Внеклассное мероприятие по предмету “Окружающий мир” проводится в форме телепередачи “Своя игра”. Необходимое оборудование для проведения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация (Приложение № 1)
Цели игры:
- расширение кругозора и представления об окружающем мире;
- развитие мышления; воспитание бережного отношения к живой природе;
- формирование навыков экологически грамотного поведения в природе.
I этап
Вопросы зеленого сектора:
- Назовите пословицу или поговорку о растениях.
- Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет?
- Что за трава, которую и слепые узнают?
- Какие деревья и зимой остаются зелеными?
- Какое дерево является символом нашей Родины?
- Какие лекарственные травы лечат простуду?
- Какие лекарственные цветы нашего края вы знаете? Как их можно применить?
- Самое сладкое дерево в наших лесах?
- Какая ягода бывает черной, белой, красной?
- Назовите ядовитые ягоды, которые растут в лесу.
Вопросы красного сектора:
- Назовите животных, которые живут в наших лесах.
- Вспомните и загадайте загадку о животном.
- Назовите трех животных, которые меняют шубку два раза в год.
- Что теряет лось каждую зиму?
- Назовите животное, похожее на кошку.
- Что случится с пчелой после того, как она ужалит?
- Какой хищный зверь падок до малины?
- Каких зайцев называют листопадничками?
- Какие два животных спят зимой?
- Куда зайцу бежать удобнее, с горы или в гору? Почему?
Вопросы синего сектора:
- Перед какой погодой птицы перестают петь?
- Пингвин птица или нет?
- Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда?
- Зимуют ли птицы в скворечниках?
- Почему снегиря так назвали?
- Где зимой и осенью спят вороны?
- С прилетом каких птиц считается начало весны?
- Вспомните и загадайте загадку о птицах.
- Какая птица выводит птенцов зимой?
- Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – черное суконце,
Снизу – белое полотенце.
Вопросы желтого сектора:
- Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?
- Куда осенью деваются бабочки?
- Почему насекомых так называют?
- Какую пользу приносят черви?
- Кто охраняет лесную поляну от вредных мух?
- Не птица, а летает,
- У кого уши на ногах?
- Не зверь, не птица,
- Волосата, зелена,
- Два рога – а не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит так воет,
Сядет – землю роет.
Не слон, а с хоботом,
Никто не приручает,
А на нос садится?
Носок, как спица,
Летит – пищит,
Сядет – молчит.
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать всё равно не может.
II этап (экологические ситуации)
Ситуация №1:
На экскурсии в лесу ребята увидели сон-траву. Гена хотел сорвать её и принести в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Они долго спорили, но так и не решили, кто из них прав. Как им нужно поступить, чтобы развести у себя на участке сон-траву?
Ситуация №2:
Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?
III этап (блиц-опрос)
- У кого самый чуткий нос?
- У какой птицы мешок под клювом?
- Какой лесной низкорослый кустарник не знает листопада ?
- Назовите месяц весенних первоцветов.
- Какая птица умеет точно находить дорогу домой?
- Какая трава выше двора?
- Наряд какой птицы напоминает черный костюм с белой рубашкой?
- Назовите грибы-подснежники.
- Кого называют “крылатыми крысами”?
- Кто спит вниз головой?
- На следах каких хищных зверей нет когтей?
- Для чего птице хвост?
- Кто бежит задними ногами вперед?
- Название какого растения говорит где оно растет?
- Какая хищная птица гнездится на скалах?
- Какой цветок лето начинает?
- Какие грибы бывают разного цвета?
- Кто из птиц с давних времен является символом красоты и нежности?
- Листья каких деревьев осенью краснеют?
- Какая летающая птица имеет самый длинный хвост?
- Какую пользу приносят синицы?
- Кто селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье?
Подведение итогов
О чём колокольчик все лето звенел?
О том, что словами сказать не умел:
Как зорька росою умылась лесной,
Как радугой дождь становился грибной.
Звенел колокольчик о добрых друзьях –
О солнечном ветре, цветах и шмелях,
О звездах, что грустно мерцают во мгле,
О том, как ему хорошо на Земле.