"Со мной работали десятки молодых
педагогов
я убедился, что как бы человек успешно
не кончил педагогический вуз, как бы он не был
талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не будет
хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…"
А.С. Макаренко
Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с планируемыми целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования.
При этом основная функция современного детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Дошкольное образовательное учреждение предоставляет образовательные услуги – помощь главной ячейке общества – семье в воспитании и развитии ребенка-дошкольника.
Для эффективной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Пройдя через разные формы методической работы, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научиться делать то, что они еще не умеют.
Методическая работа – часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественной образовательной работы в ДОУ.
В педагогической науке качество как понятие трактуется неоднозначно. В контексте различных методологических и теоретических подходов сложились неоднозначные представления о качестве образования.
В личностно-ориентированном образовании – это уровень развития личности, ее направленности и способностей.
В культуросообразной модели качество определяется как творчество личности.
В аспекте деятельностного подхода под качеством понимается заданный объем знаний и умений как результат обучения и воспитания.
Системный подход обусловливает понимание качества как готовность замены одной образовательной системы на другую.
Однако родители соотносят качество дошкольного образования с развитием индивидуальности детей и степенью их подготовленности к поступлению в школу. Качество для педагогов, как правило, означает полное методическое обеспечение пособиями и разработками педагогического процесса.
Качество дошкольного образования – это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.
Качество воспитания детей напрямую зависит от высокой квалификации педагогов, постоянного роста их профессионального мастерства. Сегодня востребован педагог с творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Именно поэтому управленческий акцент мною сделан на профессиональное становление, эффективную работу и создание условий, побуждающих к такой работе педагога.
Свою деятельность строю по принципу партнерского сотрудничества, стремлюсь все шире использовать активные формы методической работы: деловые и ролевые игры, круглый дискуссионный стол, метод “педагогического боя” и другое.
Проведенный мною анализ качественного состава педагогов показал, что в 2007-2008 учебном году 23% – от общего числа педагогов составляют молодые специалисты, 34% – педагоги, имеющие 2 квалификационную категорию, 30% – имеющие 1 квалификационную категорию и 13% – высшую квалификационную категорию.
Анализ качественного состава педагогов в 2007-2008 учебном году:
В 2008-2009 учебном году 28% – от общего числа педагогов составляют молодые специалисты, 26% – педагоги, имеющие 2 квалификационную категорию, 30% – имеющие 1 квалификационную категорию и 16% – высшую квалификационную категорию.
Анализ качественного состава педагогов в 2008-2009 учебном году:
В 2009-2010 учебном году 32% – от общего числа педагогов составляют молодые специалисты, 17% – педагоги, имеющие 2 квалификационную категорию, 36% – имеющие 1 квалификационную категорию и 15% – высшую квалификационную категорию.
Анализ качественного состава педагогов в 2009-2010 учебном году:
Из проведенного анализа видно, что рост молодых специалистов наблюдается с 2007-2008 учебного года. Это объясняется тем, что квалифицированные кадры увольняются и уезжают на постоянное место жительства, такова специфика военных гарнизонов.
Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий.
Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.
Считаем, что если в управленческой деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, то это позволит молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике, “почувствовать вкус” профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
В связи с этим я определила цель и основные задачи работы с данной группой воспитателей.
Цель: создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Обеспечить наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
3. Совместно планировать карьеру молодых специалистов с наставником.
И в сентябре 2007 года организовала “Педагогическую гостиную молодого воспитателя”. Разработала Положение о “Педагогической гостиной молодого воспитателя”, которое мы рассмотрели и утвердили на Совете педагогов.
С тематикой заседаний “Педагогической гостиной молодого воспитателя” педагогов знакомлю в начале учебного года, это позволяет им принять активное участие в жизни детского сада. Приложение 1.
С целью определения некоторых черт характера, педагогических стремлений, отношения к общественным и педагогическим процессам среди воспитателей провожу анкетирование, где обращаю внимание на следующее:
- имеют ли они педагогическое образование, если имеют, то какое (в основном, статистика нашего детского сада показывает, что у многих квалификация по диплому “учитель начальных классов”);
- насколько хорошо теоретически подготовлены, обладают ли навыками работы с психолого-педагогической литературой, участвовали ли в исследовательской деятельности;
- имеют ли практический опыт работы с детьми;
- каких результатов в своей профессиональной деятельности хотят добиться.
В зависимости от этого молодых специалистов условно разделила на три группы:
- воспитатели, имеющие слабую теоретическую и практическую подготовку;
- воспитатели с сильной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;
- воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.
Используем в работе с молодыми специалистами и разработку индивидуального плана профессионального становления:
- назначение наставника, из числа педагогов (причем, необходимым и обязательным условием наставничества считаю согласие и выбор его только самим молодым педагогом);
- педагогическое самообразование и самовоспитание;
- участие в мероприятиях “Педагогической гостиной молодого воспитателя”;
- участие в работе методического объединения;
- участие в жизни детского сада.
Работу с молодыми специалистами строим с учетом основных аспектов:
Заместитель заведующей по ВМР – молодой специалист:
- создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;
- обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;
- обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.
Молодой специалист – ребенок и его родитель:
- формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.
Молодой специалист – коллега:
- оказание поддержки со стороны коллег.
В практике ДОУ широко используем наставничество, которое заслуживает самого пристального внимания.
Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и работодателя.
Одна из главных целей моей работы – повышение эффективности занятий. Поэтому с помощью диагностики, анализа, выводов и рекомендаций оказываю методическую помощь воспитателям, а молодым специалистам без опыта работы помогаю совершенствовать методику ведения занятий.
В практике ДОУ широко используем такую форму методической работы как открытые просмотры. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, молодые педагоги учатся проводить анализ особенностей образовательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.
Для помощи молодым специалистам в методическом кабинете детского сада оформлен педагогический материал “Интересный опыт” с результатами деятельности по определенному направлению работы всех специалистов ДОУ.
С целью повышения профессионального мастерства педагогов в детском саду традиционно ежегодно проводим конкурс педагогического мастерства “Искорки творческого поиска”, в котором принимают участие все педагоги. С этой целью мы разработали положение о проведении этого конкурса. Приложение 2. Такая форма работы требует тщательной подготовки, в частности составления сценария Приложение 3.
Цель данного конкурса – дать возможность педагогам проявить себя, свой профессионализм.
С введением такой формы работы повышается интерес к творчеству, что вызывает высокую активность, совершенствуется умение в разрешении реальных педагогических проблем и позволяет связывать теорию с практическим опытом.
Такая форма работы позволяет молодым специалистам непосредственно перенимать опыт у профессионалов.
Данный конкурс является подготовительным этапом городского конкурса “Сердце отдаю детям”.
Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.
Нередко мы анализируем работу воспитателя, руководствуясь внешними признаками. Спокойно в группе – значит, все в порядке. А что за этим скрывается? Главное ведь не внешняя дисциплина, а то, сумел ли педагог воспитать детей вежливыми, научил ли с уважением относиться к окружающим, умеет ли вовремя оказать помощь всем, кто в ней нуждается.
Именно на это в первую очередь мы обращаем внимание, а, заметив его успехи, отмечаем вслух на заседаниях “Педагогической гостиной” и педагогических часах. Ведь похвала поднимает не только настроение, но и стимулирует интерес к работе.
Считаем, что в коллективе, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы, тогда начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.
Важно руководствоваться принципом Теодора Рузвельта: "Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки".
Литература:
- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.– М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.– М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.– М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007.
- Микляева Н.В. Инновации в детском саду. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.
- Вершинина Н.Б, Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. – Волгоград: Учитель, 2008.