Цель урока: изучение строения и жизнедеятельности бактерии.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с особенностями строения, питания, размножения и распространения бактерий;
- Развивать умение применять знания о строении и жизнедеятельности бактерии и умение сравнивать.
- Воспитывать ответственность, желание оберегать природу.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, практические.
Оборудование: таблицы растительной клетки и клетки бактерии, клубеньков бобовых растений и различных растений, пораженных бактериальными заболеваниями; микроскоп, микропрепараты, учебник.
Структура урока:
- Организационный момент – 4 мин.
- Формулировка темы и цели урока – 2 мин.
- Проверка знаний (работа у доски) – 7 мин.
- Изучение нового материала – 20 мин.
- Физкультурная минутка – 2 мин.
- Итоги урока – 3 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы вновь будем использовать микроскоп и микропрепараты, Поэтому нам необходимо вспомнить некоторые правила работы с микроскопом. (Проговариваются ранее изученные правила).
II. Формулировка темы и цели урока
III. Проверка знаний
– Сегодня мы познакомимся со строением
типичного представителя одного из уже известных
вам царств живых организмов. Но сначала давайте
вспомним, какие это царства? (Бактерии, Грибы,
Растения и Животные)
– Наше занятие будет посвящено бактериям. Вы
уже знакомы со строением растительной клетки.
Давайте вспомним, из чего она состоит.
(Один из учеников подходит к таблице
растительной клетки, показывает и называет её
части).
IV. Изучение нового материала
1. Строение бактериальной клетки
– Итак, мы знаем, что у растительной клетки есть
оболочка, внутри которой находится цитоплазма,
вакуоли с клеточным соком, в котором растворены
питательные вещества, пластиды, которые придают
клетке ту или иную окраску, и ядро.
У каждого на столе стоит микроскоп, возьмите
микропрепарат клетки бактерии и положите его на
предметный столик. Посмотрите внимательно на
микропрепарат клетки бактерии и таблицу
растительной клетки и скажите, какие отличия вы
видите? Заполните таблицу 1:
Таблица 1
Название компонентов клетки |
Растительная клетка |
Бактериальная клетка |
2. Среда обитания и форма бактерий
(Рассказ учителя с использованием таблиц и рисунков учебника).
– На Земле нет такого места, где бы не
встречались те или иные виды бактерий. Некоторые
из них способны жить при температуре ниже – 80оС
или свыше + 80оС. Очень много бактерий живет
в почве.
– А как вы думаете, почему необходимо
проветривать комнаты? (Количество бактерий в
непроветриваемом помещении, особенно если в нем
побывало много людей, возрастает во много раз.
Поэтому перед занятиями класс необходимо
проветривать.)
Форма бактериальных клеток может быть самой
разнообразной. Шарообразные бактерии называются
кокки, спиралевидные – спириллы. Бациллами
называют бактерии, имеющие форму палочки, а
бактерии, формой напоминающие запятую, называют
вибрионами. Бактерии могут образовывать
скопления в виде цепочек, групп и пленок.
Некоторые бактерии имеют жгутики. (Ученики
зарисовывают в тетрадях разные формы
бактериальных клеток и подписывают их названия).
3. Физкультурная минутка
Плотно закрыть глаза и нарисовать носом восьмерку 6-7 раз, а затем перевернутую восьмерку также 6-7 раз.
4. Питание бактерий
(Рассказ учителя с элементами беседы).
– Как питаются растения?
– Могут ли бактерии питаться путем фотосинтеза?
Почему?
– Питаются бактерии гетеротрофным способом –
это питание готовыми органическими веществами.
Лишь немногие из них могут самостоятельно
перерабатывать неорганические вещества в
органические – такой способ называется
автотрофный. Это сине-зеленые бактерии или
цианобактерии. Все бактерии делят на две группы:
сапрофиты – бактерии, которые питаются
органическими веществами отмерших организмов
или продуктами жизнедеятельности живых
организмов. Паразиты – бактерии, которые живут
за счет питательных веществ другого организма. (Ученики
чертят схему в тетрадь)
5. Размножение и развитие бактерий
(Самостоятельная работа с учебником).
– Как размножаются бактерии?
– Как бактерии переносят неблагоприятные
условия среды?
– Как бактерии приспособлены к условиям среды?
Бактерии размножаются делением клетки на двое, у
некоторых бактерий деления повторяются через 20
минут и возникают все новые и новые поколения
бактерий. Их потомство могло бы покрыть весь
земной шар и заполнить океан, однако этого не
происходит, так как на них действуют факторы,
убивающие их (солнечный свет, высокая
температура, специальные препараты и так далее).
Бактерии могут образовывать споры, которые более
устойчивы к воздействиям окружающей среды. Спора
образуется за счет сжатия цитоплазмы, которая
образует еще одну оболочку внутри клетки.
6. Значение бактерий в природе и жизни человека
(Беседа с учащимися).
– Какое значение имеют бактерии для человека и
окружающей среды?
– А знаете ли, вы что нужно делать, чтобы не
заразиться бактериальной инфекцией, особенно во
время эпидемии?
– Некоторые заболевания животных, вызываемые
бактериями, опасны и для людей. Что нужно делать,
чтобы избежать заражения этими болезнями?
V. Итог урока
(Вопросы классу)
– Расскажите о строении
бактериальной клетки.
– Как питаются и размножаются бактерии?
– Какие они выработали формы приспособления к
неблагоприятным воздействиям окружающей среды?
– Среда обитания бактерии.
– Какое значение имеют бактерии в жизни
человека?
VI. Домашнее задание: §10. Зарисовать строение бактерии.
– Всем спасибо за работу.