Учебные задачи: учить воспринимать стихи о природе; сравнивать стихи о природе разных поэтов; учить выражать свою точку зрения о прослушанном произведении; учить замечать особенности стихов (повторение слов, звуков).
Учебные умения: определять тему и жанр прослушанного произведения, правильно его называть; выделять особенности звучания стихов А. Барто (повторение гласных и согласных звуков, слов и т.д.).
Учебный материал: презентация; стихотворение А.Л. Барто "Весенняя гроза", детские книги о природе.
Пояснение: V - щелчок.
Ход урока
Орг. момент.
Актуализация знаний. Работа с книгами.
1 слайд. - Рассмотрите книги. Назовите каждую.
2 слайд. V - Рассмотрите модели книг.
- Соотнесите книги с моделями.
- Что вы можете сказать? (Нет такой модели.)
-Что должны изменить? (Желтый треугольник заменить на зеленый.)
Чтение стихотворения учителем.
- Какую роль вы выполняли? V Какими вы были слушателями?
- Какие чувства у вас вызвало это произведение?
- Что понравилось? Что не понравилось?
- Какую роль вы выполняете сейчас? V
- К какому жанру вы отнесете это произведение? Почему?
- Какова тема стихотворения?
- Как бы вы его озаглавили?
3 слайд. - Как вы думаете, кто его написал? V
- А. Барто назвала свое стихотворение V ("Весенняя гроза").
Рассказ учителя об авторе.
- А. Л. Барто родилась в феврале 1906. В этом году отмечается столетие со дня рождения известного поэта. Агния Львовна - одна из самых известных и любимых детских поэтов, ее произведения издавались и издаются огромными тиражами.
- Самостоятельно смоделируйте обложку книжки-малышки.
- Какую роль вы будете выполнять? V
- Сверим. V
4 слайд. - А теперь оформите обложку.
- Какую функцию вы будете выполнять? V
(Выставка книжек-малышек.) V
- Обратите внимание, как оформил художник обложку к этой книге.
5 слайд. - Послушайте еще раз это стихотворение. V
- Какие слова повторяются в стихотворении?
- Назовите их. V
- Как вы думаете, почему слова повторяются? (Для особенности звучания.)
6 слайд. V - Прочитайте отрывок из стихотворения.
- Почему выделены слова? (Для показа грохота грома.)
7 слайд. V - Прочитайте словосочетания. Сравните их.
- Какую роль вы выполняли? V
Работа с учебником.
- Откройте учебник на странице 130. Прочтите отрывок, напечатанный крупным шрифтом.
- Какая черемуха? Почему?
Повторение.
8 слайд. V - Сравните модели книг. Назовите эти произведения.
- Кто прочитает наизусть?
- Какие роли вы выполняли? V
- С какими стихотворениями о природе других поэтов мы знакомились?
Итог урока.
- С каким произведением мы познакомились?
- Понравилось ли оно вам?
- Чем?
9 слайд. V - А. Барто довольна вашей работой и хотела бы, что бы вы побывали кем? (Артистами, поэтами, художниками.)
- Какая задача стоит перед вами? (Выбрать для себя роль.)
- Правильно, артисты, попробуйте выучить любое стихотворение о весне; художники, нарисуйте иллюстрацию к стихотворению, которое вы сочините сами, будучи поэтами.
- Оцените свою работу.
- А. Л. Барто тоже с вами согласна. V (УМНИЦЫ)
- Спасибо за работу!
Использованная литература:
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Уроки слушания.
- 1 класс. Методическое пособие.- М., Вентана-Граф.- 2010.
- На уроке в презентации использовались иллюстрации к стихотворению А.Л. Барто "Весенняя гроза".