Урок русского языка на тему: "Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщить знания об окончаниях существительных 1, 2 и 3- го склонения в дательном падеже.
  • Развивать навык правописания имён существительных в родительном падеже, развивать творческое мышление.
  • Развивать речь.
  • Воспитывать стремление к знаниям, опрятность.

Оборудование для показа презентации. (Приложение 1)

Ход урока

I. Оргмомент и сообщение целей урока.

Слайд №1

Мы услышали звонок.
Пора уже начать урок.
Проверим дружно, всё ль в порядке:
Ручки, карандаш, тетрадки?
Что же, время нас не ждёт.
Соберёмся и :ВПЕРЁД!

Слайд № 2

Учитель. Чтобы узнать сегодняшнюю тему урока, давайте обратимся к родной матушке Природе. Она всегда помогала людям в трудные минуты, придавала сил, наставляла на путь истинный. (Зарисовка видеосюжетов с изображением уголков природы, каждый из которых " дарит" словосочетание по теме урока).

прислониться к окну

пройти по дорожке

наклониться к цветку

шагать по тени

подбежать к реке

подъехали к берегу

Учитель. Что общего у словосочетаний?

(Существительные стоят в дательном падеже).

Учитель. Распределите эти словосочетания в два столбика. По какому признаку вы можете это делать? (1-ый столбик - словосочетания, в которых есть существительные с ударными окончаниями; во 2-ой столбик - существительные с безударными окончаниями).

Учитель. Написание каких окончаний вызывает сложность? (Безударных).

Слайд № 3

Учитель. Опираясь на вышеуказанное, сформулируйте тему урока.

(Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже.)

Учитель. Какова основная цель нашей работы? (Научиться правильно писать окончания существительных 1 скл., 2скл., 3 скл. в дательном падеже.)

II. Проверка домашнего задания.

Учитель. С чем мы с вами знакомились на прошлом уроке?

(С правописанием окончаний существительных 1, 2, 3 склонения в родительном падеже.)

Учитель. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Слайд № 4.

Из земляники (род. п, 1 скл.), из шерсти (род. п., 3 скл.), из черники (род. п., 1 скл.), из бумаги (род. п., 1 скл), из дерева (род. п., 2 скл.), из вишни (род. п., 1 скл.), из стали (род. п., 3 скл.), из картофеля (род. п., 2 скл.), из стекла (род. п., 2 скл.)..

Учитель. Какие же безударные окончания бывают у существительных в родительном падеже? (1скл. -и, -ы; 2 скл. -а, -я; 3 скл. - и.)

Учитель. А как же понять к какому склонению относится то или иное существительное? (К 1- му склонению относятся сущ.- е ж.р. и м. р. с окончанием - а, -я ; ко 2 - му скл. относятся сущ. - е м. р. с нулевым окончанием и сущ. - е ср. р. с окончанием -о, -е; к 3 - му скл. относятся сущ. - е ж. р. с нулевым окончанием и ь знаком на конце).

III. Чистописание.

Учитель. Догадайтесь какую букву мы будем писать сегодня. Она обозначает звук: согласный, парный, звонкий, твёрдый в слове - голова, но мягкий в слове ветер. (В).

1. Массаж кистей.

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем пальчики считать.
Вначале их потрём немножко,
Затем похлопаем в ладошки.
В руки ручку мы возьмём.
И букву В писать начнём.

Учитель. Пропишите Вв.

2. Работа с пословицей.

Учитель. Догадайтесь, что за пословица здесь зашифрована? Преобразуйте её.

Провожают по наготе, а встречают по глупости.

Слайд № 5

(Встречают по одёжке, а провожают по уму.)

Учитель. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей)

Учитель. Найдите слово с парной согласной в корне слова. (Одёжке).

Учитель. Поставьте в начальную форму и сделайте фонетический разбор этого существительного. (Выполняют самостоятельно, затем фронтальная проверка.

IV. Работа по теме урока

1. Упр. 179, с. 94.

Слайд № 6.

Учитель. Просмотрите на существительные в дательном падеже и подготовьтесь отвечать на вопросы:

1. На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?

2. С какими предлогами употребляются эти существительные?

3. Определите по таблице, какие окончания имеют в дательном падеже существительные 1, 2, и 3 скл?

4. Чем они являются в предложении?

(По ответам детей выстраивается схема.

Существительные в дат. п.

Отвечают на вопросы: кому? чему?

Употребляются с предлогами: к, по.

Имеют окончания: - е - у, - ю - и)

2. Упр. 195., с.101.

Учитель. Спишите, изменяя окончания существительных, определите склонение. Докажите, почему окончание должно быть именно таким. (Первые два выполняются вместе, остальные самостоятельно. Затем - самопроверка с помощью слайда).

Слайд № 7.

Ехал (где? по чему?) по улице (1 скл.),по площади (3 скл.).

Плыл (где? по чему?) по речке (1 скл.) по морю (2 скл.).

Подошёл (к чему?) к берёзе (1 скл.), к сирени (3 скл).

Поднялся (по чему?) по лестнице (1 скл.).

Подарил (кому?) сестрёнке (1 скл.), братишке (1 скл.).

Бежал (куда? к чему?) к озеру (2 скл.), к ручью (2 скл.)

Учитель. Итак, какие же окончания имеют существительные в дат. падеже?

- е - у, - ю - и

V. Физкультминутка.

Слайд № 8.

Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Затем я вырасту большим,
До солнца дотянусь.
Похлопаю в ладошки.
Отдохну немножко.
Поверчу слегка плечами
И - за дело вместе с вами.

VI. Словарно - орфографическая работа.

Чтоб до солнца нам добраться,
Нужно будет постараться
Группы слов вам прочитать
И, что лишнее, убрать.

1. Работа со словами.

Слайд № 9

Учитель. Найдите "лишнее" слово в каждой группе, которое не имеет признака объединяющего остальные.

Скл:дной, ж:мчужный, погр:ничный, мес:ность.

(Местность - слово с непроизносимой согл., тогда как остальные объединены орфограммой "Безударная гласная в корне слова").

Честный, аккуратный, аппетитный, длинный.

(Честный - здесь - непроизносимая согласная, а в остальных словах удвоенная согласная.)

Тростник, окрестность, свистнул, местность.

(Свистнул - глагол, остальные существительные).

Солнышко, лестница, окошко, лукошко.

(Лестница -ж.р., а остальные существительные - с.р.)

Учитель. Выпишите все "лишние" слова.

Слайд № 10

Лестница, честный, свистнул, местность.

Учитель. А какая орфограмма объединяет эти слова? (Правописание непроизносимой согласной в корне слова.)

Учитель. Разберите по составу те, написание которых можно проверить. Какое слово мы не будем разбирать и почему? (Лестница. Это словарное слово).

Подберите слова такого же состава, как и разобранные вами.. (Некоторые зачитывают получившиеся цепочки слов?)

Пора, друзья, пришла опять
Смыслом нам слова связать.
Что получим? Без сомнения
Это будут - : (предложения)

Учитель. Давайте запишем несколько предложений.

2. Комментированное письмо.

Счастливый мальчуган сбежал по школьной лестнице. У него сегодня большой праздник.

Учитель. Ребята, а кто из вас смог догадаться, чему так радовался мальчик? Попробуйте продолжить рассказ. (Дети придумывают своё продолжение, некоторые варианты озвучиваются. Затем все записывают самостоятельно 4 - 5 предложений)

Учитель. А теперь сравните своё содержание с тем, что было в данном тексте.

Слайд № 11.

.(Учительница поставила ему пятёрку. Мама мальчика очень обрадовалась и улыбнулась сыночку.

3. Синтаксический разбор предложений.

Учитель. Найдите в тексте предложение, в котором есть неодушевлённое существительное, стоящее в дательном падеже. Разберите его синтаксически. (Дети выполняют разбор самостоятельно, затем выполняют взаимопроверку и сверяются с образцом.)

Учитель Измените это предложение, добавив в него однородные члены.

(Счастливый мальчуган сбежал по школьной лестнице. Счастливый мальчуган выскользнул из класса и сбежал по лестнице.)

Учитель. А теперь давайте ещё раз посмотрим на этот текст и подумаем, встретились ли здесь слова, связанные с сегодняшней темой? (по лестнице, сыночку).

VII. Подведение итога.

Учитель. Так какие же окончания имеют сущ. в дат падеже?

( 1скл. 2 скл. 3 скл.

- е - у, - ю - и )

Слайд № 12

VIII. Домашнее задание.

Упр.194, правило с 101.

Мы услышали звонок.
Пора закончить наш урок.
Всем спасибо за старание!
Урок окончен. До свидания!