Урок-конференция (9-й класс). Тема: Завтрашний день для всего мира. Глобальные прогнозы

Разделы: Биология

Класс: 9


Цели:

  • Обобщение знаний учащихся по теме.
  • Содействие экологическому воспитанию учащихся.
  • Воспитание толерантности.
  • Развитие умения использовать компьютерные презентации как иллюстрацию к содержанию представляемого материала.
  • Развитие умения использовать различные источники информации, в т.ч. Интернет для подготовки сообщений по теме урока.
  • Развитие общеучебных умений (умения задавать вопросы, давать оценку выступлению, выделять главное) в ходе обсуждения представляемого материала.

Оборудование: cлайдовая презентация,  интерактивная доска, оформление учебного кабинета слогонами о природе и её взаимоотношениях с человеком.

В качестве домашнего задания, как подготовка к уроку дети готовили вопросы, которые были заданы по ходу заслушивания сообщений.

ХОД УРОКА

1. Организация класса: тема, цели, виды деятельности, мотивация учащихся.(Приложение.Слайды 1-3)

Учитель:

Черная бездна... Звездная пыль...
Холодом дышит вечность,
Переплетая сказку и быль,
Миг и бесконечность!
Кто-то когда-то задал маршрут,
Не объяснив секрета,
И совершает неведомый путь
Маленькая планета.
Кружится, вертится шар голубой,
Нас на груди качая.
Кружится, вертится не для того,
Чтоб все начинать сначала.
В окружении стай вездесущих ракет
Так нелегко вращаться.
Все-таки пять миллиардов лет
Отдано цивилизации!
Мелкой дрожью на полюсах
Дает себя знать усталость.
И застывает вопрос на устах
«А сколько еще осталось?!»

Неужели цивилизация ведет к неизбежным бесценным потерям? В конечном итоге, это может привести к гибели всего человечества и нашей такой беззащитной планеты. Растения и животные всегда были для людей щедрым источником пищи, медикаментов, строительных материалов и одежды. А человек в ответ на это расчищал леса и распахивал поля, превращая естественную среду в лоскутное одеяло, хотя и делая при этом растительный мир богаче и разнообразнее.
Однако за последние несколько сотен лет, которые не более чем миг в процессе эволюции, «взаимную терпимость» и «всеобщее благо» сменили наши еще более разрушительные, чем когда-либо, попытки манипулировать окружающей средой. А ведь у нас, людей, ежедневное выживание зависит от сложнейшего хитросплетения жизни, которое являет собой мир природы, а мы, на собственную погибель, постоянно наносим ему ущерб.

2. Выступления учащихся с сообщениями

а) «Загрязнение атмосферы» (Приложение. Слайды 4-13)

Мы живем в такое время, когда человечество оказалось перед реальной угрозой экологической катастрофы. Одной из самых острых проблем является загрязнение атмосферного воздуха. Воздух – одно из важнейших составляющих природной среды, это основа нашей жизни. Загрязнение воздуха приводит к весьма значительным негативным последствиям, размеры которых подчас оценить невозможно.
Вообще различают два вида источников загрязнения атмосферного воздуха: естественное и искусственное. В атмосфере постоянно содержится некоторое количество пыли. Она образуется в результате естественных явлений, происходящих в природе. Выветривание и разрушение горных пород, извержение вулканов, лесные, степные и торфяные пожары. Ежегодно по причине лесных пожаров уничтожаются тысячи га лесов.
Наиболее значительными разрушителями являются выбросы, образующиеся при работе различных видов транспорта, особенно автомобилей и самолетов, а также промышленных предприятий. Предприятия металлургической, химической, цементной и других отраслей промышленности выбрасывают в атмосферу огромное количество золы, сернистых и других вредных газов. В настоящее время все сведения о химических веществах и химических реакциях содержатся в компьютерном банке химической информации. К 1990г. в нем числилось уже более 12 млн. веществ, из которых 8 млн. создал человек. В конце 1999г. зарегистрировано химическое соединение под номером 18000000.
Загрязнение атмосферы всегда нежелательно для человека, животных и растений. Концентрация дымовых газов при неблагоприятных метеорологических условиях возрастает и приводит к образованию густых токсических туманов (смогов). Дело доходит до катастрофических случаев скопления токсических веществ, сопровождающихся тяжелыми заболеваниями и смертями.
Обсуждение докладов, дети задают вопросы выступающим, выделяют и записывают в тетрадь главное, высказывают отношение к содержанию.

б) «Загрязнение гидросферы» (Приложение. Слайды 14-23)

Кроме того, состояние животного и растительного мира ухудшается из-за кислотных дождей. Миллионы тонн диоксидов серы, выбрасываемые в атмосферу, превращают выпадающие дожди в слабый раствор кислот. В результате кислотных дождей снижается продуктивность почв, сокращается поступление питательных веществ, меняется состав почвенных микроорганизмов. Кислотные дожди наносят огромный вред и лесам.
Основная причина загрязнения водных бассейнов – сброс в водоемы неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод промышленными предприятиями, коммунальным и сельским хозяйством. Нерациональное ведение сельского хозяйства также способствует загрязнению водных источников. Остатки удобрений и ядохимикатов, вымываемых из почвы, попадают в водоемы и загрязняют их. Например, в 1965г. на острове Гринд у побережья Нидерландов произошла массовая гибель крачек, которые здесь гнездились. Из 20 тысяч пар осталось менее 700. Оказалось, что рыба, которой питались крачки, была отравлена сточными водами химического завода по производству пестицидов.
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных вагонов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.
Очень опасно нефтяное загрязнение. Нефть попадает в океан при промывке топливных емкостей судов, перегрузке нефти в танкеры, при авариях – всего от 3 до 8 млн. тонн нефти ежегодно. Самым загрязненным считается Средиземное море, где на 1 кв. км поверхности приходится 20кг нефти, а в его восточной части – в 10 раз больше.
Мощный источник загрязнения Мирового океана – перенос воздушными потоками микроскопических капель бензина, керосина и других легких фракций нефти. Даже если суда не перевозят нефть, все равно вода загрязняется мазутом и дизельным топливом. Нефтяные пленки опасны для морских обитателей, различных видов рыб и растений, также и для птиц. Смоченное нефтью оперенье намокает, птица уже не в состоянии подняться и гибнет от переохлаждения. В 50-х гг. у Британских островов по этой причине ежегодно погибало от 50 до 250 тыс. морских птиц.
Обсуждение докладов, дети задают вопросы выступающим, выделяют и записывают в тетрадь главное, высказывают отношение к содержанию.

в) Загрязнение литосферы» (Приложение. Слайды 24-37)

Почва – первоисточник всех материальных благ. Она дает продукты питания, корм для скота, волокно для одежды, лесоматериалы и т.д. Оценивая значение почвы как главного богатства, от которого зависит существование людей, К. Маркс писал, что «труд есть отец богатства, земля – его мать».
Промышленная деятельность человека, осуществляемая без учета интересов охраны природы, приводит к загрязнению окружающей среды, в том числе и почвы. В результате возникают очаги «индустриальной пустыни», где почва загрязнена промышленными отходами, отходами строительства, золой тепловых электростанций, выброшенной на поверхность породой в процессе добычи полезных ископаемых.
Много земли портится бытовыми и промышленными отходами в незапланированных для свалок местах. Сюда входят мусор от жилых и общественных зданий, различный упаковочный материал из полиэтилена, отбросы от промышленных и пищевых предприятий.
Десятки млн. га земель подвержены эрозии и дефляции. Эрозия проявляется на склонах, по которым стекает дождевая или талая вода; пыльные бури выдувают плодородную почву. Проблема опустынивания стала очевидной с начала 70-х годов XX века, после катастрофических засух в зоне Сахеля в Африке. В 1968-1973 гг. там погибло от голода свыше 250 тысяч человек и почти 40% всего скота. Уже в середине 80-х годов к югу от Сахары в результате засух погибло почти 3 млн. человек. Опустыниванию подвержено около 3,6 млрд. га засушливых земель нашей планеты. Такие районы есть более чем в 100 странах мира. В России засушливые земли занимают в целом свыше 600 тысяч кв. км.
Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько, сколько было уничтожено за все предыдущие годы, не говоря о пожарах, которые возникают по вине человека.

Обсуждение докладов, дети задают вопросы выступающим, выделяют и записывают в тетрадь главное, высказывают отношение к содержанию.

Учитель: (Приложение. Слайды 38-53) Охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасностях, грозящих окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы еще успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.
Уже ясен путь, который позволит людям избежать экологического тупика своего развития. Это безотходные и малоотходные технологии, превращение отходов в полезные ресурсы. Но потребуются десятилетия для повсеместного воплощения этой идеи в жизнь. И совершить это под силу только тем, кто вооружен экологическими знаниями.
Нужно помнить, что в защите нуждаются не только амурский тигр, редкие виды растений, но и земля, вода, то есть вся наша планета. Мы должны сохранить Землю для своих детей.

Мы рубим лес, устраиваем свалки!
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять!
Она, как мы, такая же живая! 

3. Рефлексия – осознание учеником, целей, задач, результатов работы  на уроке, самооценка, выставление оценок учащимся за работу на уроке.

4. Домашнее задание:

  1. Заполнить рабочую тетрадь.
  2. Подготовить сообщения: «Экологические проблемы человечества. Пути разрешения…»