Цели урока:
1. дидактическая (образовательная)
- обеспечить в ходе урока закрепление ранее изученных видов энергии: кинетической, потенциальной, внутренней.
- выяснить физическое содержание закона сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
2. воспитательная
- при рассмотрении конкретных примеров превращения одного вида энергии в другой продолжить формирование мировоззрения учащихся, указать познаваемость мира и его закономерности.
- в процессе работы на уроке развивать чувство коллективизма, ответственности и навыки самостоятельного труда.
3. развивающая
- в целях развития мышления учащихся научить выделять главное в тексте, сравнивать и выявлять общее и отличительное в изучаемых явлениях. – в целях развития познавательного интереса привести интересные исторические справки об учёных открывших закон сохранения и превращения энергии. – развитие самостоятельности, усидчивости и трудолюбия.
Тип урока: комбинированный.
Девиз урока: получить нечто из ничего!
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, поисковый.
Содержание урока: тема урока не сообщается, учитель задаёт вопрос: “Что такое perpetuum mobile?”… Давайте разберёмся вместе.
- Проверка знаний по пройденному материалу (фронтальный опрос) : Работа двигателей подразумевает использование топлива.
– напишите формулу горения топлива;
– как вычисляют количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива?
– что такое удельная теплота сгорания топлива?
– по таблице 2 (стр. 26) назовите более экономичные виды топлива, более экологически чистые.
Энергия топлива превращается в механическую энергию, т.о. речь сегодня на уроке пойдёт о превращениях одного вида энергии в другой.
2. Совместное составление обобщающей схемы:
превращения энергии в механических и тепловых процессах.
в механических процессах Опыт с маятником Максвелла Екин –– Епот –– Екин…, но Е = Екин + Епот = const (если действуют Fупр и Fтяг) пример: полёт мяча Вывод: кинетическая и потенциальная энергии преврящаются друг в друга. |
в тепловых процессах 1. из пар.2 (падение свинцового шара на свинцовую плиту) Екин –– Епот 2. теплообмен (горячее тело отдаёт Q, а холодное получает) Q1 = Q2—условие теплообмена 3. тепловые двигатели: Евнутр –– Емех Вывод: механическая и внутренняя энергии превращаются друг в друга. |
Закон сохранения и превращения энергии
Во всех явлениях природы, энергия не возникает и не исчезает. Она только превращается из одного вида в другой, при этом её значение сохраняется.
(Деятельность учащихся при заполнении схемы: повторение пройденного материала, проговаривание выводов, рассмотрение примеров)
3. Историческая справка: (сообщение учащегося)
закон сохранения энергии был открыт в середине 19 века немецким учёным Р.Майером, английским учёным Д.Джоулем и получил наиболее точную формулировку в трудах немецкого учёного Г.Гельмгольца. Джоуль первым осуществил точные измерения механического эквивалента теплоты. Опыты Джоуля доказали, что механическая энергия не пропадает бесследно. Опускаются гири, вращающие лопасти в сосуде с ртутью, и температура ртути повышается на строго определённое число градусов. Во время пребывания в тропиках в качестве судового врача Майер при эпидемии легочных заболеваний лечил моряков обычным в то время методом: обильным кровопусканием из вены руки. Он обратил внимание на то, что цвет венозной крови значительно светлее, чем при плавании в северных широтах. Её можно спутать с артериальной. Между разностью температур тела и окружающей средой и степенью окисления крови существовала очевидная связь. Отсюда Майер сделал вывод о связи между потреблением пищи и образованием теплоты в организме. Гельмгольц впервые математически обосновал закон сохранения энергии. Проанализировав большинство известных в то время физических явлений, он показал его всеобщность.
4. Самостоятельная работа по учебнику.
Исследуя явления природы, учёные всегда руководствуются этим законом. Теперь мы можем сказать, что энергия не может появиться у тела, если оно не получило её от другого тела. В пар. 11 найдите несколько примеров иллюстрации этого закона (в какие виды энергии превращается энергия солнечных лучей?)
5. Закрепление.
а) работа в группах. Задание: опишите превращение энергии по рисункам. (см. приложения)
б) работа у доски. Задание: по составленной схеме опишите превращение энергии в механических и тепловых процессах.
в) вопросы классу: можно ли создать вечный двигатель? можно ли получить нечто из ничего?
6.Домашнее задание.
Пар. 11; Упр. 6; по желанию индивидуальные карточки с уровневыми задачами.
7. Итоги урока.
Выводы о проделанной работе, оценки учеников, краткая перспектива на следующий урок.