Развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер детей средствами изобразительного искусства

Разделы: Работа с дошкольниками


Изобразительное искусство – специфическое образное познание действительности. Известный русский художник – педагог П.П. Чистяков писал: “Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования”

Рисование, по мнению К.Д. Ушинского, является одним из лучших средств развития наблюдательности, внимания, памяти, воображения. Поэтому он рекомендовал шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство при изучении других предметов.

Изобразительную деятельность детей дошкольного возраста мы рассматриваем с позиции реалистического искусства, которое является особой формой общественного сознания. В этой связи рисование является средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на листе, эти образы складываются в сознании ребенка.

Изучению роли изобразительной деятельности в умственном воспитании дошкольников было посвящено одно из исследований Н.П. Сакулиной. Она выясняет целый ряд вопросов, имеющих особое значение для формирования изобразительной деятельности и развития мышления детей, их умственного воспитания. “Основным источником познания действительности с целью ее отражения в образах, - пишет Н.П. Сакулина, - является восприятие зрительное и осязательное. Отдельные акты восприятия, объединяясь и преобразуясь, составляют опыт многократных наблюдений, формируют представления. Происходит отбор и обобщение получаемой информации, включаются мыслительные действия – анализ, синтез, обобщение, абстракция”.

В беседах об искусстве дети усваивают названия видов и жанров искусства /пейзаж, портрет, натюрморт/ и не в искусственной обстановке построения и запоминания речевых конструкций, а в живом разговоре. Это расширяет кругозор детей, обогащает речь, дает возможность эмоциональному отклику.

Итак, изобразительное искусство развивает в ребенке чувство прекрасного, способствует развитию всех когнетивных структур мозга.

Предлагаю вашему вниманию одно из занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Занятие: “Автопортрет”

Цели и задачи:

  • Развиваем познавательные способности, творчество, коммуникативные умения;
  • Обучаем детей обследованию своего лица перед зеркалом и приемам перенесения полученного опыта в изобразительную деятельность;
  • Развиваем у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир;
  • Закрепляем знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении.
  • Продолжаем развивать сенсорную моторику руки.

Воспитательные задачи: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание на основе адекватной оценки эмоционального состояния другого человека, правильно проявлять собственные чувства.

Коррекционные задачи: развивать связную речь, умение выражать свои мысли полным предложением; развивать внимание, память, мышление.

Предварительная работа: дидактические игры “Мой портрет”, “Что есть у игрушки”; этюды на осознание собственных мышечных и эмоциональных ощущений; сюжетно-ролевая игра “Забавные гномики”; творческая игра “Угадай, кто это?”; проведение опыта, описанного Н. П. Слободяник в книге “Я учусь владеть собой”.

Материал к занятию:

  • репродукции картин разного жанра изобразительного искусства /пейзаж, портрет, натюрморт/;
  • простые карандаши, пастель, мелки, бумага;
  • аудиокассета “Звуки природы”;
  • игрушка “Веселый художник”; <Фото1>
  • карточки с изображением разных эмоциональных состояний людей;
  • набор карточек с изображениями лиц без определенных деталей /нет бровей, глаз, ресниц, рта, ушей и т. д./.

Ход занятия

Организационный момент

Дети рассаживаются полукругом на стульчиках и знакомятся с веселым художником “Кисточкой”.

Сообщение темы занятия

Веселый художник рассказывает стихотворение Г. Гладкова о жанре изобразительного искусства.

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз.
Или смотрит балерина,
Или Вовка, твой сосед,
Обязательно картина
Называется портрет.

Психолог. Дети, о чем это стихотворение? /О портретах/.

Основная часть

Детям предлагается небольшая серия репродукций пейзажей, портретов и натюрмортов.

Психолог. Попробуйте сравнить эти картины. На одних изображена природа – это пейзаж; на других различные предметы – это натюрморт; на третьих люди – это портреты. Художники пишут знакомых им людей, близких или просто интересных. Иногда художники пишут сами себя, тогда картина называется автопортретом. А вот автопортрет веселого художника “Кисточки”. /Дети рассматривают автопортрет/ <Рисунок 2>.

a4.jpg (7074 bytes)

Психолог. Как можно нарисовать свой портрет? /По памяти, по отражению в зеркале/. Как вы думаете, в каком случае может быть большая схожесть? /Когда рисуют по отражению в зеркале/.

Для того чтобы нарисовать свой автопортрет, необходимо знать свое лицо, для этого его нужно изучить.

Сегодня мы с художником “Кисточкой” предлагаем вам быть художниками – портретистами, а для этого надо подойти к зеркалу и изучить свое лицо.

Обведите пальчиком свое лицо. Какой оно формы? /Овальное/. Потрогайте, какое оно? /Гладкое, теплое/. Обратите внимание на лоб – открытый он или его прикрывает челка, какого цветы волосы? Обратите внимание на длину волос, видны ли из-за них уши? На каком уровне расположены уши по отношению к глазам? /Уши и глаза примерно на одном уровне /. Какой формы глаза? /Глаза овальной формы /. Обведите пальчиком глазки. Попробуйте рассмотреть их. Какого они цвета? Посмотрите, белое в глазах – это белки, они у всех белого цвета; в самом центре глаза – зрачок, зрачки у всех чёрные. Вокруг зрачка радужные оболочки, они разного цвета /голубые, зеленые, серые, карие/.

…На глазах ресницы, над глазами брови. Потрогайте, какие пушистые, мягкие реснички и бровки. Обведите пальчиком брови. Посмотрите, что находится в самом центре лица? /Нос находится в центре лица/. Какая часть лица больше всего указывает на его выражение, на то, смеется человек, грустит, плачет или сердится? /Рот, губы/. Как по уголкам губ мы можем узнать, что человек улыбается? /Уголки губ, направлены кверху/. Какие еще части лица могут рассказать нам о настроении человека? А брови? Глаза? Нос? Уши? Когда?

Веселый художник рассказывает детям о том, что у каждого человека бывают разные настроения. Он показывает картинки с разными настроениями и называет их: грусть, радость, испуг, злость, спокойствие, удивление. Называет ситуации и просит детей ответить, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях: мама не опускает на прогулку; папа подарил большую, красивую игрушку; ребята не хотят с тобой играть.

Психолог. Попробуйте сделать веселое выражение лица, спокойное, грустное, злое. Вот видите, дети, по лицу мы с вами можем прочитать весело нам или грустно, спокойно или тревожно.

А теперь посмотрите, что находится между головой и туловищем? /Между головой и туловищем находится шея/. Посмотрите, плечи шире головы или уже? /Плечи шире головы/. Итак, дети, мы познакомились со своим лицом. Скоро мы попробуем нарисовать свой портрет. А сейчас поиграем.

Физкультурная минутка

Стихи сопровождаются движениями рук и соответствующей мимикой:

Глаза однажды удивились
И очень широко открылись,
Спросили нос: “Что перед нами?”
Нос отвечал: “Решайте сами:
Он пахнет вкусно, с кожей гладкой,
На мяч оранжевый похож”.
Рот подтвердил: “Он очень сладкий,
Попробуешь - и запоешь”.
- Что увидели глаза?

- Что в стихотворении неправильно описано? Какая часть лица рассказала о том, что она не могла бы почувствовать?

Первая часть

Игра: “Разрезная картинка” /Портрет веселого художника на ватмане/. <Фото 2>.

Сначала детям предлагается сложенная картинка. Затем ее части раздвигаются, перемешиваются и детям предлагается сложить картинку заново.

Игра: “Чего не хватает в изображении”. /По принципу субтеста “Недостающие детали” - тест Д. Векслера для измерения интеллекта детей/.

Дети рассматривают карточки: девочка безо рта, мальчик без носа и т.д.

Вторая часть

Далее детям предлагается занять места за столиками, которые стоят напротив зеркала. /Во время рисования портрета звучит тихая и спокойная музыка/.

Завершение занятия

По окончанию работы предлагается игра: “Отгадай, чей портрет?”. <Автопортреты детей 1,2,3,4>. Дети по определенным признакам пытаются узнать автора. Веселый художник “Кисточка” поощряет детей и дарит им на память свой портрет.

Литература:

  • С.М. Вайнерман, А.С. Большев и др. Сенсомоторное развитие дошкольников. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  • Г.А.Широкова, Е. Г. Жадько. Практикум детского психолога. – Ростов на Д.: Феникс, 2005.