Основное назначение человеческой речи – служить средством общения между людьми, т.е. выполнять коммуникативную функцию. При помощи речи мы можем поделиться с окружающими своими мыслями, чувствами, переживаниями, сообщить им информацию и т.п.
В последние годы и родители, и педагоги все чаще сталкиваются с тяжелыми нарушениями речевой функции у детей. Дети начинают говорить поздно, их речь бедна и примитивна, у них часто снижено собственное побуждение к речи.
Коррекционно-логопедическая работа в целом направлена на развитие, формирование и совершенствование у детей всех компонентов речи. Коммуникативные навыки ребенка являются основным средством его общения со взрослыми и со сверстниками. В логопедической работе с детьми, владеющими речью, формирование навыков общения включается в различные ее направления и не выделяется как отдельный процесс. А если ребенок не говорит, имеет тяжелое нарушение речи? Учитывая это, необходимо уделять особое внимание развитию у них потребности в общении и формировать навыки как неречевого, так и речевого самостоятельного общения с окружающими. Коммуникативная самостоятельность у таких детей проявляется в том, что они по собственному побуждению, желанию вступают в контакт с окружающими, общаются с ними, используя при этом чаще всего невербальные средства общения. Невербальные средства – это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движений, которая помогает «неговорящему» ребенку передать окружающим свои эмоции, настроение, желания, отношение к ним и др.
В формировании у ребенка навыков самостоятельного общения особое значение имеют правильно выстроенные взаимоотношения между родителями и педагогом. Четкие советы, направляющая помощь педагога и заинтересованность в проблеме, стремление помочь ребенку со стороны родителей – это залог успешной работы и положительного результата. Это не случайно, ведь первыми, кто передает ребенку опыт непосредственного общения и тем самым формирует его собственные коммуникативные потребности, становятся родители. Они разговаривают с ним, используя разные эмоциональные средства (движения, жесты, интонации голоса). Ребенок еще может не понимать слов, а вот язык эмоций улавливает и различает очень хорошо. Со временем ребенок начинает не только слышать речь, но и понимать значения слов, различать предметы, которые они обозначают. Ребенку необходимо постоянно слышать речь взрослого. Результатом влияния слышимой ребенком речи является появление лепета, отдельных слов, звукоподражаний. С появлением лепета ребёнок охотно использует свои голосовые возможности для привлечения внимания окружающих и общения с ними. Работа по формированию коммуникативной самостоятельности продолжается и на этапе формирования фразовой, а затем и связной речи.
Работая с детьми, имеющими тяжелые нарушения речевой функции, важно опираться на актуальный речевой уровень ребенка и его возможности. Понятие нормы в применении к этим детям достаточно размыто. Самое важное – последовательность этапов развития речи, а не возрастные границы. Это является специфичной особенностью в работе с этими детьми. В процессе формирования коммуникативной функции взрослые должны поддерживать самостоятельную активность детей, а для этого им необходимо уметь ориентироваться на психическое состояние и активность ребенка, учитывать уровень его самостоятельности и индивидуальные особенности.
Формирование коммуникативной самостоятельности должно быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением к совместным играм и всевозможным мероприятиям.
Опираясь на программу занятий «Маленькие ступеньки», я определила для себя следующие основные правила в работе по формированию коммуникативной самостоятельности у «неговорящих» детей. Единством этих правил является то, что ребенок в процессе всей коррекционно-логопедической работы, в том числе и по формированию навыков самостоятельного общения, выступает в качестве центрального субъекта, а взрослый лишь помогает, направляет, мотивирует его деятельность.
ПЕРВОЕ ПРАВИЛО: Дать ребенку время на ответ. Слушать... Ждать.
Соблюдая это правило, важно стараться всем
своим поведением передать ребенку уверенность в
том, что он непременно вам ответит. Ребенку
необходимо давать время и ждать его ответа до тех
пор, пока не увидишь, что он явно переключился на
что-то другое.
Кроме того, предоставлять ему время и
возможность самому начать общение. Если говорит
только взрослый, если всегда инициатива
принадлежит ему, у ребенка просто не будет
возможности понять, какой может быть его роль в
процессе взаимодействия с другим человеком.
Разговаривать с ребенком, конечно, очень важно,
однако при этом необходимо стремиться вести себя
так, как должен вести себя один из собеседников,
даже в том случае, если ребенок может ответить
только своим взглядом и вниманием. Чтобы ощутить
его реакцию, в разговоре следует делать паузы.
Ждать. Давать ему время. Выражать уверенность в
том, что он вам ответит – и он ответит!
Данное правило важно соблюдать в совместной
игре взрослого и ребенка. Ребенок самостоятельно
выбирает игру (подвижную игру, игру с правилами и
т.д.), а взрослый играет роль участника этого
процесса, но при этом выполняет направляющую и
стимулирующую функцию.
ВТОРОЕ ПРАВИЛО: Разговаривать с ребенком о том, что его интересует.
Когда ребенок научится концентрировать
внимание на окружающих его предметах и
движениях, можно выбирать тему для разговора,
следя за направлением его взгляда и обращая
внимание на игрушки, которые его интересуют. До
того, как он научится говорить, можно познакомить
его с названиями предметов, которые ему нравятся,
но не ограничиваться одними существительными.
Необходимо обсуждать с ребенком движения и
действия, качества, цвета и звуки.
По мере того как ребенок будет становиться более
активным и начнет проявлять больший интерес к
играм, диапазон возможных тем для разговора
станет шире. У ребенка появятся уже определенные
пристрастия, и они подскажут темы для бесед.
Лучше подбирать такие темы, которые интересны
ему самому, и о которых у него уже есть
собственные знания и представления, позволяющие
ему быть равноправным участником беседы.
Работая в этом направлении, важно создавать
атмосферу близости, доверия, открытости друг
другу. Взрослый при этом высказывает и
обосновывает свое отношение к результатам
детской деятельности, но не навязывает его как
единственное и не подавляет его инициативу.
ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: На плановых занятиях привлекать внимание ребенка к словам и выбранным для занятий предметам.
У маленьких детей часто наблюдается тенденция
быстро переключать взгляд с предмета на предмет.
В этом случае, если следовать за ребенком, будет
трудно заставить его сконцентрировать внимание
на смысле и звучании тех слов, которые он должен
узнать.
Эту задачу можно решать следующим образом: на
занятии в течение некоторого времени играть с
ребенком в специально приготовленном месте, где
в поле его зрения будет попадать ограниченное
число игрушек, и круг возможных заданий будет
тоже невелик. Необходимо выбрать те игрушки и те
игры, которые ребенок предпочитает другим и
исключить на время все, что может его отвлечь.
Элемент свободного выбора останется, если
предложить ребенку несколько способов игры с
одним и тем же предметом (объектом работы). Чтобы
ребенок освоил, например, слово «мяч», можно
расположиться, на ковре, взять с собой корзину с
несколькими мячами разных цветов и размеров.
Мячики можно катать, бить о пол, чтобы они
подскакивали, можно подбрасывать их вверх,
прятать и искать. Мяч и занятие ребенок может
выбрать себе сам, но при этом в любом случае его
внимание будет направлено на изучаемый предмет и
его название.
ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: Стараться естественным образом развивать начатый разговор, тем самым поощряя ребенка и побуждая его продолжить беседу.
Применяя это правило, стараюсь не говорить: «Молодец!» или «Хорошо говоришь!», ведь во время обычного разговора так никто не говорит. Просто в ответ на слова (или жесты) ребенка показываю ему, что я его понимаю и принимаю к сведению то, что он сказал или сделал. Если ребенок дает игрушку (а это очень важный и недвусмысленный знак общения), беру, называю ее и играю с ней у него на виду. Если он просит у меня какой-нибудь предмет, стараюсь дать ему его, а если этого предмета нет под рукой, объясняю, что я понимаю его просьбу, хотя и не могу ее выполнить. Такого рода естественные поощрения убеждают ребенка в важности и эффективности его попыток вступить в контакт. Подобное поощрение имеет смысл использовать для того, чтобы показать ребенку, что он может продолжить общение без принуждения.
ПЯТОЕ ПРАВИЛО: Создавать проблемные ситуации, побуждающие ребенка к простейшему речевому высказыванию.
Для выполнения этого правила необходимо
создать ситуацию, центром которой будет
взрослый, побуждающий ребенка выразить свою
потребность или желание. Обращаясь к взрослому,
ребёнок пробует разнообразные неречевые
средства. Взрослому необходимо дать понять
ребенку, что ему не хватает для понимания его
жестов. В свою очередь поведение ребенка
направлено на то, чтобы вывести взрослого из
состояния нейтралитета и обратить его внимание
на свои попытки. Вместо указательных жестов,
попыток достать предмет у ребенка появляется
потребность назвать его, что приводит к
активному лепетному говорению (дай-дай-дай). Если
взрослый «не сдаётся» и ждёт нужного слова,
ребенок, наконец, пробует его произнести.
Формируя побуждения к речи и развивая
потребность в коммуникации, необходимо
учитывать, что ребенок учится речи как средству
познания в общении со взрослыми. С помощью
взрослых регулируется деятельность и поведение
ребенка. Поэтому на логопедических занятиях с
детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения,
необходимо учить их вслушиваться в речь,
подчинять свои действия речевой инструкции,
словесно отвечать на вопрос, а для этого
необходимо эмоционально-выразительно поощрять
любую речевую попытку, независимо от
правильности оформления речи. Опираясь на
относительную эмоциональную сохранность
этих детей, следует придавать всей
коррекционно-логопедической работе большую
эмоциональную окрашенность. Эффективным
средством повышения продуктивности
коммуникативной деятельности детей с тяжелыми
нарушениями речи является постоянная
стимуляция, выражающаяся в одобрении, поощрении
и т.д. с учетом индивидуальных потребностей.
Литература:
- Горшкова Е. «Учите детей общаться», ж-л «Логопед в детском саду» №8, 2007
- Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. «Логопедия» – Екатеринбург, «АРД». 1998 г.
- Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. «Общение детей 5-7 лет» – Ярославль, «Академия развития». 2001 г.
- Пиз А. «Язык жестов» – Воронеж. 1992.
- Программа для занятий «Маленькие ступеньки» http://www.gold-child.ru/metod/ds-st1.html
- Про чудесные превращения и «говорящие» движения // Дети, в школу собирайтесь.– М., 1996.– С. 64-88.
- Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарев В.К. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» – М. «Просвещение». 1977 г.
- Филичева Т.Б., Чевелева. Н.А. «Логопедическая работа в специальном детском саду» – М. «Просвещение». 1997 г.