Учебная:
- Повторить, обобщить и систематизировать знания
- Диагностика уровня усвоения учебного материала
Воспитательная:
- Развитие познавательного интереса, творческой активности студентов
- Привитие интереса к специальности, развитие кругозора и коллективной деятельности
Вид зачета: тематический, открытый
Форма организации урока: общественный смотр знаний
Подготовка к урокуПри проведении творческих уроков данный этап имеет большое значение.
Подготовку к проведению урока можно разделить на 2 этапа: предварительный, и заключительный.
В период предварительной подготовки (за две-три недели до урока):
1. Из самостоятельных работ, выполненных студентами по отдельным темам раздела, выбираю лучшие, и предлагаю студентам доработать их как по содержанию, так и по наглядности, т.е. выполнить плакаты или оживить теорию фото– видео – материалами, выполнить презентацию. С лучшими работами студенты выступают на уроке (2-3 работы).
2. Для проведения тестирования студентов, подготавливаются вопросы, которые должны охватывать основной материал изученного раздела или темы. Тестовые вопросы выдаются студентам для подготовки к тестированию. Из вопросов теста готовятся тестовые карты (не менее 10 вариантов) по 10 вопросов в карте. Пример тестовой карты приведен в приложении 3. Результаты тестирования студент заполняет по следующей форме:
Тест
Карта № | Ф.И.О. студента | Учебная группа № | ||||||||
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
№ ответа |
3. Для разнообразия контроля знаний использую кроме теста игры.
Игры:
– учебное лото;
– учебное домино.
Для проведения учебного лото подготавливаются карты – (4–8) вариантов.
Требования к картам. На картах должны быть изображены виды станочных дереворежущих инструментов и приспособления для подготовки их к работе. <Приложение 1>. Карта учебного лото выдается каждому студенту или одна на двоих. К карте учебного лото каждому студенту выдается бланк, который студент заполняет в процессе игры. <Приложение 1>. Для мешка учебного лото изготавливаются таблички, на одной стороне которой написан вопрос, а на другой стороне номер. Разрабатываются правила игры.
Форма карты учебного лото.
Карта №
Рисунок станочного дереворежущего инструмента | |||
Рисунок приспособления для подготовки инструмента |
Форма бланка, который студент заполняет в процессе игры.
Бланк учебного лото.
Карта №
Ф.И.О. студента
Группа №
Номер станочного инструмента, изображенного в карте | |||
Номер приспособления, изображенного в карте |
Форма таблички для мешка учебного лото. Приложение 2
Лицевая сторона | Оборотная сторона |
Для проведения учебного домино подготавливаются учебные кости.
Кость делится на две части. На одной части должен быть ответ, а на второй части вопрос. Количество комплектов домино зависит от числа команд. Команда состоит из 4-х студентов. Разрабатываются правила проведения учебного домино.
Форма игровой кости учебного домино.
ОТВЕТ | ВОПРОС |
Для быстрой проверки правильно набранной цепочки учебного домино, на обратной стороне кости ставиться буква или цифра. У правильно набранной цепочки образуется из букв “высказывание”, а из цифр – “код”. Пример цепочки учебного домино приведен в Приложении 2.
В заключительной части подготовки к уроку (за два-три дня до урока):
Разрабатывается план проведения урока, на основании которого заполняется учебно-методическая карта.
Учебная группа делится на команды по 4 человека в каждой. Команда формируется из студентов разного уровня подготовки по итогам текущей успеваемости. Для игры в учебное лото команда состоит из двух человек. Каждой команде выдается бланк учебного лото, который они должны заполнить, кроме № карточки.
Изготавливаются указатели для каждой команды.
Актуализация знаний может проводиться в виде разминки в форме фронтального
опроса по заранее разработанным карточкам. В карточках указывается вопрос.
Каждая группа выбирает по 1 – 2 карточки. Вопрос озвучивается устно и
дублируется на экране мультимедийного проектора. За правильный ответ студентам
начисляются бонусные баллы. Готовятся вопросы, и подбирается дереворежущий
инструмент для конкурсов “Черный ящик”.
Знакомлю студентов с правилами игры учебное лото и учебное домино.
Правило игры учебное лото.
Ведущий раздает каждой группе карточки учебного лото. Номер карточки заносится студентами в бланк учебного лото. Ведущий (преподаватель) достает из мешка табличку учебного лото, Зачитывает вопрос, указанный на табличке, связанный с рисунком дереворежущего инструмента или приспособлением для подготовки инструмента и номер таблички. Если студенты на карте учебного лото находят рисунок, который соответствует содержанию таблички. То в бланке учебного лото на месте рисунка они ставят его номер.
Правило игры учебное домино.
Студентам из четырех человек раздаются кости учебного домино. Задача студентов составить из костей цепочку учебного домино от начала до конца.
Студентам объявляются критерии оценок.
Учебное лото.
За каждый правильный ответ начисляется балл. За заполненную горизонталь дополнительный балл.
Оценка “5” – 11 и более баллов; “4” – 9-10 баллов; “3” – 6–8 баллов
Тест.
За каждый правильный ответ начисляется балл.
Оценка “5” – 9-10 баллов; “4” – 8 баллов; “3” – 6–7 баллов
Разминка.
За правильный ответ начисляется балл, который приплюсовывается к баллам учебного лото.
Учебное домино.
Оценка “5” – правильно набранная цепочка.
Из студентов, занимающихся на “5”, “4” формируется жюри из 3-4 человек. Знакомлю членов жюри с их обязанностями.
Обязанности жюри.
Подготовить оценочную таблицу по следующей форме:
Оценочная таблица
№ п/п | Ф.И.О.
студента |
Балл за разминку |
Балл за конкурс Черный ящик | Учебное лото | Балл за кон курс Черный ящик | Тест | Учебное домино | Презентация | Итог | |||
Бонусный балл | Балл | Оценка | Балл | Оценка | Оценка | Оценка | Оценка | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
В начале урока жюри выдаются коды правильных ответов, на основании которых они осуществляют подсчет баллов и заполняют оценочную таблицу.
Для проведения урока готовится аудитория. Расставляются столы, чтобы студенты могли работать группами. Изготавливаются указатели для каждой группы. Аудитория оформляется необходимой наглядностью. Устанавливается мультимедийный проектор. Подбирается станочный дереворежущий инструмент для конкурса “Черный ящик”.
Проведение урока.Урок проводится в соответствии с разработанным планом, который отражен в учебно-методической карте. Для активизации деятельности студентов перед контролем знаний в форме игр и теста предлагается проведение фронтального опроса и проведение конкурса “Черный ящик”. Для создания позитивных стимулов, побуждающих к учебной деятельности, за правильные ответы при фронтальном опросе, в конкурсе “Черный ящик” и при проведении игры “Учебное лото” добавляются бонусные баллы.
При проведении игры “Учебное лото”, бонусные баллы добавляются студентам, которые правильно и первыми закрыли одну или две горизонтали в карте.
После окончания игры “Учебное лото” и “Тестирования”, жюри по кодовым ответам подсчитывает, сколько баллов набрал каждый студент и заполняет оценочную таблицу. На основании набранных баллов за “Учебное лото”, “Тест”, “Учебное домино” преподаватель выставляет оценку на основании ранее озвученного критерия оценок. В конце урока, при подведении итога, отмечается положительное и отрицательное в ответах студентов, и каждый студент получает оценку за урок.
Учебно-методическая карта урока
Предмет: Технологическое оборудование деревообрабатывающего производства
Тема урока: Станочный дереворежущий инструмент
Время: 90 мин (2*45) Тип урока: Урок-зачет.
Форма организации урока: Общественный смотр знаний
Цели урока:
- Учебная:
- Повторить, обобщить и систематизировать знания по разделу: Станочный дереворежущий инструмент.
- Диагностика уровня усвоения учебного материала.
- Воспитательная:
- Развитие познавательного интереса у студентов.
- Привитие интереса к специальности.
- Развитие кругозора и коллективной деятельности.
Наглядные пособия: Образцы станочного дереворежущего инструмента, образцы заготовок и деталей. Плакаты с дереворежущим инструментом.
Раздаточный материал: Карточки учебного лото и домино. Тестовые задания.
Технические средства обучения: Мультимедийный проектор.
Литература: Г.А. Зотов, Ф.А. Швырев. Подготовка и эксплуатация дереворежущего инструмента. М., изд. “Лесная промышленность”, 1986 г., 301 с.
Ход урока
1-я часть урока (45 мин)
1. Организационная часть урока. (2–3) мин.
1.1 Начало урока с высказывания: “Самый хороший станок может сделать не больше того, что ему позволит установленный на нем инструмент”. (Дублируется на экране)
1.2 Сообщение темы и цели урока. (Дублируется на экране)
2. Разминка в форме фронтального опроса. (5–7) мин.
3. Розыгрыш бонусного балла. (2–3) мин. Конкурс “Черный ящик”.
4. Контроль знаний в форме игры “Учебное лото”. (25–30) мин. Играют группами
из двух человек.
5. Подведение жюри итога 1й части урока. (2–3)мин. Таблица с
итогами показывается на экране.
2-я часть урока (45 мин)
6. Розыгрыш бонусного балла. (2 – 3)мин. Конкурс “Черный ящик”.
7. Контроль знаний в форме тестирования. (15–17) мин.
Индивидуально. Каждый студент выбирает карточку с тестом. Вариантов теста не
менее 10. В каждом тесте 10 вопросов. Приложение 3
8. Заслушивание от 1–3-х сообщений студентов в форме презентаций.
(5–10) мин.
9.Контроль знаний в форме “Учебное домино” (8–10) мин.
10.Подведение жюри итога 2-й части урока и урока в целом. (2–3) мин. Таблица с итогами показывается на экране.
11. Выставление оценок студентам за урок. Подведение итога урока
преподавателем. (2–3) мин.
- Зотов Г.А., Швырев Ф.А. Подготовка и эксплуатация дереворежущего инструмента. М. “ Лесная промышленность”. 1986. 301 с.
- Колесников А.П. Эффективность образования. М. Педагогика. 1992. 270 с.
Материал с курсов повышения квалификации.
- Чернощекова Т.М. Активные методы обучения. Нижегородская школа передового опыта. 1991.