Раздел 1. Актуализация описания проблемы.
Положение детей и их семей имеет важнейшее значение для демографического развития, экономики, воспроизводства населения и трудовых ресурсов, других процессов развития страны. Вместе с тем сложившаяся на сегодня ситуация в этой сфере не может быть признана благополучной по многим параметрам. Наиболее тревожным является распространение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности детей, различных форм насилия в отношении детей и их эксплуатации, рост подростковой преступности, низкий уровень жизни семей с детьми.
В селе 90 семей, в которых воспитывается 148 детей, из них детей дошкольного возраста – 40, группы раннего развития – 11, учащихся школы – 98.
Социальный паспорт семей:
1. Полная семья – 43.
2. Не полная семья – 47.
- воспитываются одинокой матерью – 20;
- мать, находящаяся в разводе – 22 семьи;
- семьи, где умер отец – 6
- количество детей, находящихся под опекой – 7
- детей – инвалидов – 7,
- родители-пенсионеры – 2.
3. Состав семей:
- 1 ребенок – 34,
- 2 ребенка – 46,
- 3 и более ребенка – 9.
4. Проблемные семьи – 46, в которых преобладает
- авторитарный стиль воспитания – 8
- попустительский стиль воспитания – 22
- алкоголизированные семьи – 16
5. Количество родителей – 133, из них неработающие – 100.
6. Материальное состояние семей:
- высокий уровень доходов – 4
- прожиточный минимум – 43
- ниже прожиточного минимума – 43.
7. Учащиеся, требующие особого внимания:
- на внутришкольном контроле – 10
- на учете в инспекции по делам несовершеннолетних – 4
Изучая психологическую ситуацию на протяжении многих лет, можно выделить основные направления во взаимодействии семьи и школы:
- во многих семьях не сформированы такие качества, как уважительное отношение друг к другу, к старшим товарищам;
- нет ответственности, за порученное дело, у родителей и детей;
- целеустремленности, не видят своего будущего;
- безработица, низкий прожиточный минимум.
Общая схема программы
Наименование программы | Общешкольная программа “Школа в семейном воспитании” |
Нормативно-правовые |
|
Разработчик программы |
Директор МОУ Сузопская средняя общеобразовательная школа Солтонского района Алтайского края Истошина Н.С. |
Цель программы | Повышение роли семьи в воспитании личности, готовой жить в высокотехнологичном конкурентном мире; раскрытие способностей каждого ребенка. |
Участники программы | Администрация, классные руководители, учителя предметники, медработник, библиотекарь, участковый, родители, дети, СДК |
Семья – ячейка общества, только во взаимосвязи и взаимопонимании две силы – родители и педагоги, сыграют неоценимую роль в становлении личности ребенка.
Паспорт программы
Задачи программы: |
|
|||
Основные оценочные показатели Программы |
Мониторинг, анкетные данные, анализ, статистика | |||
Сроки реализации программы: |
2008 – 2010 гг. | |||
Критерии: 1. Уровень информированности педколлектива о современных формах и методах работы с семьей |
1.1 Наличие банка современных
форм и методов работы с семьей. 1.2 Тематические папки “В помощь классному руководителю в работе с семьей”, |
|||
2. Уровень привлечения родителей к решению воспитательных задач школы | 2.1 Использование
нормативно-правовой базы при решении проблемы взаимодействия школы и
семьи. 2.2 Постоянная информированность родителей об основных сферах жизнедеятельности МОУ. 2.3 Участие семей в культурно-досуговой деятельности (общешкольные и классные праздники, традиции “День матери”, “День семьи”, Конкурс “Папа, мама, я – спортивная семья”, родительский лекторий). 2.4 Участие родителей в учебно-воспитательном процессе (дни Знаний, дни открытых дверей, система дополнительного образования детей). |
|||
3. Уровень использования современных форм и методов работы с семьей. | 3.1 Преобладание интерактивных форм и методов в работе с семьей педагогическими работниками над традиционными. | |||
4. Удовлетворенность родителей психолого-педагогическим, профилактическим, просветительским сопровождением. | 4.1 Наличие электронной базы
психолого-педагогического мониторинга семей. 4.2 Наличие методических рекомендаций для родителей |
|||
5. Уровень заинтересованности родителей во взаимодействии их со школой. | 5.1 Участие родителей в
диагностике и анкетировании. 5.2 Посещение классных и общешкольных родительских собраний. 5.3 Внесение предложений родителями по взаимодействию семья-школа |
|||
Этапы реализации программы: |
||||
Основная деятельность | Участники | Сроки | Ответственные | |
1 этап – подготовительный (сентябрь 2006 г. – июнь 2007 г.) | ||||
1. Формирование психологической готовности к положительному восприятию данного проекта. | Рабочая группа | Сентябрь | Директор, зам. директора по УВР, кл. руководители |
|
2. Изучение научно-методической литературы, опыта по взаимодействию школы и семьи. | Педагогический коллектив |
Сентябрь –октябрь | Библиотекарь организатор | |
3. Разработка плана мероприятий по реализации программы на 2-3 этапах. | Педагогический совет | Сентябрь – ноябрь |
Директор, зам. директора по УВР, организатор | |
4. Изучение практики работы педагогических работников по данной проблеме в школе. | Рабочая группа | Сентябрь – март | Зам. директора по УВР, кл. руководители |
|
6. Создание научно-методического обеспечения для успешной реализации проекта, экспертиза. | Классные руководители | Февраль – май |
Зам. директора по УВР | |
8. Анализ эффективности сложившейся системы работы педагогов с семьей | Педагогический коллектив |
Апрель – июнь | организатор | |
Практическая деятельность классных руководителей |
||||
1. Выявление семей и детей, находящихся в социально-опасном положении. | Классные руководители | декабрь | организатор | |
2. Анализ воспитательного потенциала семей школьников | ||||
3. Проведение подворного обхода
семей с целью выявления детей школьного возраста, не посещающих школу.
4. Заполнение социального паспорта семей |
Инспектор по охране прав детства классные руководители |
Сентябрь –октябрь | организатор | |
5. Создание компьютерной базы данных по семьям учащихся школы. | Лаборант | Октябрь – декабрь | Инспектор по охране прав детства | |
6. Изучение позитивного опыта семейного воспитания | Классные руководители | Ноябрь – март | организатор | |
7. Моделирование образовательных связей семья-школа субъектов педагогического социума (учитель, классный руководитель) с представителями служб ЦЗ, отдела по работе с молодежью, представители учебных заведений. | Субъекты педагогического социума | Январь – апрель | Представители | |
2 этап – практический (август 2008 г. – июнь 2010 г.) |
||||
1. Реализация направлений программы. | Педагогический коллектив | В течение этапа | Зам. директора УВР | |
2. Изучение и анализ инновационной практики педагогических работников в реализации проекта. | Рабочая группа | Январь – май 2010 г. |
Зам. директора по УВР организатор | |
3 этап – обобщающий (сентябрь 2009 – май 2010 г.) |
||||
1. Обработка и интерпретация данных. | кл рук. | Сентябрь –декабрь | Зам. директора по УВР |
|
2. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами. | Рабочая группа | Январь | Зам. директора по УВР |
|
3. Обобщение опыта работы педагогических работников по реализации проекта. | Кл. руководители | Сентябрь – февраль | Зам. директора по УВР |
|
4. Разработка методических рекомендаций по внедрению инновационного опыта в другие ОУ. | Кл. руководители ШО | март | Зам. директора по УВР |
|
5. Проведение научно-практического семинара по обобщению опыта. | Учителя школьного округа | Март – апрель | Администрация | |
6. Презинтация опыта семейного воспитания в СМИ | Педагогический коллектив | В течение этапа | директор |
Концептуальные основы Программы
Ближайший круг – это семья: родители, жена, дети; следующий круг включает в себя близких и дальних родственников; третий круг – сограждане, и, наконец, четвертый круг – человечество. Мы живем в страшное время: социальная незащищенность гражданина в стране; неуверенность в завтрашнем дне; насилие и жестокость с экранов телевизора; материальные трудности; озлобленность, наркомания, алкоголизм широких слоев населения; разрушение традиционных устоев семьи и т.д. все это привело к тому, что многие семьи не могут сегодня решать воспитательные задачи. Есть родители (их становится, к сожалению все больше) , которых необходимо оградить от детей, чтобы они не калечили их души, которые воспитание детей воспринимают как тяжкое нежелательное бремя, они видят в детях ненужную обузу. Дети остаются наедине со своими вопросами, проблемами, конфликтами. Дома их не понимают, не до них; и они находят себе советчиков, друзей из сверстников или уходят “в себя”. Разрыв между детьми и родителями возникает быстро, а вот воссоединение не всегда происходит гладко и быстро. Кризисные явления в семье толкают на необдуманные поступки как детей, так и родителей. Родителям и учащимся необходима педагогическая помощь, что возможно только при сотрудничестве семьи и школы. В этом деле не помогут разовые меры, необходим системный подход, тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и школы. Семья и школа несут ответственность за воспитание человека, поэтому нужно помогать друг другу, вырабатывать правильный подход к каждому ребенку. Красной строкой в программе “Школа в семейном воспитании” выделяются подпрограммы “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, “Устранение нарушений законодательства в сфере профилактике дорожно-транспортного травматизма несовершеннолетних”
Литература
- Блошенко В.В. – Классный руководитель, №7, 2004.
- Доминова П.С., Поверинова Н.А. – Классный руководитель, №7, 2004.
- Жаворонкова А.Ф. – Классный руководитель, №7, 2001.
- Арнольдов А.И. Концепция социальной работы. – М., 1993.
- Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. – Ярославль, 1997.
- Библиотека журнала “Директор школы”. Выпуск № 3, 2001. Директору школы о сотрудничестве с родителями, – М.: “Сентябрь”, 2001.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. /Под ред. Степанова Е.Н./ – М., “Сфера”, 2001
- Голубева Я.В. Проблемные классные часы 10 – 11 класс. – Волгоград, 2006.
- Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. – Л., 1988.
- Гуманизация воспитания в современных условиях. /Под ред. Газмана О.С., Костенчука И.А./ – М., 1995.
- Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1989.
- Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе – М.: “Академия”, 2002.
- Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ. – М., 2001.
- Новикова Л.И. Школа и среда. – М., 1985.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Диментьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: “Академия”, 2002.
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., “ЦГЛ”,
- “Народное образование”, 2002.
- Чепурных Е.Е. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации:
Приложение: Система программных мероприятий.