вставить в это слово? Почему?

Значит нам надо повторить:(правописание безударных гласных)

А еще нам предстоит повторить правописание других орфограмм в корне. Какую орфограмму нам нужно вспомнить еще? (правописание парных согласных)

И еще мы повторим, какие изменения произошли в природе с приходом весны.

Для решения задач урока мы мысленно отправимся в природу и будем там работать. (Таблицы по природоведению "Весна" 2 кл.)

Закройте глаза и произнесите: "Весна!"

Какое чувство у вас возникло?

Стало теплее и веселее? Тогда в путь!

II. Изменения в неживой природе.

1) - Послушайте стихотворение Е. А. Баратынского "Весна" и определите в нем приметы весны. (Стихотворение читает учитель или хорошо подготовленный ученик).

2) - Используя план наблюдения за неживой природой и строки стихотворения, расскажите, что произошло в неживой природе с приходом весны.

План:

1. Солнце: 2. Небо: 3. Осадки: 4. Температура:

5. Ветер: 6. Долгота дня: 7. Земля:.

3) - Прочитайте записанные на доске слова о весне.

(Пришла, опять, весна, таинственное, оживление, радостное настроение)

- Составьте предложения.

- Найдите в словах орфограммы, правописание которых мы договорились повторить и объясните их.

4) - В стихотворении Е. А Баратынского говорится еще об одном явлении, которое происходит только весной. Кто догадался?

(Сообщение учащегося, показ иллюстраций).

Ледоход - весеннее явление. Опасно ходить по льду. Подтаявший лед может провалиться.

Еще одно весеннее явление - половодье. Река переполняется водой и выходит из берегов.

5) Работа с учебником "Русский язык". с.100, упр. 11.

О каком явлении природы рассказывает автор?

(Сообщение учащегося).

Первые грозы начинаются весной. Гроза красивое, но опасное явление природы. Грозы происходят оттого, что в одном месте воздух сильно нагрелся, а в другом, наоборот, сильно остыл. Там, где встретился влажный и теплый воздух с сухим и холодным, образовалась туча. В ней возникают электрические разряды - молнии. При вспышке молнии от очень высокой температуры образуется пустота. Она тотчас же заполняется с грохотом воздухом - мы слышим гром. Молния опасна. Она попадает чаще в одинокие и высокие предметы. Грозы гремят по всей земле летом. Бывают они осенью и очень редко зимой, в сильную пургу.

6) Если сегодня на уроке мы будем правильно выполнять задания, то услышим дыхание весны, журчание ручейка, увидим цветы.

Итак, задание: вставить пропущенные буквы.

а)

|в| . рона |т|. варищ
д| . |ревня |р|. бята
|с| . рока c| . |поги
пят|н| . ца |в|.кзал
н| . |род | . | дрес

Слова записать по вариантам.

-Что объединяет эти слова?

-Как называется эта орфограмма?

-Как же правильно записать слова с этой орфограммой?

б) Назовите слова, которые записаны в вертикальной черте?

- На какое правило эти слова?

- Коль речь идет об орфограмме корня, вспомним, что такое корень. (стр. 64 учебника).

- Запишем в тетрадь эти слова, подобрав проверочные.

- Как же можно проверить безударные гласные? (2 способа).

Весны, весна, веснянка, весенний, веснушки.

Травы, травка, травушка, травинка, травяной.

Выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные.

- Как пишется корень в однокоренных словах?

- С каким временем года связаны эти слова? (весна)

в) Посмотрите на данные группы слов. Все ли слова родственные? Почему?

Вода, водица, водяной, водитель.

Вспахать, запах, пахарь, пахота.

(Обращается внимание на труд людей весной, выделить корень, поставить ударение).

- Какие два условия родства должны обязательно соблюдаться у однокоренных слов?

- О какой орфограмме корня мы говорим?

- Какую еще орфограмму корня вы знаете?

- Почему надо проверять парные согласные?

- Как надо проверять написание слов с парными согласными?

г) Записать слова в 2 столбика (слова на карточках)

Хлеб, гроза, гнездо, шубка, улыбка, рябчик, коза, поля.

(Взаимопроверка. Выясняется, что эти слова тоже связаны с весной и почему).

7. Работа по учебнику. Упр. 7, с. 98.

а) Выписать слова с орфограммами, о которых сейчас говорили. Работа в парах.

(снег, земли, расцветает, зовут, друг, журавли)

б) О каких изменениях в природе говорится в этом стихотворении?

- А что повлияло на жизнь растений и птиц? (потепление)

III. Изменения в жизни растений.

Стихотворение Л. Соловьева "Подснежник". Читает учитель.

При повторном чтении стихотворения дети выполняют движения. (Физминутка)

В саду, где березки Перед зарядкой.
Столпились гурьбой, 1. Представим, что мы сами подснежники.
Подснежника глянул Встали друг за другом, присели,
Глазок голубой закрыли глаза.
Сперва понемножку 2. Открыли глазки, подняли ручки вверх.
Зеленую выставил ножку 3. Медленно поднимаемся, растем, растем.
Потом потянулся 4. Руки в стороны, потянулись.
Из всех своих маленьких сил 5. Вдруг подул ветер слева - руки на пояс,
И тихонько спросил: наклон вправо.
"Я вижу погода тепла и ясна А теперь ветер подул справа - наклон
Скажите, ведь, правда, влево.
Что это весна"? Ветер дует сзади - наклон вперед.
Солнышко зашло - закрыли глаза, лицо
закрыли руками.
Солнышко взошло - подняли руки вверх,
глаза открыли, хватаем пальчиками
солнечные зайчики.
- О каком растении говорили в стихотворении? (Верно)
- Голубенький, чистый И подле сквозистый
Подснежник - цветок! Последний снежок. (А. Майков)

(Читают стихи и делают сообщения учащиеся).

- Голубые, как небо, цветочки, маленькие, тихие, нежно пахнущие. Давным-давно, когда на Земле только начиналась жизнь, и все вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть Землю. Подснежник согрел Землю, и на ней появилась жизнь. Подснежники приходят к нам прямо из царства вьюг и снега. В разных местах есть свои подснежники. Настоящий подснежник - галантус. Зацветает он еще в холода, а в самый разгар лета прячется в землю, превращается в крохотную коричневую луковицу.

Сон-трава - прострел, называются наши забайкальские подснежники.

Послушаем следующее стихотворение-загадку.

Лиловый, красный, голубой,
Цветет любимая пчелой
В дубраве царь-девица
Никто другой в стране лесной
Не может как она весной
В три цвета нарядиться - это медуница.

- Его называют цветок-колдунья. От весны до осени он 4 раза меняет окраску своих лепестков. Распускается он - колокольчики у него розовые. Потом они становятся пурпурными, а на соседних стебельках появляются снова розовые. Затем они становятся фиолетовыми. А когда они начнут отцветать - уже синие, поблекшие. В разгар лета можно увидеть на одном стебельки цветы сразу четырех оттенков. Насекомые посещают только розовые цветы. Удивительный цветок! О нем пишут поэты, говорится в народных сказках и легендах.

И пусть еще хмурится поле седое
В полдень проснутся от света и зноя
Лютики - вешнего солнца подарки
Что перед ними юг этот жаркий!

- Лютики - ветреница лютиковая. На этот цветок похожи другие первоцветы - калужница, чистяк.

- Ветреница растет в лиственных лесах, на опушках, полянах, между кустарниками. На верхушке стебля нежный цветок с белыми или розовыми лепестками. Название растение получило за то, что его цветок на тонком стебле качается даже от легкого ветерка. Когда дует ветер, цветочки сильно дрожат, будто им зябко, холодно, будто у них сейчас улетят все листочки.

- Какой корень в слове ветреница?

Запись слов: ветер, ветреница, ветреный.(Выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные).

Следующее растение - чистяк.

Какой корень в этом слове? Почему? Назвать однокоренные слова.

Чистота, чистяк, чистый, чистить.(Выделить проверочное слово).

- Действительно чистяком это растение назвали потому, что соком этого растения в старину выводили бородавки, делали кожу чистой.

Калужница - очень древнее слово. Оно образовано от слова калужа. Так раньше называли болото. Как сейчас называется цветок? (болотница).

Болотница, болото, болотистая (местность) - (выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные).

Ландыш. Сложены о нем песни. Это лекарственное растение.

- Тянутся вверх подснежники, распускаются другие цветы, начинает зеленеть трава, все оживает. Все эти первые цветы, о которых мы узнали, цветут первыми, когда местами лежит снег. Еще нет листиков, а цветы - есть. Они получили название -раннецветущие, первоцветы. Многие из них имеют цвет солнышка - желтый.

На открытом пригорке, по берегам прудов и глубоких оврагов распускается мать-и-мачеха.

Это небольшое травянистое растение. Название оно получило благодаря листьям, нижняя поверхность которых теплая, бархатистая, как мама, а верхняя - холодная, гладкая. Ее сравнивают с мачехой. Зацветает рано весной. Это лекарственное растение. Цветы мать-и-мачехи похожи на цветы одуванчика.

Там, на речке, где лесок,
А за лесом и полянка,
Вырос желтенький цветок -
По прозванью Одуванчик.

Словом первоцвет называется и сам цветок (примула). Желтые цветы собраны в зонтик. Листья богаты витамином С, используется для салатов, супов. В России этот цветок называют первоцвет весенний и похож он на связку ключей, которыми весна открывает двери теплу и свету. Первоцвет, первенец, баранчики, коровьи слезы, божьи ручки, золотнянка, просто ключи - каких только ласковых названий не давали этому цветку.

- Весна - пора пробуждения природы. Начинают цвести и деревья: орешник, ольха, осина, тополь, верба.

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом.

- Вербу любят за то, что она расцветает, когда еще не растаял снег. Кругом слякоть, грязь, голые веточки с серебристыми цветами кажутся нежными и беззащитными. Верба очень древнее слово, ему более трех тысяч лет. Оно есть во многих европейских языках. Образовалось оно от слова вертеть, вероятно, потому, что наши предки делали изделия из гибких веточек вербы, вертя их, сплетая между собой. С вербой связан один из религиозных праздников - Вербное воскресенье.

А. Блок написал стихи "Вербочки". На уроках музыки вы познакомились с песней, написанной на эти стихи.

"Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки:"

- Итак, мы познакомились с прекрасными растениями. К сожалению, многие раннецветущие растения стали очень редки. Многие из них погибают, сорванные любителями весенних цветов. Эти цветы в доме стоят один лишь день, а то и меньше. Стоит ли их рвать?

- К каким последствиям может привести исчезновение первоцветов?

Шмели, пчелы - нет нектара.
Другие животные - нет пищи.

Многие растения используются в медицине - нет лекарств.

- А почему эти растения начинают цвести так рано, за счет чего? (утолщенные подземные части).

- Какую работу вы выполняли по русскому языку, знакомясь с весенними растениями?

- Корни пишутся в однокоренных словах:(одинаково)

- Чтобы правильно писать, надо:(проверять)

IV. Самостоятельная работа (перфокарты)

Написать правильно весенние слова, выполнить взаимопроверку, оценить свою работу.

V. Смена работы - отдых. Отдохнули - продолжаем говорить о весне.

1. Птицы.

Потепление - проталины, цветы, а над ними:(насекомые). Они ожили, а это корм для птиц. Прилетели птицы с зимовок. Переселение идет в строгом порядке, отрядами.

Грачи - из Средней Азии.

Скворцы - из Туркестана.

Ласточки - из Африки.

Кулички из Америки.

- Летят к нам, испытывают трудности. Зачем?

Что они у нас будут делать?

2. Грамзапись (голоса птиц)

3. Правила поведения в природе.

4. Звери весной.

- А что же звери? Сообщения детей. Вывод.

Отметить: линька, вывод потомства, изменение окраски (заяц, белка), проснулись от спячки (медведи, ежи, змеи, лягушки, рыбы, ящерицы).

VI. Итог урока.

Что вы взяли для себя с уроков?

Понравилось ли вам такое изучение материала урок? Что вам понравилось?

VII. Домашнее задание.

Окружающий мир - выполнить задания в печатной тетради по теме урока.

Русский язык - с. 109, упр. 28 - индивидуальная с. 123, упр. 12 работа.