Классный час "Цена простого хлеба"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

1. Воспитывать у детей чувство бережного отношения к хлебу;

2. Утвердить в сердцах детей общечеловеческие ценности: любовь, милосердие, трудолюбие, сострадание, благородство, уважение к людям труда;

3. Показать на примере классного часа, что хлеб всегда был, есть и будет главным на столе.

Оформление: плакат (на доске) “Его величество – ХЛЕБ”.

Оборудование: выставка книг о хлебе, карточки с пословицами, каравай, соль и рушник, слайды “Цена простого хлеба”, выдержки из сочинений детей о хлебе, музыкальное сопровождение, рисунки учащихся.

ХЛЕБ – драгоценность!
Им не сори…
Хлеба к обеду в меру бери.

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Мне больно, когда я случается вижу,
    Что хлеб, недоеденный брошен бесстыже.
    Эй, ты! Попирающий корку ногою
    Ты топчешь достоинство наше людское.
    Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс…
    Земле, на которой родился и рос.
    Петрусь Бровка

    - Что? ХЛЕБ! – это имя существительное, а всё остальное прилагается, дополняется к хлебу. Мы поговорим сегодня с вами на очень наболевшую тему в нашем обществе, а в частности в нашей школе.

    Уже давно на нашей планете не свистят пули, не летят снаряды. Люди стали жить намного лучше, богаче. Если в прежние времена “Хлеб – батюшка, а вода – матушка”, то в наше время этот главный продукт отодвинули на задний план.

    Не секрет, что настоящей цены хлеба многие не знают. Вы, дети, не пережили голодных лет босоногого детства. Сейчас полки магазинов завалены хлебобулочными изделиями. Ничего не стоит всем нам купить ХЛЕБ, а ещё легче бросить недоеденный кусок хлебушка, пирога, булочки в мусорный бак или просто так. Не задумываясь, мы можем просто пнуть или поддеть ногой хлебушек. К сожалению, это мы делаем.

    Даже не верится нам с тобою,
    Что кто-то сорит этим чудом земли
    Сердце за хлеб обливается болью,
    Когда он лежит в придорожной пыли.
    И если заметишь кусок небрежный
    В грязи придорожной, в подножной пыли,
    То самое первое сердца движенье
    Поднять и спасти это чудо земли.

  3. Хлеб – всему голова.
  4. - Мы часто задаём себе вопрос: Что же такое ХЛЕБ?

    (обращение к ученикам, дети отвечают)

    И отвечаем: “ХЛЕБ – это ЖИЗНЬ”. Недаром говорят:

    Что хлеб наш насущный – святые слова!
    Так говорили и деды и прадеды.
    Он в нашей жизни всему голова!
    Сила великая хлебушку дадена.

    Хлеб поистине можно назвать святым. И таких слов в нашей речи немного: земля, хлеб. Родина, мама. Человек всегда верил в святость хлеба, его значимость. Мы часто называем хлеб белый и чёрный, а не лучше ли сказать: ржаной, пшеничный. От этих слов веет теплом человеческих рук. Россия – это не только милые душе берёзки. Это ещё поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы.

    (звучит музыка “Хлеб – всему голова”) (слайды 3 - 8)

    Мы привыкли к хлебу, как к воздуху. И пока мы не думаем о нем ежеминутно, значит, в жизни все обстоит благополучно, потому что отсутствие хлеба, как и здоровья, замечаешь, когда его нет.

    - Сколько хлеба вы сможете съесть?

    (ответы учащихся)

    - Сколько захочется. И вы даже не понимаете, как может быть иначе.

    3. Хлеб во время Великой Отечественной войны.

    (звучит музыка “Священная война”)

    - Вспомним трудный хлеб войны. 1941 год. На нашу Родину напали фашисты – враги. Они жгли хлебные поля. Все, кто мог держать оружие, встали на защиту РОДИНЫ. Чтобы как – то выжить, люди варили суп из лебеды и крапивы, а за хлебушком выстраивались целые очереди

    Вот такие слова в своей поэме “Слово о хлебе” сказала Анна Ахматова:

    Как рано в сорок первом мы взрослели!
    От слез слепа, от голода слаба,
    Я видела, как на корню горели
    Созреть не успевавшие хлеба.

    Горели пироги и караваи
    И становились дымною золой…
    (слайд 12)

    А во время ВОВ хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их – трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью! Жестокий враг, захватив наши земли, морил нас голодом, чтобы сломить и победить нас.

    Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода – ведь норма рабочего на день была лишь 250 гр., служащего, иждивенца и ребенка 125 гр.

    Нам известен полной трагической силы дневник, который вела в нестерпимо долгую блокадную зиму 1941-1942 гг. Ленинградская школьница Таня Савичева.

    (Слайд 13 -14, из дневника Т. Савичевой)

    В нём всего девять страничек.

    Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки. Но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом – стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника “Цветок жизни”, под Санкт-Петербургом, на 3-м километре  блокадной “Дороги Жизни”.

  5. Ученики о хлебе (выдержки из сочинений)

Послушайте выдержки из сочинений наших учеников:

  • В войну давали хлеб по граммам, и все берегли его, собирали даже крошки. В наше же время многие не знают настоящей цены хлеба и бросают его на пол, пинают.
  • Люди стояли в очереди за хлебом. И какая была радость, когда мама приносила домой тёплую буханку хлеба.
  • Хотя хлеб без труда можно купить в магазине, но попробуйте испечь его сами.
  • Когда бабушка режет хлеб, то крошки от него она собирает птичкам. Я учусь у бабушки беречь хлеб.
  • Баловством хлеба не добудешь. Земля кормит людей, как мать детей.
  • Он очень вкусный, тёплый. Как мамины руки. Зимой мы крошим хлеб птичкам, чтобы они не погибли.
  • В наши дни хлеб можно купить в любом продуктовом магазине и поэтому многие дети, и даже взрослые не ценят хлеб, и не берегут его.
  • А моя мама работает на пекарне. Она сильно устаёт. Вся работа почти ручная, и даже через рукавицы обжигаются пальцы.

(слайды15 - 16)

  1. Хлебороб – главная профессия на земле.

Можно привести много умных, проникновенных слов о хлебе. Его воспевали в легендах и сказаниях, ему посвящены стихи и песни, повести и романы, написаны картины и созданы фильмы.

(звучит песня “Русское поле”)

- Назовите, какие вы знаете произведения, посвящённые хлебу?

(слайд 17 – репродукция И.И.Шишкина “Рожь”)

- Кто знает, как называется эта репродукция, и кто её написал?

- А вы, ребята, знаете, сколько лет этой картине?

- Эта картина была написана И.И.Шишкиным более 100 лет назад. Точно море, шумит и колышется ржаное поле, радуя глаза и волнуя сердца, потому что она посвящена главному в нашей жизни – хлебу.

Положил в котомку сыр, печенье,
Положил из роскоши миндаль.
Хлеб не взял.
Ведь это же мученье
Волочиться с ним в такую даль.
Всё же бабка сунула краюху,
Все на свете зная наперёд.
“Так, - сказала, - слушайся старуху,
Хлеб, родимый, сам себя несёт”.

- Каждый день каждый из нас не менее трёх раз берёт в руки хлеб, с удовольствием ест его, нисколько не задумываясь. Назовите как можно больше профессий, связанных с хлебом. (ответы детей)

(слайды 20 -21)

- Я уверена, что у нас есть ребята, чьи родители тоже трудятся на полях, выращивают хлеб и пекут хлеб. Хлебороб – главная профессия на Земле! А вы знаете, ребята, что хлеб выращивают и пекут уже около 10 тысяч лет? Научившись превращать зерно в муку, наши предки вскоре сумели сделать из нее тесто и печь лепешки на раскаленных камнях. Ученые считают, что такой примитивный хлеб появился около 8-9 тысяч лет назад.

5. Хлеб в народных традициях. (слайды 22 -23)

Издревле хлеб был основой русского стола. Его использовали во многих русских традициях.

Например, в свадебном обряде. В свадебном обряде многие традиции символизируют счастливую и богатую жизнь молодым. “Свадебный каравай” - является такой традицией. Эта традиция взяла свое начало еще в древние времена. Свадебный каравай пекли специально на свадебную церемонию. Каравай украшался узорами из теста, а самым главным украшением была веточка калины, которая является на Руси символом любви. Сегодня свадебный стол все чаще украшает свадебный торт с фигурками лебедей, а не веточкой калины. Свадебный каравай в своем первоначальном смысле вытесняется из обряда.

В современных традициях каравай используют при встрече молодоженов родителями. Его уже не пекут такой огромный как в старину, он готовится вполне обычных размеров и выносится на красивом расшитом полотенце, в сопровождении праздничной речи тамады. Молодые с благодарностью принимают из рук родителей каравай и кусают от него по кусочку. А по размеру откусанного кусочка определяли, кто в доме будет главным: муж или жена. А после этого свадебный каравай разрезается ребенком и раздается гостям.
Хлеб на Алтае. (слайды 25 -28)

Алтайский край – край хлеборобный. В сентябре на площади Сахарова в г. Барнауле прошла хлебная ярмарка.

Тонны свежевыпеченного хлеба, караваи, булки и ватрушки в буквальном смысле завалили площадь Сахарова - праздник хлеба на Алтае проходил впервые за пять последних лет.

- Я надеюсь, ребята, что всё то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достаётся, каким нелёгким трудом выращивается, заставит вас по-новому относиться к хлебу.

Ведь ничего дороже нет на свете,
Чем тёплый хлеб, лежащий на столе.

- Ребята, вспомните, пожалуйста, пословицы о хлебе.

(слайд 29)

- А что обозначают выражения:

1) даром хлеб есть (жить напрасно, не принося пользы)

2) хлеб да соль! (пожелание приятного аппетита, благополучия гостей)

3) хлеб насущный (необходимые для жизни средства)

- Прочитайте правила, которым мы должны следовать неукоснительно:

6. Подведение итогов:

На Руси гостей встречали и провожали хлебом с солью. Девушки, которые выносили хлеб, назывались каравайщицами. Сегодня наша каравайщица угостит всех гостей калачами и булками.

И надеюсь, узнав цену русскому хлебушку, никто из нас никогда не кинет хлеб на пол, не бросит его в товарища.

7. Заключительное слово учителя:

В лазоревых лентах колосья
Венчают державный наш герб.
Хлеб – радость и счастье, и гордость,
Могущество Родины – хлеб!

См. презентацию.