Урок внеклассного чтения в 4-м классе по теме: "Обыкновенная биография в необыкновенное время"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара.
  2. Развивать познавательный и читательский интерес; устную монологическую и диалогическую речь; внимание и память.
  3. Воспитывать культуру общения и такие черты характера, как коллективизм, товарищество и патриотизм.

Задачи:

  1. Отрабатывать и совершенствовать навык чтения произведений прозаического характера, умение ориентироваться в прочитанных произведениях.
  2. Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения товарищей, умение слушать друг друга; развивать в детях умение обобщать, сравнивать, сопоставлять.
  3. Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за работу свою, товарища и класса; на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.

Предварительная подготовка.

За две недели до урока дети получают задание (задания помещены в уголке чтения):

  • Прочитать произведения А.П.Гайдара:

“Дым в лесу”,
“Тимур и его команда”.

  • Перечитать:

“Горячий камень”, “Чук и Гек”, “Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове”, “Совесть”.

  • Коллективный просмотр диафильма “Р.В.С”.
  • Сделать рисунки к произведениям, которые больше всего понравились.
  • Найти высказывание великих людей о творчестве писателя. Найти материал о жизни и творчестве А.П.Гайдара.
  • Что читать о Гайдаре.

Б.Емельянов “Рассказы о Гайдаре”.
Р.Фраерман “Гайдар на войне”.
К.Паустовский “Встречи с Гайдаром”.
С.Михалков....
С.Маршак...
Я.Аким...

Продолжайте!

Ответь на вопросы.

  1. Сколько лет прожил на земле этот удивительный человек?
  2. Что особенно ценил в людях?
  3. Что больше всего любил на свете?
  4. Чего не прощал?
  5. Как и почему стал писателем?
  6. Много ли написал книг?
  7. Где и как погиб Гайдар?

Оборудование и оформление.

  1. Портреты А.П.Гайдара.
  2. Выставка книг-произведений А.П.Гайдара.
  3. Выставка рисунков детей к произведениям, которые больше всего понравились.
  4. Высказывания известных людей о Гайдаре.
  5. Фонограмма с песней “Гайдар шагает впереди”.
  6. Вопросы викторины “Знаете ли вы жизнь и творчество А.П.Гайдара”.
  7. Иллюстрации, фотографии.

Оформление доски.

Тема: “Обыкновенная биография в необыкновенное время”.

22.01.1904г.– 26.10.1941г.

/Портреты /

  • “Жизнь Гайдара была как бы продолжением его книг, а может быть, иногда их началом”. (К.Г.Паустовский.)
  • Он был “автором и героем своих книг”.( С.Я.Маршак.)
  • “Его жизнь, пожалуй, одна из самых интересных книг на свете”. (Б.А.Емельянов.)

Ход урока

I. Организационный момент.

/Звучит фонограмма песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова “Гайдар шагает впереди”/.

Учитель:

1. Какое у вас настроение дети?
2. Понравилась ли вам песня? Чем?

П. Работа по теме урока.

  1. Объявление темы и цели урока.
  2. Знакомство учащихся со словесным портретом.

(Учитель выразительно читает вступительную статью Л.А.Кассиля к собранию сочинений А.П.Гайдара).

3. Рассматривание фотографий Гайдара.

Учитель: рассмотрите фотографии на доске и выделите ту, которая подходит к описанию Л.Кассиля.

1 Ученик: на первой фотографии – высокий, стройный паренёк, в гимнастёрке и галифе, с заломленной лихо набок кубанкой на голове, с кортиком на боку, с большой красной звездой на груди.

Учитель: это А.Голиков, пятнадцатилетний “адъютант командующего охраны и обороны всех железных дорог 1919 год”.

2 Ученик: на второй фотографии – на придорожном камне сидит немолодой уже солдат, широко расставив ноги в тяжелых кирзовых сапогах, с автоматом на коленях, в шлеме, подвязанном ремешком. Лицо суровое, горькие складки у рта, набухли усталые веки, но взгляд непреклонный и твёрдый.

Учитель: это А.Гайдар, известный советский писатель, военный корреспондент газеты “Комсомольская правда” 1941год.

3Ученик: эта фотография подходит к описанию Л.А.Кассиля.

Учитель: эти два фотодокумента, между которыми двадцать с небольшим лет, куда уложилась и вся недолгая литературная жизнь Гайдара – поражает своей выразительностью: это начало и конец необыкновенной биографии.

4. Беседа по биографии А.П.Гайдара

(дети делятся друг с другом своими знаниями, добавляя ответы товарищей. Итог всему сказанному ребятами о жизни писателя подводит учитель. Он рассказывает ребятам о последнем бое Гайдара).

Беседа о Гайдаре – писателе, гражданине.

Учитель: за свою недолгую жизнь Гайдар написал много произведений.

Вопросы классу:

  • Какие произведения Гайдара вы знаете?
  • Какие из них вы прочитали?
  • Какие произведения вам больше всего понравились и почему?

/Рассматривание выставки рисунков детей./

Учитель: ребята, расскажите к какому любимому произведению и какой эпизод изображен на вашем рисунке?

  • Что больше всего Гайдар ценил в людях?

(Умение прожить жизнь честно с пользой для окружающих)

  • В каких произведениях он высказал эту мысль?

(“Горячий камень”, “Тимур и его команда”, “Р.В.С.”, “Дым в лесу”, “Сказка о Мальчише-Кибальчише”...)

  • Как относился Гайдар к словам “стыдно” и “страшно”?
  • Ценил ли писатель шутку, выдумку, розыгрыши?
  • Приведите примеры, факты из его жизни и произведений. (Ребята приводят примеры из произведений “Тимур и его команда”, “Дым в лесу” и из жизни – случай с бандой атамана Битюги, который произошел в 1918г.).
  • Что Гайдар любил больше всего на свете?

/Родину, жизнь и, конечно, людей “Всех я хороших людей люблю на всём свете”/.

  • В чём видел счастье? Где и как говорится об этом?

/Дети зачитывают отрывок из произведения “Чук и Гек”/.

“Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной”.

{Вся беседа проводится с помощью художественно-литературного материала, который дети прочитали, с опорой на иллюстрации книг, журналов, газет).

III. Обобщение темы урока.

Викторина “Знаете ли вы...?

  1. Слово “Гайдар” – псевдоним. Что означает это слово? /Перевод с монгольского “Всадник скачущий впереди”/
  2. Настоящая фамилия Аркадия Петровича?
  3. Сколько лет было Гайдару, когда он ушёл в Красную Армию?
  4. Сколько лет было Гайдару, когда он был назначен командиром полка?
  5. Что больше всего ценил в людях?
  6. Где и при каких обстоятельствах погиб Гайдар?

Учитель: да, Аркадий Петрович погиб, но он не умер. Он живёт среди нас, живёт в своих книгах, в своих героях, живёт в песнях

/включается тихо песня “Гайдар шагает впереди/.

IV. Подведение итога урока.

  1. Почему Гайдар говорил, что у него “обыкновенная биография в необыкновенное время”?
  2. Что нового вы ещё узнал о жизни этого необыкновенного человека?

V. Домашнее задание.

  1. На отдельном листочке, на каждую букву алфавита записать названия произведения, имена героев книг, населённых пунктов, связанных с именем Гайдара.
  2. Выбрать и записать слова о Гайдаре или слова самого Гайдара, которые представляются самыми важными.
  3. Подобрать книги о ратных подвигах родного народа.