Царство Бактерии

Разделы: Биология


Цель урока: изучение строения и жизнедеятельности бактерии.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями строения, питания, размножения и распространения бактерий;
  • Развивать умение применять знания о строении и жизнедеятельности бактерии и умение сравнивать.
  • Воспитывать  ответственность, желание оберегать природу.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, практические.

Оборудование: таблицы растительной клетки и клетки бактерии, клубеньков бобовых растений и различных растений, пораженных бактериальными заболеваниями; микроскоп, микропрепараты, учебник.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 4 мин.
  2. Формулировка темы и цели урока – 2 мин.
  3. Проверка знаний (работа у доски) – 7 мин.
  4. Изучение нового материала – 20 мин.   
  5. Физкультурная минутка – 2 мин.
  6. Итоги урока – 3 мин.
  7. Домашнее задание – 2 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы вновь будем использовать микроскоп и микропрепараты, Поэтому нам необходимо вспомнить некоторые  правила работы с микроскопом. (Проговариваются ранее изученные правила).

II. Формулировка темы и цели урока

III. Проверка знаний

– Сегодня мы познакомимся со строением типичного представителя одного из уже известных вам царств живых организмов. Но сначала давайте вспомним, какие это царства? (Бактерии, Грибы, Растения и Животные)
– Наше  занятие будет посвящено бактериям. Вы уже знакомы со строением растительной клетки. Давайте вспомним, из чего она состоит.
(Один из учеников подходит к таблице растительной клетки, показывает и называет её части).

IV. Изучение нового материала

1. Строение бактериальной клетки

– Итак, мы знаем, что у растительной клетки есть оболочка, внутри которой находится цитоплазма, вакуоли с клеточным соком, в котором растворены питательные вещества, пластиды, которые придают клетке ту или иную окраску, и ядро.
У каждого на столе стоит микроскоп, возьмите микропрепарат клетки бактерии и положите его на предметный столик. Посмотрите внимательно на микропрепарат клетки бактерии и таблицу растительной клетки и скажите, какие отличия вы видите? Заполните таблицу 1:

Таблица 1

Название компонентов клетки

Растительная клетка

Бактериальная клетка

     
     

2. Среда обитания и форма бактерий

(Рассказ учителя с использованием таблиц и рисунков учебника).

– На Земле нет такого места, где бы не встречались те или иные виды бактерий. Некоторые из них способны жить при температуре ниже – 80оС или свыше + 80оС. Очень много бактерий живет в почве.
– А как вы думаете, почему необходимо проветривать комнаты? (Количество бактерий в непроветриваемом помещении, особенно если в нем побывало много людей, возрастает во много раз. Поэтому перед занятиями класс необходимо проветривать.)
Форма бактериальных клеток может быть самой разнообразной. Шарообразные бактерии называются кокки, спиралевидные – спириллы. Бациллами называют бактерии, имеющие форму палочки, а бактерии, формой напоминающие запятую, называют вибрионами. Бактерии могут образовывать скопления в виде цепочек, групп и пленок. Некоторые бактерии имеют жгутики. (Ученики зарисовывают в тетрадях разные формы бактериальных клеток и подписывают их названия).

3. Физкультурная минутка

Плотно закрыть глаза и нарисовать носом восьмерку 6-7 раз, а затем перевернутую восьмерку также 6-7 раз.

4.  Питание бактерий

(Рассказ учителя с элементами беседы).

– Как питаются растения?
– Могут ли бактерии питаться путем фотосинтеза? Почему?
– Питаются бактерии гетеротрофным способом – это питание готовыми органическими веществами. Лишь немногие из них могут самостоятельно перерабатывать неорганические вещества в органические – такой способ называется автотрофный. Это сине-зеленые бактерии или цианобактерии. Все бактерии делят на две группы: сапрофиты – бактерии, которые питаются органическими веществами отмерших организмов или продуктами жизнедеятельности живых организмов. Паразиты – бактерии, которые живут за счет питательных веществ другого организма. (Ученики чертят схему в тетрадь)

5. Размножение и развитие бактерий

(Самостоятельная работа с учебником).

– Как размножаются бактерии?
– Как бактерии переносят неблагоприятные условия среды?
– Как бактерии приспособлены к условиям среды?
Бактерии размножаются делением клетки на двое, у некоторых бактерий деления повторяются через 20 минут и возникают все новые и новые поколения бактерий. Их потомство могло бы покрыть весь земной шар и заполнить океан, однако этого не происходит, так как на них действуют факторы,  убивающие их (солнечный свет, высокая температура, специальные препараты и так далее). Бактерии могут образовывать споры, которые более устойчивы к воздействиям окружающей среды. Спора образуется за счет сжатия цитоплазмы, которая образует еще одну оболочку внутри клетки.

6. Значение бактерий в природе и жизни человека

(Беседа с учащимися).

– Какое значение имеют бактерии для человека и окружающей среды?
– А знаете ли, вы что нужно делать, чтобы не заразиться бактериальной инфекцией, особенно во время эпидемии?
– Некоторые заболевания животных, вызываемые бактериями, опасны и для людей. Что нужно делать, чтобы избежать заражения этими болезнями?

V.  Итог урока

(Вопросы классу)

– Расскажите о  строении бактериальной клетки.
– Как питаются и размножаются бактерии?
– Какие они выработали формы приспособления к неблагоприятным воздействиям окружающей среды?
– Среда обитания бактерии.
– Какое значение  имеют  бактерии в жизни человека?

VI. Домашнее задание: §10. Зарисовать строение бактерии.

– Всем спасибо за работу.