Отдел гражданского образования МОУ ДОД ЦДОД городского округа Стрежевой на основе сетевого взаимодействия объединяет все школы города в рамках проекта «Гражданское образование» муниципальной Программы развития образования. В состав отдела входит Центр гражданского образования, который в течение года проводит ряд образовательных программ и интерактивных обучающих игр для старшеклассников. Одной из таких серий игр является деловая интерактивная обучающая игра «Школьники в Управляющем совете». Данный материал представляет вводное 1,5 часовое занятие, которое знакомит старшеклассников с ролью школьника-члена Управляющего совета и решает проблему подготовки школьников к данной роли. Показателями эффективности и конкурентные преимущества данной серии игр в их системности и интерактивности. Здесь школьники не пассивные слушатели, а активные участники, в течение года в деятельности, приобретающие необходимые управленческие ЗУНы и компетентности.
Методическая разработка деловой игры «Школьники в Управляющем Совете»
Информационная карта деловой игры «Школьники в управляющем совете»:
Обучающие цели деловой игры:
1) формирование активной гражданской позиции
старшеклассников – членов Управляющих советов
общеобразовательных школ;
2) обучение старшеклассников основам управления,
эффективного использования возможностей,
которые предоставляет работа в качестве
школьного управляющего.
В результате освоения игры школьники:
1) будут понимать цели и принципы
работы школьных управляющих, возможности,
которые предоставляет работа в качестве
школьного управляющего и пути их эффективного
использования;
2) освоят умения, необходимые для работы в
качестве школьных управляющих: подготовку,
обсуждение и принятие решений; организацию
публичных выступлений; эффективную коммуникацию
с другими членами совета, администрацией,
педагогами, родителями, ученическим сообществом;
3) смогут представлять интересы ученического
сообщества в совете, эффективно работать в
совете в интересах школы, сообщества и
собственного развития, информировать
ученическое сообщество о работе совета,
формировать вокруг себя команду
учащихся-единомышленников и помощников.
Целевая группа: школьники-члены управляющих советов всех школ города. Состав целевой группы: 10 – 100 обучающихся 8-10 классов.
Условия проведения деловой игры: помещение: Актовый зал, комната или школьный класс с возможностью деления аудитории на сектора-группы; оборудование: столы, стулья, маркеры, ватманы, бумага, бэйджи, раздаточный материал, по возможности мультимедийное оборудование (компьютер, проектор); ведущие деловой игры 2 человека, консультанты по числу секторов-рабочих групп.
Оформление: слайдовая презентация, игровые раздаточные материалы (Приложение 1, Презентация).
Рекомендуемый план деловой игры
№ | Блок | Продолжительность (мин.) |
1. | Вводная часть (делимся на сектора-4 -6 групп) | 5 |
1.1. | Приветствие | 2 |
1.2. | Выявление ожиданий | 5 |
1.3. | Принятие правил | 3 |
2. | Основная часть: практикум «Школьник в управляющем совете» (цели, организация работы и т.д.) | 25 |
2.1. | Практикум «Эффективные коммуникации» | 15 |
3 | Завершение работы | 5 |
Всего | 60 (1 час) |
Ход деловой игры:
Вся аудитория делится на 4 рабочие группы, каждая из которых, после вводной части, проведенной ведущими, получает комплект игрового материала для обсуждения, принятия решения и коллективного обсуждения. Игровой материал состоит из двух практикумов: 1) по участию школьников в работе Управляющих советов общеобразовательных школ; 2) практикум по эффективной коммуникации. В ходе первого практикума участники обсуждают задания, представляют на общее рассмотрение варианты решения. Второй практикум знакомит участников с навыками ведения дискуссии, правилами и приемами убеждения, правилами подготовки и принятия решения, основными правилами публичного выступления. Время работы над каждым игровым заданием строго ограничено. В рефлексивной части подводятся общие итоги деловой игры. Общее время – 60 минут.
Сценарий деловой игры «Школьники в Управляющем Совете»
В1: Здравствуйте! Вашему вниманию мы
представляем деловую игру «Школьники в
управляющем совете».
В2: Вы готовитесь к выборам в состав Управляющего
Совета школой? Вас выбрали членом Управляющего
Совета?
В1: Вы принимаете участие в управлении школой?
Наша деловая игра поможет вам разобраться в
сложных вопросах управления, таких как: что такое
Управляющий Совет, какими он наделен
полномочиями и что делать школьнику, если он стал
членом Управляющего Совета школы.
Принятие правил работы. Выявление ожиданий (см. Приложение 1)
В1: При входе в зал вы получили бланк таблицы,
первую колонку которой мы заполним сейчас.
Запишите пожалуйста под заголовком «Ожидается»,
что вы лично ожидаете от деловой игры.
В2: В конце игры вы заполните столбец «Выполнено»
и таким образом мы подведем итоги нашего
игрового взаимодействия.
Основная часть. Школьник в управляющем совете
В1: Сегодня в развитых странах мира на
государственном и местном уровнях решается
задача обеспечения участия молодых людей в
общественной жизни, в том числе в принятии
решений по актуальным вопросам общественного
управления.
В2: Россия также включена в данный процесс.
Введение учащихся в состав органов управления
школой следует рассматривать как одно из
эффективных направлений обеспечения прав
молодых людей, формирования активной
гражданской позиции, использования
инновационного потенциала молодежи.
В1: Являясь членом совета, школьник принимает
участие в решении серьезнейших проблем школьной
жизни. Участие в подготовке, принятии и
реализации решений совета позволит вам испытать
особое чувство причастности к работе по
улучшению школы. Не исключено, что через
несколько лет вы вновь станете членами
управляющего совета - в качестве родителей,
работников образовательных учреждений,
представителей общественности.
В2: Для начала дадим определение, что же такое
Управляющий совет?
Управляющий совет школы – это коллегиальный
внутришкольный орган, состоящий из избранных,
кооптированных и назначенных членов и имеющий
управленческие (властные) полномочия по решению
ряда важных вопросов функционирования и
развития школы. Управляющий совет – это орган
государственно-общественного управления школой,
в первую очередь – стратегического управления.
В1: Кто же входит в состав Управляющего совета?
Количество членов управляющего совета
устанавливается с учетом числа избранных,
назначенных членов, а также с учетом соблюдения
определенного соотношения (квот) между
различными категориями членов управляющего
совета.
В2: Возможный количественный состав управляющего
совета – 8-11 человек. Учитывая рекомендации по
составу, имеем следующие квоты будущих
избираемых членов, например, для состава в 11
человек: директор – 1; представитель учредителя
– 1; от старшеклассников – 2; от родителей – 3 или
4; от работников школы, учителей – 1 или 2
(избираются работниками школы); кооптируемых
членов – от 1 до 3.
В1: Управляющий совет в полном составе собирается
на свои заседания определенное число раз в
течение года. Количество заседаний определяется
уставом школы или положением об управляющем
совете. Вместе с тем вопросы, требующие
оперативного решения или постоянных
консультаций и обсуждений, на практике возникают
гораздо чаще.
В2: Для оптимизации работы совета, который должен
одновременно заниматься и финансовыми
вопросами, и вопросами организации жизни
школьников, а также участвовать в стратегическом
планировании и содействовать решению самых
обыденных практических проблем, создаются
структуры, которым совет поручает подготовку
решений по отдельным вопросам или передает
полномочия по планированию реализации уже
принятых советом решений. К таким структурам
относятся постоянно действующие комиссии и
рабочие группы.
В1: Итак, мы получили первичную информацию, о том,
что из себя представляют Управляющие советы.
Настало время разобраться в вопросах участия
нас, школьников в их деятельности.
В2: В этом нам поможет Практикум №1.
В1: Ваша задача внимательно изучить
представленные вам документы и через десять
минут предоставить аргументированное
выступление по следующим вопросам: группа №1:
Цели и возможности участия школьников в
деятельности Управляющих советов; группа №2:
Организация работы школьников в составе
Управляющего совета; группа №3: Взаимоотношения
школьников со взрослыми участниками
образовательного процесса; группа №4:
Взаимоотношения со школьниками.
В2: На обсуждение и выполнение заданий отводится
время – 10 минут, на выступление – 2 минуты. По
окончанию выступления аудитория может задать
вам 3 вопроса, ответить на которые может любой
член вашей группы.
(10 минут работа в группах, затем выступление
групп, вопросы-ответы, обсуждение)
В1: Несомненно, быть членом Управляющего совета
почетно и ответственно. К каждому заседанию
нужно готовиться, чтобы чувствовать себя
комфортно и компетентно. Чувствовать себя
уверенно помогут навыки эффективной
коммуникации.
В2: Наш следующий практикум поможет вам
познакомиться с основными навыками,
необходимыми для участия в управлении школой.
В1: За 1 час невозможно раскрыть всех секретов
эффективной коммуникации, поэтому мы
остановимся на 4 важных для нас темах:
Эффективная дискуссия, Правила и приемы
убеждения, Подготовка и принятие решения и
навыки публичного выступления.
В2: В течение следующих 5 минут, каждая группа
знакомится с материалами Практикума №2
и затем в доступной форме знакомит нас с
основными правилами эффективного
взаимодействия.
(работа групп – 5 минут, выступление групп,
вопросы-ответы)
Завершение работы
В1: Настало время обобщить полученные в ходе
игры результаты.
В2: В ходе игры мы пришли к выводу о том, что: в
управляющем совете школьник выступает
представителем интересов и инициатив
ученического сообщества. Безусловно, это
повышает его авторитет в ученической среде. Но
одновременно и определяет ответственность.
В1: Будучи выбранным представителем ученического
сообщества, школьник-управляющий обладает
ресурсом влияния на него, имеет возможность
способствовать реализации тех решений совета,
которые затрагивают интересы учащихся и (или)
предполагают использование ресурса поддержки
ученического сообщества.
В2: Школьник-управляющий становится проводником
идей и решений совета в школьном сообществе,
посредником в разрешении конфликтов взрослых и
детей (педагогов и учащихся), обеспечивает
формирование нового типа отношений между ними –
отношений доверия и сотрудничества.
В1: Таким образом, совет для
школьника-управляющего – это не только трибуна,
но в буквальном смысле «рабочее место». И особая
сторона ответственности заключается в том, что
качество работы школьника-управляющего в совете
будет определять представления о принципиальных
возможностях и эффективности участия детей в
общественном управлении.
В2: Так же мы выяснили, что школьнику-управляющему
важно знать особенности своего стиля общения,
стратегии поведения в сложных и конфликтных
ситуациях, владеть навыками публичного
выступления и многими другими.
В1: После заседаний совета следует проводить
анализ своего участия в работе с целью
совершенствования коммуникативных умений и
навыков управления своим поведением. Полезным
будет завести дневник, в который заносятся
результаты наблюдений и размышлений.
В2: А мы подводим итог игры следующим образом.
Заполните свои таблицы, которые вы заполняли в
начале нашей встречи. Кто хочет озвучить
полученные результаты? Какие у вас были ожидания
и что вы получили в результате деловой игры?
В1: Таблицы мы просим вас сдать вашим
консультантам.
В2: Управляющие советы в нашем городе созданы во
всех школах. Участие нас школьников в работе
Управляющих советов дело не простое. Если мы
хотим освоить навыки управления и действительно
стать компетентными, полноправными членами
управляющих советов, то одной встречей или одной
деловой игрой эту проблему не решить. Необходимо
объединиться, чтобы учиться управлять.
В1: Сейчас мы обращаемся к ребятам –
действительным членам управляющих советов наших
школ - Такую возможность объединиться может вам
предоставить Центр гражданского образования.
В2: Вам необходимо только договориться о
совместных встречах и 1 раз в месяц ЦГО
предоставит вам помещение для общения и принятия
общегородских управленческих решений, обмена
опытом. Наш центр открыт для общения. До новых
встреч!