Активизация познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Работая с детьми младшего школьного возраста уже много лет, я поняла, что учебный материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, я всегда стараюсь разнообразить урок играми, загадками, кроссвордами, ребусами. Стараюсь делиться с детьми всем тем, чем сама владею и восхищаюсь.

Всегда восхищалась и не перестаю восхищаться традициями русского народа. И своих учеников приучаю к этому же.

Представляю урок русского языка, который я показывала на районном конкурсе “Учитель года”.

Урок русского языка во 2-м классе.

(Урок-путешествие на ярмарку существительных).

Тема: Имя существительное. Лексическое значение имен существительных и их роль в речи.

Цели:

1. Ознакомить учащихся с обобщенным значением имен существительных: являются названием людей, вещей, животных, растений, явлений природы.
2. Расширять словарный запас и кругозор учащихся.
3. Воспитывать у учащихся уважение к русским народным традициям.

Оборудование: мультимедийный проектор, призы, вещи.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Учитель:

– Эй, честной народ!

Собирайся поскорей, наряжайся,

Да отправимся мы, да на ярмарку.

2. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы мысленно побываем на ярмарке. Узнаем, как в старину на Руси проводились ярмарки. Ярмарка, на которой мы побываем, носит название одной из частей речи, которая давно живет в мире этом и дает название предметам.

– Как вы думаете, какая это часть речи?

(На мультимедийном проекторе появляется заголовок: Ярмарка существительных.)

– На какие вопросы отвечают имена существительные?

– Имена существительные мы часто употребляем в речи. Почему?

– Цель нашего визита на ярмарку– узнать, что могут означать имена существительные.

3. Минутка чистописания.

– Прежде чем отправиться на ярмарку, давайте поближе познакомимся с этим словом. Запишем его. Письмо ваше должно быть безотрывным, а посадка правильной.

– Яр-мар-ка. Это слово пришло к нам из немецкого языка. “Яр”-год, “маркт”-торг. Переводится так “ежегодный торг, базар”.

(На мультимедийном проекторе появляется иллюстрация с изображением ярмарки).

– На какой вопрос отвечает это слово? К какой части речи относится?

– Посмотрите на иллюстрацию и устно составьте предложение со словом ярмарка.

– А вот следующее предложение запишем под диктовку:

Девица пришла на ярмарку.

(Дети объясняют написание орфограмм, находят и подчеркивают главные члены предложения).

– Каким же членом предложения может быть имя существительное?

4. Словарная работа.

– А пришла девица на ярмарку, чтобы купить что-нибудь для приготовления обеда и дополнения к обеду. Угадайте, что же она купит.

(В процессе отгадывания загадок на экране проектора появляются слова-отгадки, дети записывают слова, подчеркивают безударные гласные).

1. На лесной полянке красуется Татьяна: алый сарафан, белые крапинки. (Земляника).

2.Сверху зелено, внизу красно, в землю вросло.(морковь).

3.Круглое, румяное, с дерева упало, прямо в рот попало (яблоко)

4.Лежит меж грядок зелен и сладок (огурец)

5.Растет на ветке красная ветка, а на ней зеленые детки (помидор)

6.Как надела сто рубах– захрустела на зубах (капуста)

7.Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: “Ну, рассыпчата, вкусна” (картофель).

– Какие слова вы записали?

– На какой вопрос отвечают эти слова?

– К какой части речи относятся?

– Как эти слова можно назвать одним словом?

– Мы записали имена существительные, обозначающие растения.

5. Классификация слов. Уточнение знаний учащихся о лексическом значении имен существительных.

– Как вы думаете, а кто привозил товары на ярмарку? Кто их продавал? (Люди).

– Какие люди бывали на ярмарке?

(Рассказ учителя сопровождается иллюстрациями).

– Разный товар на ярмарке продавали …(купцы).

– Из деревни привозили на продажу хлеб, деревянную и глиняную посуду, домашних животных и птиц…( крестьяне).

– Веселили и развлекали всех…(скоморохи).

– Допишите, какие еще люди бывали на ярмарке? (старики, дети, артисты).

– Какой вопрос можно поставить к этим словам?

– Вот мы узнали, что существительные обозначают людей.

Физкультминутка.

(Выходит ученик в костюме скомороха и проводит физкультминутку).

Мы на ярмарку примчались,
На качелях покачались,
А потом мы веселились:
Ручками хлопали, ножками топали,

Прыгали, скакали и пошли далее…

– Расхваливали свой товар сами купцы (выходит мальчик в костюме купца и расхваливает товар).

Тары-бары-растабары,
Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад –
Забирайте нарасхват.

– Посмотрите, какие товары есть в лавке у купца. Купите что-нибудь.

(Перед доской стоит стол, на нем лежат вещи: цветная шаль, варежки, носки, рубаха, юбка).

– Допишите предложение:

В лавке у купца я купил(а)…

– На какой вопрос отвечают слова?

– Как их назвать одним словом?

– Эти имена существительные обозначают вещи.

– А еще на ярмарке продавали диких и домашних животных.

(На экране проектора появляются картинки с изображением животных).

– Допишите предложения и узнайте, каких же животных продавали на ярмарке.

Веселит людей…(медведь).

(В слове медведь учащиеся определяют количество звуков и букв).

Громко мычит …(корова).

(Слово корова разбирают по составу).

Крутится в колесе …(белка).

(В слове белка определяют ударение).

– Какой вопрос можно поставить к этим словам?

– Как назвать их одним словом?

– Это имена существительные, обозначающие животных.

– Запишите предложение, в котором укажете, каких еще животных продавали на ярмарке.

– А еще есть имена существительные, обозначающие явления природы.

– На какой вопрос отвечают эти слова?

– Запишите, какие явления природы вы знаете (дождь, иней, роса, молния, гром).

– Вот и отшумела ярмарка. Люди стали расходиться по домам со своими покупками.

6. Закрепление изученного.

Работа по учебнику.

– А купцы открыли торговые книги и стали вести учет.

– Давайте мы заглянем в торговые книги.

Чтение вывода.

– Что же называется именем существительным?

– На какие вопросы отвечают имена существительные?

-Что они могут означать?

7. Самостоятельная работа.

Упр. 345.(для каждого ряда дать задание).

1 ряд – выписывают имена существительные, обозначающие людей, животных.

2 ряд – выписывают имена существительные, обозначающие растения, вещи.

3 ряд – выписывают имена существительные, обозначающие явления природы.

Взаимопроверка. Оценивание.

8. Итог урока.

– Где мы сегодня побывали?

(На ярмарке – у существительных будет изменяться окончание, об этом дети узнают позднее).

– Что нового сегодня узнали?

– Что понравилось на уроке?

– Где затруднялись?

Награждение самых активных призами, выставление оценок.