В последнее время становится всё больше детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают её с большим трудом. Причин может быть много. Учёные склонны предполагать, что возможно существуют циклические процессы в развитии детской популяции. Был процесс акселерации, когда у детей отмечалось ускорение физического развития, в частности, увеличение роста. Сейчас статистика во всём мире показывает, что этот процесс остановился и даже пошёл вспять.
В школьном возрасте функциональные отклонения в психофизиологическом развитии несколько сглаживаются. Но школьное обучение может выявить и более глубокие нарушения в развитии детей, которые на начальном этапе маскировались инфантильными чертами характера ребёнка или неадекватными поведенческими реакциями.
Обучение в первом классе предъявляет к ребёнку много разнообразных требований. Он должен обладать определённым уровнем развития познавательных процессов. За год должен научиться строить свои взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Если обобщить эти требования, то речь идёт о готовности ребёнка к школе и степени его адаптируемости в новой для него среде.
Психологическая готовность является той базой, на которой педагог будет формировать знания, умения и навыки, что позволит избежать проявлений дезадаптации к школе. Психологическая неготовность к обучению создаёт проблемы не только родителям, учителям, но и самому школьнику.
Систематически испытывая трудности в учёбе, дети теряют интерес сначала к "трудным" предметам, а затем и к школе в целом. Начальное отставание в учёбе ведёт к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной дезадаптации. Поэтому важно как можно раньше заметить специфические проявления имеющихся у детей трудностей и оказать необходимую помощь. С целью оказания такой помощи нами использован метод психологического сопровождения.
Рассматривая сопровождение как модель психологической помощи, Наталия Осухова определяет, что сопровождение - это специально организованный процесс, направленный на создание "переходного пространства" - безопасных условий, в которых становится возможным выход личности из негативного отчуждения (от себя, других людей, мира в целом)".
"Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и с окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях".
Своевременная педагогическая и психологическая помощь таким школьникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
Доказано, чем раньше начинается коррекционная работа с ребёнком, тем эффективнее результат. Профилактику трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесообразно начинать в условиях детского сада в подготовительных группах. Именно поэтому мы свою работу в режиме психологического сопровождения начинаем именно с этого возрастного периода. В своей работе мы взяли за основу программу психолого-педагогического сопровождения на этапе приёма и адаптации в школе, разработанную авторским коллективом под руководством М. Р. Битяновой.
Вся работа делится на следующие основные этапы:
1 этап - поступление ребёнка в школу;
2 этап - первичная адаптация детей в школе;
3 этап - психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.
Поступление ребёнка в школу.
Детский сад "Солнышко" является структурным подразделением МОУ "Общеобразовательная Устьянская средняя школа". Один и тот же педагог-психолог работает и в детском саду, и в школе. Одна из позитивных особенностей - более раннее знакомство педагога-психолога с будущими первоклассниками.
В рамках 1 этапа в детском саду осуществляются следующие направления работы:
1. Диагностика психологической готовности детей к школе.
2. Групповые и индивидуальные консультации родителей.
3. Психолого-педагогическая развивающая работа по повышению уровня школьной готовности.
Диагностика психологической готовности детей к школе проводится 2 раза: первый раз в сентябре, за год до поступления в школу. Целью данной диагностики является определение имеющихся у будущих первоклассников отклонений и профилактика школьной дезадаптации. Результаты этой диагностики позволяют определить направления работы в течение последнего года пребывания в дошкольном учреждении, оказать необходимую психолого-педагогическую помощь детям. Вторая диагностика (заключительная) проводится в марте - апреле. Она позволяет определить динамику уровня готовности детей к школе в целом и динамику развития каждого ребёнка.(см. Приложение 1, 2). По результатам сравнительной диагностики проводится психолого-педагогический консилиум, основной целью которого является выработка и реализация определённого подхода к комплектованию классов, при необходимости составляем программы индивидуальной помощи детям. В эти программы входит углублённая диагностика, наблюдение за ребёнком в его учебной и внеучебной деятельности, проведение коррекционных занятий. Результаты диагностики наглядно отображаются и представляются педагогам 1-х классов в ходе консультации в августе перед началом учебного года.
Для развивающей работы с детьми используется в I полугодии программа "Приключения будущих первоклассников" Н. Ю Куражевой, И. А. Козловой. Во втором полугодии - "Развитие произвольной познавательной деятельности у детей (автор-составитель Ю. В. Останкова). Задания и упражнения используются педагогом-психологом дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, он по своему усмотрению компонует и дозирует их в рамках курса.
Коллектив детского сада определяет своей целью не только воспитание и обучение детей силами опытных специалистов, но и помощь, и поддержку родителей в решении сложных психолого-педагогических задач социализации и индивидуализации ребёнка.
Специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Поэтому в рамках развивающей работы для родителей детей подготовительной группы был организован образовательно-игровой цикл. На первой встрече по результатам диагностики для родителей проводится групповая консультация. Родителям выдаются характеристики их детей и даются объяснения, как ими пользоваться: объясняется смысл каждого психологического качества, его влияние на успеваемость и самочувствие ребёнка в зависимости от того, в какой графе стоит крестик, говорится о том, с какими проблемами может столкнуться ребёнок и что надо предпринять в том или ином случае. Таким образом, слушая психолога, родители могут сами оценить проблемы и возможности своего ребёнка. Для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования, проводятся индивидуальные консультации. В дальнейшем с родителями проводятся практические занятия, на которых они узнают о важной роли семьи в подготовке детей к школе, что только совместными усилиями с дошкольным учреждением можно получить желаемый результат. На занятиях взрослые узнают, как можно просто, без принуждения, с радостью для себя и для ребёнка развить его речь, мышление, память, внимание, воображение, подготовить руку к письму, как развить у ребёнка желание учиться. Родители не только с интересом слушают специалиста, но и активно включаются в игры, задают вопросы.
Одним из составных психолого-педагогического сопровождения является летняя площадка для поступающих в первый класс "Школа дошкольника", проводимая на базе школы. Цель данной площадки заключается в создании условий для успешной социально-психологической адаптации ребёнка к школе. Мы объединили усилия психолога и педагогов, которые встретят детей 1 сентября на пороге школы.
При планировании занятий мы учитываем результаты диагностики.
3-х недельная программа включает в себя:
- занятия на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи;
- занятия на развитие мелкой моторики руки;
- занятия по развитию навыков общения;
- игровые занятия.
Задания и упражнения представляются преимущественно в игровой форме, что позволяет сгладить и сократить адаптационный период.
За время, проведённое на летней площадке у детей есть возможность почувствовать себя хозяевами школы, подружиться, лучше узнать друг друга. Было отмечено, что в течение этого времени дети постепенно приобретали уверенность в общении, у них снижалась тревожность, появлялась доброжелательность.
Психологическая развивающая работа на этапе первичной адаптации первоклассников.
Начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Без преувеличения этот период можно назвать самым сложным для детей.
Для того чтобы сгладить негативные проявления данного периода, мы решили использовать опыт гомельских педагогов Светланы Гин и Ирины Прокопенко, которые практикуют в своей работе адаптационный курс "Первые дни в школе", рассчитанный на одну неделю.
Авторы предлагают первую учебную неделю отвести на первичное освоение таких навыков как: правила поведения на уроке, навыки индивидуальной и коллективной работы, организация обратной связи с учителем.
Программа рассчитана на пять дней: в первый день проводится один урок, в остальные - три.
Весь учебный материал даётся в виде диалогов, сюжетных уроков, а также через обсуждение художественных произведений и выполнение практических работ.
Со второй учебной недели педагог-психолог начинает проводить занятия по программе "Введение в школьную жизнь". Такие занятия проводятся со всеми первоклассниками. Программа этого курса направлена на знакомство детей друг с другом, с правилами школьной жизни. Основной целью является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников. Занятия проходят в доступной и интересной форме.
Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в адаптации.
Во второй четверти первого класса в рамках системы психолого-педагогического сопровождения разворачивается работа, направленная на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и оказание им необходимой помощи. Основная задача этого этапа работы - это определение уровня школьной адаптации первоклассников и создание психолого-педагогических условий для решения проблем обучения, поведения и психического самочувствия школьников, испытывающих трудности в процессе школьной адаптации.
Для определения уровня адаптации первоклассников мы используем "Опросник дезадаптации" Л. М. Ковалёвой.
Учителя заполняют опросник дважды: в конце октября и в конце апреля. При анализе результатов данные опросника сопоставляются с результатами психодиагностики.
Применение "Опросника дезадаптации" помогает педагогу и педагогу-психологу получить полную и систематизированную картину проявления индивидуальных особенностей как отдельного ребёнка, так и класса в целом, выявить основные трудности каждого ребёнка и в соответствии с этим строить программу помощи.
На основе данных диагностики и наблюдений за детьми, по решению школьного психолого-медико-педагогического консилиума формируются группы развития. В такие группы входят дети с низкой психологической готовностью к школьному обучению, с проблемами в поведении, дети, у которых по данным диагностики высокий коэффициент дезадаптации, т. е. те, кто составляет группу риска по адаптации.
В своей работе с группами развития за основу мы взяли программу Локаловой "Уроки психологического развития младших школьников". Занятия проводятся 1 раз в неделю, в кабинете психолога.
Помимо работы психолога, педагоги на уроках активно используют игры и упражнения, направленные на развитие оперативной памяти, слухового и зрительного восприятия, устойчивости и концентрации внимания.
В конце учебного года среди детей группы развития проводится итоговая диагностика. По решению ПМПк при положительной динамике учащиеся выводятся из состава групп. Если улучшений не наблюдается или они незначительны, из числа данных учащихся со следующего учебного года образуется внутриклассная группа компенсирующего обучения. Педагог-психолог продолжает работу с этими группами.
Целенаправленная работа, осуществляемая совместно педагогами, родителями и психологом по созданию системы подготовки детей к школе помогает ребёнку успешно адаптироваться и обучаться в школе. Это подтверждают данные диагностики. (см таблицу). В прошлом учебном году 60% , в этом году 60,5% детей от общего количества первоклассников легко включились в школьную жизнь.
Год | Коэффициент дезадаптации | ||||
0 - 14% | 15 - 30% | Свыше 30% | 31 - 40% | Свыше 40% | |
1999 г. | 47% | 15,5% | 37,5% | 15,5% | 22% |
2001 г. | 48,2% | 25,9% | 25,9% | 14,8% | 11,1% |
2008 г. | 60% | 20% | 20% | 11,4% | 8,6% |
2009 г. | 60,5% | 21% | 18,5% | 4,5% | 14% |