Практика подготовки школьников к работе в Управляющем совете

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


Отдел гражданского образования МОУ ДОД ЦДОД городского округа Стрежевой на основе сетевого взаимодействия объединяет все школы города в рамках проекта «Гражданское образование» муниципальной Программы развития образования. В состав отдела входит Центр гражданского образования, который в течение года проводит ряд образовательных программ и интерактивных обучающих игр для старшеклассников. Одной из таких серий игр является деловая интерактивная обучающая игра «Школьники в Управляющем совете». Данный материал представляет вводное 1,5 часовое занятие, которое знакомит старшеклассников с ролью школьника-члена Управляющего совета и решает проблему подготовки школьников к данной роли. Показателями эффективности и конкурентные преимущества данной серии игр в их системности и интерактивности. Здесь школьники не пассивные слушатели, а активные участники, в течение года в деятельности, приобретающие необходимые управленческие ЗУНы и компетентности.

Методическая разработка деловой игры «Школьники в Управляющем Совете»

Информационная карта деловой игры «Школьники в управляющем совете»:

Обучающие цели деловой игры:

1) формирование активной гражданской позиции старшеклассников – членов Управляющих советов общеобразовательных школ;
2) обучение старшеклассников основам управления, эффективного использования возможностей, которые предоставляет работа в качестве школьного управляющего.

В результате освоения игры школьники:

1) будут понимать цели и принципы работы школьных управляющих, возможности, которые предоставляет работа в качестве школьного управляющего и пути их эффективного использования;
2) освоят умения, необходимые для работы в качестве школьных управляющих: подготовку, обсуждение и принятие решений; организацию публичных выступлений; эффективную коммуникацию с другими членами совета, администрацией, педагогами, родителями, ученическим сообществом;
3) смогут представлять интересы ученического сообщества в совете, эффективно работать в совете в интересах школы, сообщества и собственного развития, информировать ученическое сообщество о работе совета, формировать вокруг себя команду учащихся-единомышленников и помощников.

Целевая группа: школьники-члены управляющих советов всех школ города. Состав целевой группы: 10 – 100 обучающихся 8-10 классов.

Условия проведения деловой игры: помещение: Актовый зал, комната или школьный класс с возможностью деления аудитории на сектора-группы; оборудование: столы, стулья, маркеры, ватманы, бумага, бэйджи, раздаточный материал, по возможности мультимедийное оборудование (компьютер, проектор); ведущие деловой игры 2 человека, консультанты по числу секторов-рабочих групп.

Оформление: слайдовая презентация, игровые раздаточные материалы (Приложение 1, Презентация).

Рекомендуемый план деловой игры

Блок Продолжительность (мин.)
1. Вводная часть (делимся на сектора-4 -6 групп) 5
1.1. Приветствие 2
1.2. Выявление ожиданий 5
1.3. Принятие правил 3
2. Основная часть: практикум «Школьник в управляющем совете» (цели, организация работы и т.д.) 25
2.1. Практикум «Эффективные коммуникации» 15
3 Завершение работы 5
  Всего 60 (1 час)

Ход деловой игры:

Вся аудитория делится на 4 рабочие группы, каждая из которых, после вводной части, проведенной ведущими, получает комплект игрового материала для обсуждения, принятия решения и коллективного обсуждения. Игровой материал состоит из двух практикумов: 1) по участию школьников в работе Управляющих советов общеобразовательных школ; 2) практикум по эффективной коммуникации. В ходе первого практикума участники обсуждают задания, представляют на общее рассмотрение варианты решения. Второй практикум знакомит участников с навыками ведения дискуссии, правилами и приемами убеждения, правилами подготовки и принятия решения, основными правилами публичного выступления. Время работы над каждым игровым заданием строго ограничено. В рефлексивной части подводятся общие итоги деловой игры. Общее время – 60 минут.

Сценарий деловой игры «Школьники в Управляющем Совете»

В1: Здравствуйте! Вашему вниманию мы представляем деловую игру «Школьники в управляющем совете».
В2: Вы готовитесь к выборам в состав Управляющего Совета школой? Вас выбрали членом Управляющего Совета?
В1: Вы принимаете участие в управлении школой? Наша деловая игра поможет вам разобраться в сложных вопросах управления, таких как: что такое Управляющий Совет, какими он наделен полномочиями и что делать школьнику, если он стал членом Управляющего Совета школы.

Принятие правил работы. Выявление ожиданий (см. Приложение 1)

В1: При входе в зал вы получили бланк таблицы, первую колонку которой мы заполним сейчас. Запишите пожалуйста под заголовком «Ожидается», что вы лично ожидаете от деловой игры.
В2: В конце игры вы заполните столбец «Выполнено» и таким образом мы подведем итоги нашего игрового взаимодействия.

Основная часть. Школьник в управляющем совете

В1: Сегодня в развитых странах мира на государственном и местном уровнях решается задача обеспечения участия молодых людей в общественной жизни, в том числе в принятии решений по актуальным вопросам общественного управления.
В2: Россия также включена в данный процесс. Введение учащихся в состав органов управления школой следует рассматривать как одно из эффективных направлений обеспечения прав молодых людей, формирования активной граж­данской позиции, использования инновационного потенциала молодежи.
В1: Являясь членом совета, школьник принимает участие в решении серьезнейших проблем школьной жизни. Участие в подготовке, принятии и реализации решений совета позволит вам испытать особое чувство причастности к работе по улучшению школы. Не исключено, что через несколько лет вы вновь станете членами управляющего совета - в качестве родителей, работников образовательных учреждений, представителей общественности.
В2: Для начала дадим определение, что же такое Управляющий совет?
Управляющий совет школы – это коллегиальный внутришкольный орган, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных членов и имеющий управленческие (властные) полномочия по решению ряда важных вопросов функционирования и развития школы. Управляющий совет – это орган государственно-общественного управления школой, в первую очередь – стратегического управления.
В1: Кто же входит в состав Управляющего совета? Количество членов управляющего совета устанавливается с учетом числа избранных, назначенных членов, а также с учетом соблюдения определенного соотношения (квот) между различными категориями членов управляющего совета.
В2: Возможный количественный состав управляющего совета – 8-11 человек. Учитывая рекомендации по составу, имеем следующие квоты будущих избираемых членов, например, для состава в 11 человек: директор – 1; представитель учредителя – 1; от старшеклассников – 2; от родителей – 3 или 4; от работников школы, учителей – 1 или 2 (избираются работниками школы); кооптируемых членов – от 1 до 3.
В1: Управляющий совет в полном составе собирается на свои заседания определенное число раз в течение года. Количество заседаний определяется уставом школы или положением об управляющем совете. Вместе с тем вопросы, требующие оперативного решения или постоянных консультаций и обсуждений, на практике возникают гораздо чаще.
В2: Для оптимизации работы совета, который должен одновременно заниматься и финансовыми вопросами, и вопросами организации жизни школьников, а также участвовать в стратегическом планировании и содействовать решению самых обыденных практических проблем, создаются структуры, которым совет поручает подготовку решений по отдельным вопросам или передает полномочия по планированию реализации уже принятых советом решений. К таким структурам относятся постоянно действующие комиссии и рабочие группы.
В1: Итак, мы получили первичную информацию, о том, что из себя представляют Управляющие советы. Настало время разобраться в вопросах участия нас, школьников в их деятельности.
В2: В этом нам поможет Практикум №1.
В1: Ваша задача внимательно изучить представленные вам документы и через десять минут предоставить аргументированное выступление по следующим вопросам: группа №1: Цели и возможности участия школьников в деятельности Управляющих советов; группа №2: Организация работы школьников в составе Управляющего совета; группа №3: Взаимоотношения школьников со взрослыми участниками образовательного процесса; группа №4: Взаимоотношения со школьниками.
В2: На обсуждение и выполнение заданий отводится время – 10 минут, на выступление – 2 минуты. По окончанию выступления аудитория может задать вам 3 вопроса, ответить на которые может любой член вашей группы.
(10 минут работа в группах, затем выступление групп, вопросы-ответы, обсуждение)
В1: Несомненно, быть членом Управляющего совета почетно и ответственно. К каждому заседанию нужно готовиться, чтобы чувствовать себя комфортно и компетентно. Чувствовать себя уверенно помогут навыки эффективной коммуникации.
В2: Наш следующий практикум поможет вам познакомиться с основными навыками, необходимыми для участия в управлении школой.
В1: За 1 час невозможно раскрыть всех секретов эффективной коммуникации, поэтому мы остановимся на 4 важных для нас темах: Эффективная дискуссия, Правила и приемы убеждения, Подготовка и принятие решения и навыки публичного выступления.
В2: В течение следующих 5 минут, каждая группа знакомится с материалами Практикума №2 и затем в доступной форме знакомит нас с основными правилами эффективного взаимодействия.
(работа групп – 5 минут, выступление групп, вопросы-ответы)

Завершение работы

В1: Настало время обобщить полученные в ходе игры результаты.
В2: В ходе игры мы пришли к выводу о том, что: в управляющем совете школьник выступает представителем интересов и инициатив ученического сообщества. Безусловно, это повышает его авторитет в ученической среде. Но одновременно и определяет ответственность.
В1: Будучи выбранным представителем ученического сообщества, школьник-управляющий обладает ресурсом влияния на него, имеет возможность способст­вовать реализации тех решений совета, которые затрагивают интересы учащихся и (или) предполагают использование ресурса поддержки ученического сообщества.
В2: Школьник-управляющий становится проводником идей и решений совета в школьном сообществе, посредником в разрешении конфликтов взрослых и детей (педагогов и учащихся), обеспечивает формирование нового типа отношений между ними – отношений доверия и сотрудничества.
В1: Таким образом, совет для школьника-управляющего – это не только трибуна, но в буквальном смысле «рабочее место». И особая сторона ответственности заключается в том, что качество работы школьника-управляющего в совете будет определять представления о принципиальных возможностях и эффективности участия детей в общественном управлении.
В2: Так же мы выяснили, что школьнику-управляющему важно знать особенности своего стиля общения, стратегии поведения в сложных и конфликтных ситуациях, владеть навыками публичного выступления и многими другими.
В1: После заседаний совета следует проводить анализ своего участия в работе с целью совершенствования коммуникативных умений и навыков управления своим поведением. По­лезным будет завести дневник, в который заносятся результаты наблюдений и размышлений.
В2: А мы подводим итог игры следующим образом. Заполните свои таблицы, которые вы заполняли в начале нашей встречи. Кто хочет озвучить полученные результаты? Какие у вас были ожидания и что вы получили в результате деловой игры?
В1: Таблицы мы просим вас сдать вашим консультантам.
В2: Управляющие советы в нашем городе созданы во всех школах. Участие нас школьников в работе Управляющих советов дело не простое. Если мы хотим освоить навыки управления и действительно стать компетентными, полноправными членами управляющих советов, то одной встречей или одной деловой игрой эту проблему не решить. Необходимо объединиться, чтобы учиться управлять.
В1: Сейчас мы обращаемся к ребятам – действительным членам управляющих советов наших школ - Такую возможность объединиться может вам предоставить Центр гражданского образования.
В2: Вам необходимо только договориться о совместных встречах и 1 раз в месяц ЦГО предоставит вам помещение для общения и принятия общегородских управленческих решений, обмена опытом. Наш центр открыт для общения. До новых встреч!