Цели: познакомить учащихся с наиболее характерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания.
ЗАДАЧИ:
- рассмотреть особенности организации моховидных;
- выявить признаки усложнения моховидных по сравнению с водорослями;
- продолжить формирование умений работать с гербариями, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: гербарные экземпляры, карточки- задания, проектор, ПК, презентация (приложение).
Ход урока
Актуализация знаний
Установите соответствие между тканями высших растений и их функциями.
Ткани | Функции |
А) Покровная | 1. Рост организма |
Б) Образовательная | 2. Запасание питательных веществ |
В) Проводящая | 3. Выделение веществ |
Г) Механическая | 4. Защита |
Д) Секреторная | 5. Опора |
Е) Основная | 6. Транспорт питательных веществ, воды, продуктов фотосинтеза. |
Дайте определение понятий:
Ткань -
Орган -
Репродуктивный орган -
Спорангий -
Спора -
Эмбриональный период -
Постэмбриональный период -
Изучение нового материала.
1. Учащимся предлагается отгадать загадку:
- Меж клюквы и морошки.
Среди лесных болот
На кочке::: на ножке
Куда не глянь растет.
Он снизу - беловатый,
Повыше - зеленей.Коль нужно будет ваты.
Нарви его скорей.
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны.
Лечил в глуши лесной. (мох).
- Мы продолжаем знакомство с разнообразием растительного мира и сегодня на уроке познакомимся с особенностями внешнего, внутреннего строения, размножения и значения мхов (слайды 1, 2).
- Откройте тетради, запишите тему урока. (Учащиеся записывают тему).
2. Общая характеристика отдела моховидные (слайд 3):
Учитель: Моховидные - это древняя, самая примитивная группа высших растений, ныне живущих на Земле. Древнейшие ископаемые формы мхов известны с каменноугольного периода. По оценкам разных специалистов, современные моховидные представлены 2.0-25 тыс. видов, распространенных на всех континентах. Особенно это относится к Северному полушарию, где на больших площадях (на болотах, иногда в лесах) моховидные доминируют в растительном покрове. Эти растения предпочитают наиболее увлажненные места, однако произрастают и на каменистых склонах гор, в пустынях, на сухих открытых скалах, в тундрах, но не встречаются в морях, на сильно засоленных почвах, в ледниках и сыпучих песках.
3. Псилофиты - родоначальники мхов (слайд 4):
Псилофиты- самые примитивные из всех известных высших растений. Первые, самые примитивные из них представляли собой голые, дихотомически ветвящиеся стебельки; росли они в непосредственной близости к воде, вместо корней у них были ризоиды; на кончиках стебелька сидели примитивные спорангии в виде простых мешочков. Псилофиты дали начало ветвям эволюции, представленным мохообразными, плауновидными и папоротникообразными.
4. Особенности строения мхов (слайд 5):
У мохообразных, как и у всех остальных высших растений имеются дифференцированные органы и ткани. В отличие от водорослей мохообразные имеют стебли и листья, а органы размножения - многоклеточные. Корней нет, но есть ризоиды. Вспомните, что такое ризоиды и в чем их отличие от корней (Дети отвечают). Ризоиды - выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату и всасывают воду и растворенные минеральные вещества.
Сравните строение мха и нитчатой водоросли. Отметьте черты сходства и отличия. О чем свидетельствуют сходство их строения и отличие? (Ответ учащихся). Мохообразные по своей организации и экологии очень близки к водорослям. Они представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Как и водоросли они не имеют сосудов и корней. Оплодотворение мохообразных также связано с водой и в ее отсутствие - не может осуществляться.
5. Преобладание гаметофита над спорофитом - характерная особенность мхов, резко выделяющая их среди всех современных наземных растений. (Слайд 6-7):
- Изучите текст учебника на с.54. Ответьте на вопрос: Как размножается кукушкин лен? Где расположены органы полового размножения? Как называются мужские органы полового размножения? (Антеридий). Как называются женские органы полового размножения? (Архегонии).
-Как мы уже говорили, мхам для осуществления процесса оплодотворения необходима вода. О родстве, с какими организмами это говорит?
-При наличии воды подвижные сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам, происходит их слияние, или оплодотворение. Образуется зигота. Что образуется из зиготы на следующий год?
- Что происходит после созревания спор?
6. Систематика моховидных:
Отдел моховидных включает три группы, из которых наиболее распространены листостебельные мхи (слайд 8). Запишите схему к себе в тетрадь.
- Давайте познакомимся с краткой характеристикой классов (сообщения учащихся) (слайды 9-11)
7. Использование мхов человеком и значение листостебельных мхов в природе.
(Обратить особое внимание на строение и значение торфообразующих мхов).
Ответить на вопрос: Во время Великой Отечественной войны при недостатке перевязочных материалов медики использовали высушенный мох сфагнум. Почему именно этот мох? Какие свойства сфагнума использовали и, в каком качестве?
III. Закрепление (слайды 12, 13)
Подведение итогов.
Домашнее задание: Изучить статью "Отдел Моховидные". Подготовить сообщение.
Литература:
- Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.
- Биология. Мир растений. Задачи. Автор: Е.Н. Демьянков.