Работая с детьми младшего школьного возраста уже много лет, я поняла, что учебный материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.
Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, я всегда стараюсь разнообразить урок играми, загадками, кроссвордами, ребусами. Стараюсь делиться с детьми всем тем, чем сама владею и восхищаюсь.
Всегда восхищалась и не перестаю восхищаться традициями русского народа. И своих учеников приучаю к этому же.
Представляю урок русского языка, который я показывала на районном конкурсе “Учитель года”.
Урок русского языка во 2-м классе.
(Урок-путешествие на ярмарку существительных).
Тема: Имя существительное. Лексическое значение имен существительных и их роль в речи.
Цели:
1. Ознакомить учащихся с
обобщенным значением имен существительных:
являются названием людей, вещей, животных,
растений, явлений природы.
2. Расширять словарный запас и кругозор учащихся.
3. Воспитывать у учащихся уважение к русским
народным традициям.
Оборудование: мультимедийный проектор, призы, вещи.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Учитель:
– Эй, честной народ!
Собирайся поскорей, наряжайся,
Да отправимся мы, да на ярмарку.
2. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы мысленно побываем на ярмарке. Узнаем, как в старину на Руси проводились ярмарки. Ярмарка, на которой мы побываем, носит название одной из частей речи, которая давно живет в мире этом и дает название предметам.
– Как вы думаете, какая это часть речи?
(На мультимедийном проекторе появляется заголовок: Ярмарка существительных.)
– На какие вопросы отвечают имена существительные?
– Имена существительные мы часто употребляем в речи. Почему?
– Цель нашего визита на ярмарку– узнать, что могут означать имена существительные.
3. Минутка чистописания.
– Прежде чем отправиться на ярмарку, давайте поближе познакомимся с этим словом. Запишем его. Письмо ваше должно быть безотрывным, а посадка правильной.
– Яр-мар-ка. Это слово пришло к нам из немецкого языка. “Яр”-год, “маркт”-торг. Переводится так “ежегодный торг, базар”.
(На мультимедийном проекторе появляется иллюстрация с изображением ярмарки).
– На какой вопрос отвечает это слово? К какой части речи относится?
– Посмотрите на иллюстрацию и устно составьте предложение со словом ярмарка.
– А вот следующее предложение запишем под диктовку:
Девица пришла на ярмарку.
(Дети объясняют написание орфограмм, находят и подчеркивают главные члены предложения).
– Каким же членом предложения может быть имя существительное?
4. Словарная работа.
– А пришла девица на ярмарку, чтобы купить что-нибудь для приготовления обеда и дополнения к обеду. Угадайте, что же она купит.
(В процессе отгадывания загадок на экране проектора появляются слова-отгадки, дети записывают слова, подчеркивают безударные гласные).
1. На лесной полянке красуется Татьяна: алый сарафан, белые крапинки. (Земляника).
2.Сверху зелено, внизу красно, в землю вросло.(морковь).
3.Круглое, румяное, с дерева упало, прямо в рот попало (яблоко)
4.Лежит меж грядок зелен и сладок (огурец)
5.Растет на ветке красная ветка, а на ней зеленые детки (помидор)
6.Как надела сто рубах– захрустела на зубах (капуста)
7.Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: “Ну, рассыпчата, вкусна” (картофель).
– Какие слова вы записали?
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– К какой части речи относятся?
– Как эти слова можно назвать одним словом?
– Мы записали имена существительные, обозначающие растения.
5. Классификация слов. Уточнение знаний учащихся о лексическом значении имен существительных.
– Как вы думаете, а кто привозил товары на ярмарку? Кто их продавал? (Люди).
– Какие люди бывали на ярмарке?
(Рассказ учителя сопровождается иллюстрациями).
– Разный товар на ярмарке продавали …(купцы).
– Из деревни привозили на продажу хлеб, деревянную и глиняную посуду, домашних животных и птиц…( крестьяне).
– Веселили и развлекали всех…(скоморохи).
– Допишите, какие еще люди бывали на ярмарке? (старики, дети, артисты).
– Какой вопрос можно поставить к этим словам?
– Вот мы узнали, что существительные обозначают людей.
Физкультминутка.
(Выходит ученик в костюме скомороха и проводит физкультминутку).
Мы на ярмарку примчались,
На качелях покачались,
А потом мы веселились:
Ручками хлопали, ножками топали,
Прыгали, скакали и пошли далее…
– Расхваливали свой товар сами купцы (выходит мальчик в костюме купца и расхваливает товар).
Тары-бары-растабары,
Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад –
Забирайте нарасхват.
– Посмотрите, какие товары есть в лавке у купца. Купите что-нибудь.
(Перед доской стоит стол, на нем лежат вещи: цветная шаль, варежки, носки, рубаха, юбка).
– Допишите предложение:
В лавке у купца я купил(а)…
– На какой вопрос отвечают слова?
– Как их назвать одним словом?
– Эти имена существительные обозначают вещи.
– А еще на ярмарке продавали диких и домашних животных.
(На экране проектора появляются картинки с изображением животных).
– Допишите предложения и узнайте, каких же животных продавали на ярмарке.
Веселит людей…(медведь).
(В слове медведь учащиеся определяют количество звуков и букв).
Громко мычит …(корова).
(Слово корова разбирают по составу).
Крутится в колесе …(белка).
(В слове белка определяют ударение).
– Какой вопрос можно поставить к этим словам?
– Как назвать их одним словом?
– Это имена существительные, обозначающие животных.
– Запишите предложение, в котором укажете, каких еще животных продавали на ярмарке.
– А еще есть имена существительные, обозначающие явления природы.
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– Запишите, какие явления природы вы знаете (дождь, иней, роса, молния, гром).
– Вот и отшумела ярмарка. Люди стали расходиться по домам со своими покупками.
6. Закрепление изученного.
Работа по учебнику.
– А купцы открыли торговые книги и стали вести учет.
– Давайте мы заглянем в торговые книги.
Чтение вывода.
– Что же называется именем существительным?
– На какие вопросы отвечают имена существительные?
-Что они могут означать?
7. Самостоятельная работа.
Упр. 345.(для каждого ряда дать задание).
1 ряд – выписывают имена существительные, обозначающие людей, животных.
2 ряд – выписывают имена существительные, обозначающие растения, вещи.
3 ряд – выписывают имена существительные, обозначающие явления природы.
Взаимопроверка. Оценивание.
8. Итог урока.
– Где мы сегодня побывали?
(На ярмарке – у существительных будет изменяться окончание, об этом дети узнают позднее).
– Что нового сегодня узнали?
– Что понравилось на уроке?
– Где затруднялись?
Награждение самых активных призами, выставление оценок.