Цель:
- сформировать понятия о структуре и функциях ДНК и РНК;
- сформировать умения сравнивать строение, состав и функции нуклеиновых кислот в клетке;
- выявлять причины наблюдаемых различий.
Ход урока
- Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Цель для ученика: изучить структуру и функции ДНК и РНК, научиться сравнивать строение, состав нуклеиновых кислот, выявлять причины наблюдаемых различий. <Приложение 1, слайд 1>
- Проверка Д/З: у доски – написать формулу АТФ. Как преобразуется АТФ в АМФ?
- Усвоение нового материала.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | ||||||||||||||||||
Какие у вас возникают ассоциации на понятие
“нуклеиновые кислоты”? Что вы о них знаете, что вам нужно узнать? Дайте определение понятию “нуклеиновые кислоты”. Поработайте с текстами учебника и энциклопедии. Объясните, почему вы выбрали именно это определение? В чем сходство, отличие? Какие нуклеиновые кислоты вы знаете? Химическая структура. Нуклеотиды и фосфатные связи (рассказ учителя) Структуру н/к-т впервые установили амер. биолог Дж. Уотсон и англ. физик Ф. Крик. В зависимости от химической структуры углеводного компонента нуклеиновые кислоты делят на два типа: дезоксирибонуклеиновые и рибонуклеиновые; первые содержат дезоксирибозу, а вторые – рибозу. Азотистые основания являются производными двух типов соединений – пуринов и пиримидинов. Основаниями они называются потому, что обладают основными (щелочными) свойствами, хотя и слабыми. В составе ДНК встречаются два пуриновых– аденин (А) и гуанин (G) и два пиримидиновых – цитозин (С) и тимин (Т) основания. В составе РНК вместо тимина обычно встречается урацил (U). Согласно правилам международной номенклатуры эти основания записываются начальными буквами их названий на английском языке, хотя в русскоязычной литературе часто используются начальные буквы русских названий; соответственно А, Г, Ц, Т и У. В молекулах нуклеиновых кислот нуклеотиды связаны между собой фосфодиэфирными связями (фосфатными “мостиками”), образующимися между остатками сахаров соседних нуклеотидов. Таким образом, цепи нуклеиновых кислот выглядят как остов из монотонно чередующихся фосфатных и пептозных групп, а основания можно рассматривать как присоединенные к нему боковые группы. Фосфатные остатки остова при физиологических значениях рН заряжены отрицательно. Пуриновые и пиримидиновые основания плохо растворимы в воде, то есть гидрофобны.
В чем отличие ДНК и РНК? Для ответа можете использовать текст учебника). Заполните таблицу. Какие связи между азотистыми основаниями в цепи? Какая связь между остатком фосфорной кислоты и дезоксирибозой? Что такое “комплементарность”? |
Составляют кластер “Нуклеиновые кислоты” <слайд
2> (Учащиеся перечисляют, что они знают и что должны узнать о
нуклеиновых кислотах) Пытаются составить определение, основываясь на имеющиеся знания и опыт. Выписывают одно на выбор определение из двух – трех предложенных. Высказываются. <слайд 3> Основываясь на имеющиеся знания и опыт, делают предположения – ДНК и РНК. <слайд 4> Слушают, делают записи в тетрадь <слайд 5> Дж. Уотсон и англ. физик Ф. Крик. содержат дезоксирибозу или рибозу; азотистые основания являются производными двух типов соединений – пуринов и пиримидинов; основаниями они называются потому, что обладают основными (щелочными) свойствами, хотя и слабыми; пуриновые – аденин (А) и гуанин (G) пиримидиновые – цитозин (С) и тимин (Т) , урацил (U), соответственно А, Г, Ц, Т и У. В молекулах нуклеиновых кислот нуклеотиды связаны между собой фосфодиэфирными связями (фосфатными “мостиками”), образующимися между остатками сахаров соседних нуклеотидов. Фосфатные остатки остова при физиологических значениях рН заряжены отрицательно. Пуриновые и пиримидиновые основания плохо растворимы в воде, то есть гидрофобны. Изучают текст учебника, сравнивают ДНК и РНК. Заполняют таблицу. <слайд 6 >
Отвечают, анализируя полученные знания. Водородные А = Т (двойные), Г = Ц (тройные) Ковалентная полярная Комплементарность – взаимное соответствие в химическом строении двух макромолекул, обеспечивающее их взаимодействие – спаривание двух нитей ДНК, соединение фермента с субстратом, антигена с антителом. Комплементарные структуры подходят друг к другу как ключ к замку. <Слайд 8> |
4. Закрепление. Выполните задания: выпишите номера тезисов к нужному понятию <слайд 9>
I.
ДНК
РНК
- Состоит из нуклеотидов А Т Г Ц
- Состоит из нуклеотидов А У Г Ц
- Углевод – дезоксирибоза
- Углевод – рибоза
- Молекула имеет вид одиночной спирали
- Молекула имеет вид двойной спирали
- Обеспечивает хранение и передачу наследственной информации
- Участвует в биосинтезе белка
II.
Жиры
н/к-ты
белки
слож. углеводы
АТФ
- Состоят из простых углеводов
- Обеспечивает хранение и передачу наследственной информации. Участвует в биосинтезе белка
- Служат основным энергетическим веществом
- Состоят из нуклеотидов
- Состоят из а/к-т
- Молекула содержит 3 остатка фосфорной кислоты
- Состоит из глицерина и жирных кислот
- Откладываются в клетке в виде запасных питательных веществ
- Молекула имеет первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры
Ответы:
ДНК 1, 3, 6, 7
РНК 2, 4, 5, 8
Жиры 7, 8
н/к-ты 2, 4
Белки 5, 9
Сложные углеводы 1, 8
АТФ 3, 6
5. Домашнее задание: с. 106-113 повторить, изучить текст “генетический код”
6. Рефлексия. Продолжите фразу: “Сегодня на уроке я узнал…”
Литература
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Электронный учебник Биология. 10-й класс.
Нуклеиновые кислоты – (полинуклеотиды), высокомолекулярные органические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной (генетической) информации в живых организмах из поколения в поколение. [1]
Нуклеиновые кислоты – это сложные высокомолекулярные соединения, содержащиеся в ядрах клеток всех живых организмов, и являющиеся материальными носителями наследственной информации. [2]