Мультимедийный урок черчения: "Изобретения Леонардо да Винчи", 9-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 9


Цели:

  • развивать познавательный интерес;
  • дать понятие о трехмерных моделях;
  • расширить политехнический кругозор;
  • развивать пространственные представления и мышление; 
  • выяснить алгоритм изобретений;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • воспитывать элементы графической культуры;
  • сформировать эстетический вкус, аккуратность;

Тип урока: комбинированный.

Методы, приёмы проведения: беседа – сообщение, объяснение, практические упражнения.

Материальное обеспечение: мультимедийный проектор, доска для презентации, компьютер, мышка, указка, проекционный столик, ксерокопия изобретения землечерпалки – 15 шт.

Литература:

  • Лауренца Д. Машины Леонардо да Винчи. – М.: Издательство «Ниола -   Пресс», 2007. – 240 с.: ил.
  • Титов С.В. Черчение. 9 класс. – Волгоград: Учитель, 2005. – 190 с.

План урока:

1. Организационная часть (0,5 мин.)
2. Сообщение темы, целей урока, мотивации учебной деятельности учащихся (0,5 мин.)
3. Повторение сведений о сборочных чертежах: письменный экспресс – опрос (4 мин.)
4. Изучение нового материала (25 мин.)
5. Практическая часть (13 мин.)
6. Домашнее задание (1 мин.)
7. Итоги урока (1 мин.)

ХОД УРОКА

I.  Организационная часть

II. Сообщение темы, целей урока

III. Повторение сведений о сборочных чертежах: письменный экспресс-опрос. Проверка усвоения учащимися теоретических сведений о сборочных чертежах.

Экспресс-опрос: каждый ученик на своем листе записывает только номер вопроса и ответ (вопрос записывать не нужно).

Вопросы:

1. Что показывается на сборочных чертежах: изображение детали или сборочной единицы?
2. Для чего предназначены сборочные чертежи?
3. Применяют ли разрезы и сечения при выполнении сборочных чертежей?
4. Где на чертежах указывают названия деталей, входящих в изделие?
5. Нужно ли на сборочных чертежах наносить все размеры деталей, входящих в изделие?
6. Что означают цифры, стоящие на полках линий-выносок?
7. Как штриховать на сборочных чертежах три соприкасающиеся детали?
8. Вспомните, что значит «прочитать рабочий чертеж детали»?

IV. Изучение нового материала

Приложение, 1-й слайд.
Портрет Джоконды.
Перед вами портрет Моны Лизы – самая известная работа итальянского художника...   Кого? (Леонардо да Винчи)
Приложение, 2-й слайд.
Автопортрет Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи вошёл в историю, прежде всего как гениальный художник эпохи Возрождения. Но великий итальянец интересовался практически всеми видами искусства и отраслями знания, как древними, так и возникшими недавно. Помимо произведений скульптуры и живописи он оставил весьма любопытные труды, оказавшиеся полезными для геологии и анатомии, математики и механики.
Приложение, 3-й слайд.
Итак, тема нашего урока: Изобретения Леонардо да Винчи.
Сначала будем рассматривать некоторые работы Леонардо да Винчи,  а также в практической части определите назначение одного изобретения по его эскизу и начертите в 3 видах.
Приложение, 4-й слайд.
Набросок стрекозы помещен в центре листа, а вокруг Леонардо рисует механизмы, предназначенные для воспроизведения движений, совершаемых во время полета.
Приложение, 5-й слайд.
Работа движущего механизма.
Леонардо описывает, как функционирует устройство, обозначая буквами А и В точки, в которых механическое крыло должно изгибаться. Как должен работать механизм?  (При приведении в действие движущего механизма точка А должна опускаться вниз, в то время как точка В движется в противоположном направлении. В результате взмах этого крыла очень похож на взмах птичьего крыла.)
Приложение, 6-й слайд.
Машущее крыло.
По этому эскизу что можно судить?
Трехмерное изображение машущего крыла.
Это крыло предназначалось для достижения двух целей: проверить, достаточно ли силы человека для подъема груза весом 200 фунтов (около 68 кг), а также оценить правильность сборки и работу самого крыла. Груз весом 200 фунтов соответствует суммарному весу летательной машины и человека, который должен управлять ею в полете. Проект является не реальной летательной машиной, а только экспериментальной, исследовательской моделью с крылом, имеющим фиксированную форму и напоминающим веер.
Приложение, 7-й слайд.
Механические крылья.
Цифровые реконструкции проекта.
Приложение, 8-й слайд.
Способ использования механических крыльев.
Прикрепленный при помощи подвесной системы наподобие ранца, этот механизм должен был приводиться в действие двумя металлическими штоками, которые двигал пилот, сгибая и разгибая ноги. Эта машина непригодна для практического использования.
Приложение, 9-й слайд.

Военные машины.

1. Мортира.
2. Многоствольное орудие.
3. Защита стен.
4. Колесницы – косилки.
5. Танк.
6. Крепость.
7. Бомбарды в действии.
8. Многоствольная бомбарда.
9. Катапульта.
10. Разборка орудия.

Приложение, 10-й слайд.
Мортира.
На двух основных рисунках изображены два варианта мортиры: вверху представлена сама мортира и её основные составные части (ствол, прицел, лафет и т.д.), внизу – орудие с защитным устройством в форме крыши и системой передвижения с использованием колес.
Приложение, 11-й слайд.
Многоствольное орудие.
На листе даны три альтернативных проекта многоствольных орудий.
Приложение, 12-й слайд.
Визуальная реставрация двух проектов.
Приложение, 13-й слайд.
Защита стен.
Здесь изображена система обороны крепостных стен с балкой, замаскированной внутри самой стены и способной опрокинуть штурмовые лестницы нападающего противника.
Приложение, 14-й слайд.
Многоствольная бомбарда.
Идея о том, что машина должна использоваться на воде, имеет и более интересные аспекты. Снабженная устройством, аналогичным тому, которое применялось на колесных судах, многоствольная бомбарда, имеющая огромный вес, способна не только плыть по прямой, но и совершать быстрые маневры.
Приложение, 15-й слайд.
Последовательность монтажа и реконструкция внешнего вида.
Приложение, 16-й слайд.
На борту бомбарды.
Приложение, 17-й слайд.
Вращающийся мост.
Проектирование мостов, предназначенных для использования в военных целях, – наиболее интересная глава в деятельности Леонардо. Основной характеристикой этого моста является скорость его установки и демонтажа, что позволяло сдерживать наступление противника.
Приложение, 18-й слайд.
Вид снизу.
Приложение, 19-й слайд.
Функциональная схема вращающегося моста в фазе закрытия.
Приложение, 20-й слайд.
«Автомобиль».
Для использования на сцене. Две большие спиральные пружины, расположенные под горизонтальными зубчатыми колесами, обеспечивают движущую силу. Две сжатые пружины выдают запасенную энергию и вращают в противоположных направлениях горизонтальные зубчатые колеса, с которыми они непосредственно связаны.

V. Практическая часть

Приложение, 21-й слайд.
Техническое изображение проекта.
Приложение, 22-й слайд.
Землечерпалка (ксерокопии землечерпалки).

Задание:

1. Выяснить, что изобразил Леонардо да Винчи?
2. Начертить 3 вида этого изобретения.

VI.  Домашнее задание

– Закончить задание дома.

VII. Итоги урока