Нуклеиновые кислоты

Разделы: Биология


Цель:

  • сформировать понятия о структуре и функциях ДНК и РНК;
  • сформировать умения сравнивать строение, состав и функции нуклеиновых кислот в клетке;
  • выявлять причины наблюдаемых различий.

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Цель для ученика: изучить структуру и функции ДНК и РНК, научиться сравнивать строение, состав нуклеиновых кислот, выявлять причины наблюдаемых различий. <Приложение 1, слайд 1>
  2. Проверка Д/З: у доски – написать формулу АТФ. Как преобразуется АТФ в АМФ?
  3. Усвоение нового материала.
Деятельность учителя Деятельность учащегося
Какие у вас возникают ассоциации на понятие “нуклеиновые кислоты”? Что вы о них знаете, что вам нужно узнать?

Дайте определение понятию “нуклеиновые кислоты”.

Поработайте с текстами учебника и энциклопедии.

Объясните, почему вы выбрали именно это определение? В чем сходство, отличие?

Какие нуклеиновые кислоты вы знаете?

Химическая структура. Нуклеотиды и фосфатные связи (рассказ учителя)

Структуру н/к-т впервые установили амер. биолог Дж. Уотсон и англ. физик Ф. Крик.

В зависимости от химической структуры углеводного компонента нуклеиновые кислоты делят на два типа: дезоксирибонуклеиновые и рибонуклеиновые; первые содержат дезоксирибозу, а вторые – рибозу. Азотистые основания являются производными двух типов соединений – пуринов и пиримидинов. Основаниями они называются потому, что обладают основными (щелочными) свойствами, хотя и слабыми. В составе ДНК встречаются два пуриновых– аденин (А) и гуанин (G) и два пиримидиновых – цитозин (С) и тимин (Т) основания. В составе РНК вместо тимина обычно встречается урацил (U). Согласно правилам международной номенклатуры эти основания записываются начальными буквами их названий на английском языке, хотя в русскоязычной литературе часто используются начальные буквы русских названий; соответственно А, Г, Ц, Т и У.

В молекулах нуклеиновых кислот нуклеотиды связаны между собой фосфодиэфирными связями (фосфатными “мостиками”), образующимися между остатками сахаров соседних нуклеотидов. Таким образом, цепи нуклеиновых кислот выглядят как остов из монотонно чередующихся фосфатных и пептозных групп, а основания можно рассматривать как присоединенные к нему боковые группы. Фосфатные остатки остова при физиологических значениях рН заряжены отрицательно. Пуриновые и пиримидиновые основания плохо растворимы в воде, то есть гидрофобны.

 

В чем отличие ДНК и РНК? Для ответа можете использовать текст учебника). Заполните таблицу.

Какие связи между азотистыми основаниями в цепи?

Какая связь между остатком фосфорной кислоты и дезоксирибозой?

Что такое “комплементарность”?

Составляют кластер “Нуклеиновые кислоты” <слайд 2> (Учащиеся перечисляют, что они знают и что должны узнать о нуклеиновых кислотах)

Пытаются составить определение, основываясь на имеющиеся знания и опыт.

Выписывают одно на выбор определение из двух – трех предложенных. Высказываются.

лайд 3>

Основываясь на имеющиеся знания и опыт, делают предположения – ДНК и РНК.

<слайд 4>

Слушают, делают записи в тетрадь

<слайд 5>

Дж. Уотсон и англ. физик Ф. Крик.

содержат дезоксирибозу или рибозу;

азотистые основания являются производными двух типов соединений – пуринов и пиримидинов;

основаниями они называются потому, что обладают основными (щелочными) свойствами, хотя и слабыми;

пуриновые – аденин (А) и гуанин (G)

пиримидиновые – цитозин (С) и тимин (Т) , урацил (U), соответственно

А, Г, Ц, Т и У.

В молекулах нуклеиновых кислот нуклеотиды связаны между собой фосфодиэфирными связями (фосфатными “мостиками”), образующимися между остатками сахаров соседних нуклеотидов. Фосфатные остатки остова при физиологических значениях рН заряжены отрицательно. Пуриновые и пиримидиновые основания плохо растворимы в воде, то есть гидрофобны.

Изучают текст учебника, сравнивают ДНК и РНК. Заполняют таблицу. <слайд 6 >

Признаки ДНК РНК
Структура молекулы Двойная спираль Двойная (вирусы), одноцепочечная (у всех остальных)
Азотистые основания

 

А, Г, Ц, Т А, Г, Ц, У
Строение нуклеотида Азотистое основание, Дезоксирибоза, остаток фосфорной кислоты Азотистое основание, рибоза, остаток фосфорной кислоты
 Функции Хранение наследственной информации о первичной структуре белковой молекулы;
Синтез молекул РНК;
Воспроизведение наследственной информации (репликация)
Передача кода наследственной информации о первичной структуре белка из ядра в цитоплазму (и-РНК);
Перенос аминокислот к месту сборки белковой молекулы (т-РНК);
Входит в состав органоидов клетки (р-РНК)
Размещение в клетке Ядро Цитоплазма, рибосома

Отвечают, анализируя полученные знания.

Водородные А = Т (двойные), Г =  Ц (тройные)

Ковалентная полярная

Комплементарность – взаимное соответствие в химическом строении двух макромолекул, обеспечивающее их взаимодействие – спаривание двух нитей ДНК, соединение фермента с субстратом, антигена с антителом. Комплементарные структуры подходят друг к другу как ключ к замку. <Слайд 8>

4. Закрепление. Выполните задания: выпишите номера тезисов к нужному понятию <слайд 9>

I.

ДНК

РНК

  1. Состоит из нуклеотидов А Т Г Ц
  2. Состоит из нуклеотидов А У Г Ц
  3. Углевод – дезоксирибоза
  4. Углевод – рибоза
  5. Молекула имеет вид одиночной спирали
  6. Молекула имеет вид двойной спирали
  7. Обеспечивает хранение и передачу наследственной информации
  8. Участвует в биосинтезе белка

II.

Жиры
н/к-ты
белки
слож. углеводы
АТФ

  1. Состоят из простых углеводов
  2. Обеспечивает хранение и передачу наследственной информации. Участвует в биосинтезе белка
  3. Служат основным энергетическим веществом
  4. Состоят из нуклеотидов
  5. Состоят из а/к-т
  6. Молекула содержит 3 остатка фосфорной кислоты
  7. Состоит из глицерина и жирных кислот
  8. Откладываются в клетке в виде запасных питательных веществ
  9. Молекула имеет первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры

Ответы:

ДНК 1, 3, 6, 7
РНК 2, 4, 5, 8
Жиры 7, 8
н/к-ты 2, 4
Белки 5, 9
Сложные углеводы 1, 8
АТФ 3, 6

5. Домашнее задание: с. 106-113 повторить, изучить текст “генетический код”

6. Рефлексия. Продолжите фразу: “Сегодня на уроке я узнал…”

Литература

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  2. Электронный учебник Биология. 10-й класс.

Нуклеиновые кислоты – (полинуклеотиды), высокомолекулярные органические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной (генетической) информации в живых организмах из поколения в поколение. [1]

Нуклеиновые кислоты – это сложные высокомолекулярные соединения, содержащиеся в ядрах клеток всех живых организмов, и являющиеся материальными носителями наследственной информации. [2]