Цель урока:
- показать связь между развитием хозяйством и обострением национальных и классовых противоречий;
- объяснить, в чем состояло чужеземное засилье в Чехии;
- почему католическая церковь вызывала к себе всеобщую ненависть;
- раскрыть роль народных масс и выдающегося исторического деятеля Яна Гуса в освободительной борьбе;
- использовать личность Яна Гуса для нравственного воспитания учащихся;
- развивать умение учащихся работать с учебником, картой.
Оборудование: учебник, карта, иллюстрации, картина.
- Вводное слово учителя .
- Новый материал.
В первой половине IV века в феодальную Европу всколыхнула острая классовая борьба, развернувшаяся в небольшой славянской стране – Чехии.
а) определим хронологические рамки этого события (1419-1434 гг.);
б) что происходило в это время в остальной Европе (1337-1453 гг. – Столетняя война);
в) во Франции - восстание крестьян Жакерия (1358 г.) в Англии – восстание Уота Тайлера (1383 г.)
Работа с картой. Показать на карте государство Чехия.
Вспомним, когда образовалось Чешское государство? (работа с учебником: смотрим § 9, подраздел 4)
Вывод: в начале X века возникло Чешское государство, в середине XIV века чешский король Карл I был избран императором Священной Римской империи, Чехия стала в ней самым сильным государством. Чешский король занял первое место среди князей, получивших право избирать императора.
- Экономическое положение Чехии;
- Социально-политические предпосылки гуситского движения.
а) работа с учебником
- развитие горного дела;
- добыча серебра;
- производство сукна;
б) работа с картой
- развитие торговли
Вывод:
- уяснить, какие виды гнета нес чешский народ, какие слои, классы населения подвергались гнету.
3. Схема на доске и в тетрадях.
Вопросы к схеме:
а) среди каких классов и групп населения росло недовольство?
б) против кого оно было направлено и в чем проявлялось? Вывод делают учащиеся.
- Работа с учебником. Чтение подразделов.
- феодальный гнет;
- засилье чужеземцев;
- католическая церковь.
- Вторая часть урока .
Ян Гус в Вифлеемской часовне (проповедь) – чешский национальный герой. Был выходец из крестьян. Получить образование Яну удалось ценой больших лишений. Уже, будучи профессором Пражского университета, он вспоминал, что в студенческие годы питался гороховой похлебкой, а из кусочка черного хлеба делал ложку, ел похлебку, закусывая ее ложкой из хлеба.
Вопрос к классу: Почему тысячи людей самого разного положения в обществе приходили слушать проповеди Гуса? Чем они привлекали рыцарей, богатых и бедных горожан, крестьян?
Вывод: Гус не выступал против собственности феодалов на землю, но лишь против чрезмерного угнетения крестьян феодалами, чужеземного засилья и католической церкви.
Гуса отлучили от церкви. Он покинул Прагу, находясь на юге Чехии, он продолжал свои выступления. От него отшатнулись многие паны, а народные массы продолжали поддерживать его. Король Сигизмунд пригласил Яна Гуса на Констанцский собор, обещав ему неприкосновенность. Ян Гус согласился, стремясь доказать там правоту своего учения. Вскоре по прибытии в Костанцу, он был арестован и заточен в тюрьму. Сигизмунд не сдержал своего слова.
Работа с картиной в учебнике “Ян Гус на Констанцском соборе”
Собор занялся, прежде всего, разбором обвинений. Участники собора решили не сразу расправиться с Гусом. Устроили суд, лишив защиты и возможности оправдаться.
Работа с документом “Письмо участника собора о заключительном заседании по делу Яна Гуса”. “Письмо…” учащиеся читают по ролям.
Ян Гус: “Не могу отречься не от одного положения написанного или высказанного”
Пан из Хлума: “… жизнь и свободу Гусу!”
Архиепископ лондонский: “… пусть сгинет этот чех!!!”
Епископ бриксенский: “… пусть Гус печется и сегодня же!”
Епископ журский: “… пусть он умрет!”
Собор приговорил Гуса к смертной казни. Крайне тяжелое положение не поколебало веры Яна Гуса в правоту и торжество его дела. Накануне казни он встретился со своими друзьями из Чехии. Они просили его отречься. Ян Гус ответил: “Если отрекусь от того чему учил, как буду смотреть в глаза своему народу? Разве может быть счастливой жизнь, купленная ценой предательства?”
В последнем письме в Чехию он писал: “Думаете обо мне не как о мертвом, а как о живом, дабы я и впредь жил в ваших деяниях”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Вопрос к классу: Правильно ли поступил Ян Гус, отказавшись отречься от своих взглядов.
ВЫВОД: Гус предпочел умереть, но не отступить от своих убеждений. Подвиг Яна Гуса показывает, если в жизни приходиться выбирать между жизнью и честью, благом Родины, то Ян Гус - пример для подражания.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ. УРОК ЗАКОНЧЕН.