Задача урока: “Определить наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится”.
Оборудование: карточки для работы в группах; “шапочки” (для непроизносимых согласных)
Ход урока
1. Минутка красивого письма.
Стн дтл
2. Подготовка к восприятию нового материала.
а) – прочитайте слова первой строчки:
Весёлый, смешной, грустный
– Какое слово лишнее? (остальные стираем)
– прочитайте слова второй строчки:
Унылый, печальный, радостный
– Какое слово лишнее? (остальные убираем)
б) – Чем похожи эти слова?
Грустный радостный
в) Разберём их по составу.
г) Сделаем транскрипцию
1 ученик вслух – / г р у с н ы й/, 2 ученик молча – /р а д а с н ы й/
– Что теперь общего в этих словах?
Как бы вы назвали этот звук, который не произносим, но букву пишем?
Непроизносимый согласный звук!
– Где он прячется? (как будто шапку-невидимку одевает)
– Как вы думаете, какая тема урока?
-А зачем нужно изучать эту тему?
3. Работа над новым материалом.
а) Давайте попробуем сделать вывод, правило, как проверить слова с непроизносимым согласным звуком?
– Будем сами или прочитаем в учебнике? (стр. 105-106)
Капу/с н/ ый | опоздать |
Се /р ц/е | капуста |
По/з н/ий | сердечко |
б) Учащиеся делают вывод;
Алгоритм отработки этой орфограммы:
- Читаю слово.
- Нахожу непроизносимый согласный звук.
- Подбираю проверочное слово так, чтобы этот звук отчётливо слышался.
- Делаю вывод.
- Пишу слово.
в) Давайте проверим по учебнику, так ли там?
(Ученик читает правило в учебнике)
г) Работа в парах.
– Расскажите друг другу, как вы будете проверять слова с непроизносимой согласной?
д) Работа в группах.
– Повторим правила работы в группе.
1 группа: | 2 группа: |
гру /с н ый | солнце |
звё /з н /ый | грустный |
сви /с н /уть | ужасный |
– Вставить пропущенные буквы и объяснить. | – Подчеркнуть буквы,обозначающие непроизносимый согласный звук и подобрать проверочные. |
– Оцените свою работу в группе. (Поставить оценку на полях).
– Садимся на места, выступающие остаются.
– Прочитать задание и ответить.
4. Закрепление.
Самостоятельная работа. (Разноуровневые задания)
1 группа: с. 104, упр. 2.
2 группа: рабочая тетрадь, стр. 24., упр. 1
Проверка. Стр. 105. (учебник)
5. Обобщение.
– Кто сможет сформулировать правило для всего класса?
– Почему эти буквы появились в начале урока?
(стн дтл)
6. Самооценка.
– Я бы сегодня всем поставила по “5”, но вы себя знаете лучше. Оцените себя сами.
7. Домашнее задание.
(разноуровневое)
1 группа: стр. 105, упр. 3.
2 группа: стр. 105, объяснить как эта картинка соотносится с данными к ней словами, и придумать ещё 3 слова к этому ряду.
8. Итоги.
Продолжи предложение:
Я сегодня на уроке __________________