Урок истории России в 9-м классе "Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, этапы, итоги"

Разделы: История и обществознание


Цель: познакомить учащихся с одним из важных в истории Великой Отечественной войны сражений, определить этапы, выяснить значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений и навыков работы с историческим документом, картографическим материалом; умений самооценки и оценки товарищей, умение отстаивать собственную точку зрения, воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к соотечественникам за совершенный подвиг.

Оборудование: настенная карта “Великая Отечественная война (июнь 1941–1943 гг.), книга К. Симонова “Живые и мертвые: солдатами не рождаются”, на партах у учащихся текст приказа № 227 “Ни шагу назад!”, презентация к уроку, включенная через программу интерактивной доски, подготовленная анимационная карта о наступлении немецких войск на СССР (из Интернет – сети):

Примечание:

  1. дистанционный пульт для интерактивной доски имеет функцию “шторка” (используется для здоровьесбережения детей), в дальнейшем в конспекте урока будет использоваться условное обозначение – “ш”;
  2. учащиеся получают предварительное домашнее задание – ознакомиться с историческим документом – приказом № 227 “Ни шагу назад!”; Приложение 2
  3. отдельно двое учащихся подготавливают сообщения о генералах Чуйкове В. И. и Шумилове М. С. Приложение 2
  4. Блиц – опрос представляет собой ряд утверждений учителя, среди которых есть и неверные. Задача учащихся указать знаками “+” или “-” свое согласие/несогласие. Задание выполняется на отдельном листе, после урока по шаблону быстро проверяется.
  5. Презентация урока включается через программу интерактивной доски;
  6. Предварительно включается Интернет, поисковая система Google –> карты по истории России –> цифровые векторные карты –> история государства и народов России ч. 2, 9-й класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г.–"Начало ВОВ – 5. Начало ВОВ, анимированная карта – 4 – 7 минута.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие учащихся

II.Проверка домашнего задания. Форма опроса – блиц – опрос.

утверждение ответ
II мировая война началась 22 июня 1941г.
с объявлением по радио о нападении германских войск на Российскую Федерацию выступил В. М. Молотов
23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР +
по окончании советско-финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги Наций +
план нападения на СССР назывался “Барбаросса” +
первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал.
в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов +
главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция
апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму – весну 1942г.
контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г. +

III. Новая тема

У: Записывается тема урока (Приложение. слайд №1, “ш”)

Выбирается ученик для выставления оценок одноклассникам за работу на уроке и оппонент, который имеет право корректировать оценочный балл.

У: определение цели урока совместно с учениками

Просмотр анимационной карты (4–7 минуты), используя ресурсы Интернет – сети

Актуализация знаний по пройденной теме (сопровождается показом по карте у доски).

– потеря Крыма;

– поражение под Харьковом резко изменили обстановку на южном фронте в пользу противника. Были созданы все условия для захвата Кавказа.

– почему Кавказ, а не Москва? (выслушать ответы)

У: А теперь чертим в тетради хронологическую ленту (х/л) и следим за развитием событий.

По ходу объяснения темы учащиеся наносят на ленту даты и события в хронологической последовательности.

На ленте должны быть нанесены :

  1. 28. 06. 1942 г. –наступление немецких войск на Курско-Воронежском направлении. Цель: отрезать советские войска от остальных армий;
  2. 28. 06. 1942 г. – прорыв обороны Харькова (советские войска отступают по приказу Ставки);
  3. 24. 07. 1942 г. захвачен Ростов (угроза Сталинграду);
  4. 17. 07. 1942 г. – наступление немецких войск на Сталинград (за неделю был создан Сталинградский фронт).
  5. 13. 09. 1942 г. Начало штурма Сталинграда;
  6. 19. 11.1942 г. переход к обороне;
  7. 02. 02.1943 г. ликвидация остатков немецких группировок.

Возврат к презентации (слайд № 2)

У: Покажите, где могли бы быть нанесены предполагаемые удары по Сталинграду. (работа у доски, выделить места карандашом) – на х/л –> (3)

У: Используя карту, назовите основных противников в предстоящем сражении (выслушать ответы), на х/л – (4). Рассказ учителя о сложившейся обстановке в пределах учебника.

Основными противниками станут 62 армия под командованием генерала Чуйкова Василия Ивановича и 6 армия фельдмаршала Паулюса, доклад учащегося о генерале Чуйкове В. И. (слайд № 3)“ш”

Итог: неудачи в летних сражениях отрицательным образом сказались на боеспособности советских войск, их моральном духе, поэтому 28 июля 1942 г. был издан приказ № 227, который вошел в историю под названием “Ни шагу назад!” (слайд № 4)

Работа с документом:

  1. Сформулируйте главную идею и основные положения Приказа № 227? (слайд № 5)
  2. Как объясняются в приказе причины неудач советских войск? Согласны ли вы с подобным утверждением? (слайд № 6)
  3. О каких явлениях на фронте свидетельствует текст приказа? (слайд № 7)
  4. Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями? (слайд № 8)
  5. Каково ваше отношение к созданию заградительных отрядов, штрафных батальонов? Каковы были критерии их формирования? Их роль в военных действиях? (слайд №9)
  6. Учитывая военную ситуацию, положение на фронте летом 1942 г. дайте общую характеристику Приказу № 227. Если видите в нем вред или пользу – укажите? (слайд № 10)“ш”

Итог по документу:

Приказ № 227, призванный жесткими мерами навести порядок в войсках, организованность, дисциплину в условиях, когда дальнейшее отступление означало утрату национальной и государственной независимости. Но он не давал ответы на многие вопросы, например, как могли остановить продвижение немецких войск зимой 1941г., кто ошибся в определении главного удара?

Физминутка

У: возвращаемся к х/л.

13 сентября начало штурма Сталинграда по приказу Гитлера , на х/л – (5).К вечеру овладели вокзалом. Бои за город шли два месяца. Сражались за каждый дом, улицу, район.(слайды №№ 11, 12, 13). Обе воюющие стороны несли огромные потери. Силы немцев иссякли и они перешли к обороне 19 ноября 1942 г. На х/л – (6) (сопровождается показом по карте). Операция по разгрому немецких войск под сталинградом получила название “ Уран”. Большой вклад в подготовку этой операции внесли Г. К. Жуков и А. М. Василевский. Для осуществления поставленной задачи были созданы три новых фронта: Юго-Западный, Донской, Сталинградский.

Неувядаемой славой покрыли себя 62 армия под командованием генерала Чуйкова В. И. и 64 под командованием генерала Шумилова М. С. (слайд № 14) – сообщение учащегося. –“ш”

У: для уничтожения немецких войск необходимо было взять их в кольцо. Для этого надо было соединиться 62 и 64 армиям. Все с огромной надеждой ждали этого события, а произошло оно незаметно для многих. Это событие отражено в художественной литературе. Зачитать отрывок из произведения К. Симонова “Живые и мертвые: солдатами не рождаются” (слайд № 15). Книга 2 – М., Просвещение, 1982 г. С. 142.

“Так стремились к этому все последние дни, а соединение все же произошло неожиданно! Увидели флаг, поднялись, рванулись прямо к нему и потеряли еще двух солдат: слева ударил немецкий пулемет. Разозлились, ослепили этот пулемет огнем, подползли и забросали гранатами всех, кто там был.

А потом в открытую, как будто ничего уже ничего не могло произойти, рывком пробежали оставшиеся полтораста метров до развалин с флагом. И действительно, ничего не произошло: немцы не стреляли – или отошли, или тот закиданный гранатами пулемет был у них здесь последним. Над эти уже не думали. Мысль была о другом – о том, что соединились.

В развалинах с флагом, когда добежали до них, было всего семь человек: командир взвода – сержант, пять его бойцов и политрук. В их лице и заняла 62 армия те последние, с той, с их стороны, развалины, одновременно с Чугуновым, взявшим другие последние, с этой, с нашей стороны”. Это было в январе 1943 г.

У: Объедененные силы Юго- Западного, Сталинградского, Донского фронтов позволили прорвать оборону немецких войск и окружить 6 армию Паулюса в районе Калач – на Дону и замкнули кольцо (слайд № 16, показ по карте)

2 февраля 1943 г. завершилась ликвидация немецкой группировки на х/л – (7) (слайд №17)“ш”

История Паулюса связана с историей нашего края. Долгое время плененный фельдмаршал Паулюс находился под охраной на одной из дач п. Ильинский раменского района. В поселке находился спецобъект НКВД – дача 25В. Там Паулюс проходил спецобработку, после которой выступил на Нюрбергском процессе в качестве свидетеля

Анализ х/л, выделение этапов (выделить даты, непосредственно касающиеся Сталинградских событий, определить задачи советской армии между событиями на х/л, это позволит выделить этапы).

Вывод: Сталинградская битва – пример массового героизма, в которой проявились лучшие качества воинов – патриотов. Сталинградская битва шла 200 дней и ночей и стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны (делают учащиеся при помощи учителя)

У: в память о героическом сражении была выпущена медаль (слайд № 18),

Учреждена Указом Президиума Верховного Совета от 22 декабря 1942 г.

Народ чтит память павших бойцов при обороне Сталинграда, преклоняет колени перед теми, кто выжил. В мирное время в Волгограде, бывшем Сталинграде установлен мемориал скульптора Вутетича Евгения Викторовича на Мамаевом кургане, сохранен как исторический памятник дом Павлова (слайды №№ 19,20) “ш”

IV. Итог:

– какая опасность появилась для Сталинграда в середине 1942 г.?

– когда началась Сталинградская битва?

– назовите основных противников в предстоящей битве?

– какие армии приняли основной удар? Их командиры

-назовите этапы Сталинградской битвы?

– историческое значение Сталинградской битвы?

V. Рефлексия. Выставление оценок, домашнее задание: п. 32, подготовить сообщение о доме Павлова.