Цели
урока:Задачи:
- Отрабатывать и совершенствовать навык чтения произведений прозаического характера, умение ориентироваться в прочитанных произведениях.
- Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения товарищей, умение слушать друг друга; развивать в детях умение обобщать, сравнивать, сопоставлять.
- Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за работу свою, товарища и класса; на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.
Предварительная подготовка.
За две недели до урока дети получают задание (задания помещены в уголке чтения):
- Прочитать произведения А.П.Гайдара:
“Дым в лесу”,
“Тимур и его команда”.
- Перечитать:
“Горячий камень”, “Чук и Гек”, “Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове”, “Совесть”.
- Коллективный просмотр диафильма “Р.В.С”.
- Сделать рисунки к произведениям, которые больше всего понравились.
- Найти высказывание великих людей о творчестве писателя. Найти материал о жизни и творчестве А.П.Гайдара.
- Что читать о Гайдаре.
Б.Емельянов “Рассказы о Гайдаре”.
Р.Фраерман “Гайдар на войне”.
К.Паустовский “Встречи с Гайдаром”.
С.Михалков....
С.Маршак...
Я.Аким...
Продолжайте!
Ответь на вопросы.
- Сколько лет прожил на земле этот удивительный человек?
- Что особенно ценил в людях?
- Что больше всего любил на свете?
- Чего не прощал?
- Как и почему стал писателем?
- Много ли написал книг?
- Где и как погиб Гайдар?
Оборудование и оформление.
- Портреты А.П.Гайдара.
- Выставка книг-произведений А.П.Гайдара.
- Выставка рисунков детей к произведениям, которые больше всего понравились.
- Высказывания известных людей о Гайдаре.
- Фонограмма с песней “Гайдар шагает впереди”.
- Вопросы викторины “Знаете ли вы жизнь и творчество А.П.Гайдара”.
- Иллюстрации, фотографии.
Оформление доски.
Тема: “Обыкновенная биография в необыкновенное время”.
22.01.1904г.– 26.10.1941г.
/Портреты /
- “Жизнь Гайдара была как бы продолжением его книг, а может быть, иногда их началом”. (К.Г.Паустовский.)
- Он был “автором и героем своих книг”.( С.Я.Маршак.)
- “Его жизнь, пожалуй, одна из самых интересных книг на свете”. (Б.А.Емельянов.)
Ход урока
I. Организационный момент.
/Звучит фонограмма песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова “Гайдар шагает впереди”/.
Учитель:
1. Какое у вас настроение дети?
2. Понравилась ли вам песня? Чем?
П. Работа по теме урока.
(Учитель выразительно читает вступительную статью Л.А.Кассиля к собранию сочинений А.П.Гайдара).
3. Рассматривание фотографий Гайдара.
Учитель: рассмотрите фотографии на доске и выделите ту, которая подходит к описанию Л.Кассиля.
1 Ученик: на первой фотографии – высокий, стройный паренёк, в гимнастёрке и галифе, с заломленной лихо набок кубанкой на голове, с кортиком на боку, с большой красной звездой на груди.
Учитель: это А.Голиков, пятнадцатилетний “адъютант командующего охраны и обороны всех железных дорог 1919 год”.
2 Ученик: на второй фотографии – на придорожном камне сидит немолодой уже солдат, широко расставив ноги в тяжелых кирзовых сапогах, с автоматом на коленях, в шлеме, подвязанном ремешком. Лицо суровое, горькие складки у рта, набухли усталые веки, но взгляд непреклонный и твёрдый.
Учитель: это А.Гайдар, известный советский писатель, военный корреспондент газеты “Комсомольская правда” 1941год.
3Ученик: эта фотография подходит к описанию Л.А.Кассиля.
Учитель: эти два фотодокумента, между которыми двадцать с небольшим лет, куда уложилась и вся недолгая литературная жизнь Гайдара – поражает своей выразительностью: это начало и конец необыкновенной биографии.
4. Беседа по биографии А.П.Гайдара
(дети делятся друг с другом своими знаниями, добавляя ответы товарищей. Итог всему сказанному ребятами о жизни писателя подводит учитель. Он рассказывает ребятам о последнем бое Гайдара).
Беседа о Гайдаре – писателе, гражданине.
Учитель: за свою недолгую жизнь Гайдар написал много произведений.
Вопросы классу:
- Какие произведения Гайдара вы знаете?
- Какие из них вы прочитали?
- Какие произведения вам больше всего понравились и почему?
/Рассматривание выставки рисунков детей./
Учитель: ребята, расскажите к какому любимому произведению и какой эпизод изображен на вашем рисунке?
Что больше всего Гайдар ценил в людях?
(Умение прожить жизнь честно с пользой для окружающих)
В каких произведениях он высказал эту мысль?
(“Горячий камень”, “Тимур и его команда”, “Р.В.С.”, “Дым в лесу”, “Сказка о Мальчише-Кибальчише”...)
- Как относился Гайдар к словам “стыдно” и “страшно”?
- Ценил ли писатель шутку, выдумку, розыгрыши?
- Приведите примеры, факты из его жизни и произведений. (Ребята приводят примеры из произведений “Тимур и его команда”, “Дым в лесу” и из жизни – случай с бандой атамана Битюги, который произошел в 1918г.).
- Что Гайдар любил больше всего на свете?
/Родину, жизнь и, конечно, людей “Всех я хороших людей люблю на всём свете”/.
В чём видел счастье? Где и как говорится об этом?
/Дети зачитывают отрывок из произведения “Чук и Гек”/.
“Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной”.
{Вся беседа проводится с помощью художественно-литературного материала, который дети прочитали, с опорой на иллюстрации книг, журналов, газет).
III.
Обобщение темы урока.Викторина “Знаете ли вы...?
- Слово “Гайдар” – псевдоним. Что означает это слово? /Перевод с монгольского “Всадник скачущий впереди”/
- Настоящая фамилия Аркадия Петровича?
- Сколько лет было Гайдару, когда он ушёл в Красную Армию?
- Сколько лет было Гайдару, когда он был назначен командиром полка?
- Что больше всего ценил в людях?
- Где и при каких обстоятельствах погиб Гайдар?
Учитель: да, Аркадий Петрович погиб, но он не умер. Он живёт среди нас, живёт в своих книгах, в своих героях, живёт в песнях
/включается тихо песня “Гайдар шагает впереди/.
IV.
Подведение итога урока.V. Домашнее задание.
- На отдельном листочке, на каждую букву алфавита записать названия произведения, имена героев книг, населённых пунктов, связанных с именем Гайдара.
- Выбрать и записать слова о Гайдаре или слова самого Гайдара, которые представляются самыми важными.
- Подобрать книги о ратных подвигах родного народа.