Викторина "Умники и умницы"

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: умники и умницы


Оборудование: компьютер с мультимедийный проектором, 3 дорожки: красная, зеленая, синяя; стол для жюри с надписью "ареопаг", ордена умникам, дипломы.

Музыкальное сопровождение: музыка Г. Свиридова "Метель" - "Тройка" - "Вальс".

I тур (отборочный).

Среди учащихся восьмых классов проводится отбор трех участников викторины.

II тур.

Победителям отборочного тура дается задание написать "Послание в XIX век".

III тур - проведение викторины

Под звуки музыки в зал входят участники викторины, представляются члены ареопага.

Участники викторины зачитывают свои "Послания". Ареопаг распределяет места участников с 1 по 3.

Ведущий задает вопрос зрителям: "Какие корни имеет слово "ареопаг", каково его значение (правильно ответивший получает орден)

Участники викторины выбирают дорожки и очередность ответов на вопросы.

Вступительное слово ведущего: "В одном из своих произведений Герцен писал о русском народе, "мощном и неразгаданном", который "сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на петровский приказ образовываться ответил через 100 лет огромным явлением Пушкина". Конечно, не только Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, не зря называют "золотым веком" русской культуры".

1 агон - архитектура.

Участникам задается по одному вопросу, правильно ответивший переходит на вторую ступеньку своей дорожки, если правильного ответа не было, тогда участник остается на прежнем месте. Если участник не смог ответить на вопрос, это право передается зрителям.

1 вопрос: Постройки в этом стиле отличаются ясностью, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония частей и целого. Парадный вход в здание располагался в центре и оформлялся в виде портика. Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Обычно колонны были белыми, стены - желтыми. О каком архитектурном стиле конца XVIII - начала XIX века идет речь? (О классицизме).

2 вопрос: Этот собор строился в Петербурге 40 лет с 1818 по 1858 год - это самое большое здание, возведенное в России в первой половине XIX века. Он одновременно может вместить 13 тысяч человек. Проект этого собора был разработан архитектором Огюстом Монферраном. Собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. (Исаакиевский собор).

3 вопрос: Это архитектурное сооружение было построено из гранитного монолита на Дворцовой площади, как памятник Александру I и одновременно - монумент в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Оно было построено по проекту Монферрана. (Александрийский столп).

2 агон - театр, музыка.

1 вопрос: Эта комедия была поставлена только после личного вмешательства Николая I. После спектакля он смущенно сказал: "Всем досталось, а мне более всех!". Что это за комедия, кто ее автор, почему потребовалось вмешательство Николая I? ("Ревизор" Н.В. Гоголя, его запрещала цензура).

2 вопрос: Михаил Семенович Щепкин, Павел Степанович Мочалов - выдающиеся русские актеры первой половины XIX века. У этих актеров общее происхождение. К какому социальному слою они принадлежали? (Были крепостными крестьянами).

3 вопрос: После шумного успеха оперы "Жизнь за царя", эту оперу публика встретила холодно. В России тогда очень немногие сознавали истинное значение его музыки. Но зарубежные ценители уже в то время высоко оценили творчество этого музыканта. Кто этот композитор и как называется его опера? (М.И. Глинка "Руслан и Людмила").

3 агон - образование.

1 вопрос: К началу XIX века в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля - горный институт в Петербурге. Кто из русских царей XIX века покровительствовал инженерно-техническому образованию и почему? (Николай I, он сам преуспевал в точных науках и не любил гуманитарные).

2 вопрос: Открытие какого университета положило начало высшему образованию в Сибири? (Томский университет, 1888 г.).

3 вопрос: В XIX веке только выпускники мужских гимназий имели право поступать в университеты. При Александре III правительство старалось ограничить допуск в гимназии выходцев из простого народа. Почему? (После убийства своего отца Александр III стремился сузить революционную базу - разночинское студенчество).

Подводятся предварительные итоги игры. К зрителям присоединяется участник, ответивший на меньшее количество вопросов.

4 агон - наука.

1 вопрос: Он был сыном священника, еще в студенческие годы проявил интерес к электронике. В дальнейшем изучение электрических явлений, электромагнетизма стало главным направлением его научных поисков. В 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он выступил с докладом об использовании электромагнитных волн для передачи сигналов. О каком ученом и его изобретении идет речь? (А.С. Попов, радио).

2 вопрос: "История Государства Российского" Н.М. Карамзина долго оставалась единственным фундаментальным трудом по истории России. Но в XIX веке были выявлены новые источники по истории России, усложнились представления об историческом процессе. Кто из ученых России XIX века выпустил новые работы по отечественной истории? (С. Соловьев "История России", В. Ключевский "Курс русской истории").

5 агон - живопись.

Вопрос: 9 ноября 1863 года большая группа выпускников Академии художеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии и покинула Академию. Во главе бунтарей стоял Иван Николаевич Крамской. В последующем эти художники заложили основы нового течения в русской живописи второй половины XIX века. О ком идет речь? (О передвижниках).

Подведение итогов. Ареопаг вручает Дипломы I, II и III степени участникам викторины, а также грамоты зрителю, набравшему самое большое количество орденов.

Приложение.