Тема: Классификация химических реакций. План-конспект занятия по химии в группе № 942, профессия: «Повар, кондитер».
Цели:
- Обучающие:
- изучить классификацию химических реакций;
- изучить признаки, лежащие в основе классификации химических реакций.
- Развивающие:
- развить логическое мышление;
- развить умения излагать и доказывать свое мнение;
- кратко излагать свою мысль.
- Воспитывающие:
- воспитывать самосознание и настойчивость в овладении профессией;
- показать значимость химических реакций для человека.
Оборудование: компьютер, проектор; презентация, проверочный тест, лабораторное оборудование (согласно описанию).
Тип занятия: объяснение нового материала, время проведения 80 минут.
Основные этапы:
- Организационный момент (2 мин.)
- Актуализация опорных знаний (8 мин.)
- Изучение нового материала (40 мин.)
- Закрепление новой темы. Лабораторная работа (15 мин.)
- Самостоятельная работа (10 мин.)
- Домашнее задание (2 мин.)
- Подведение итогов (2 мин.)
- Рефлексия (1 мин.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Приветствие, настрой деятельности на успех
II. Актуализация опорных знаний
Преподаватель (П): Все, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот таинственный мир, постараться использовать полученные знания во благо. Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.
III. Запишите тему сегодняшнего
занятия: «Классификация химических реакций» (Презентация, слайд 1)
Цели нашего занятия: (Презентация,
слайд 2)
1. Расширить и углубить знания о химических
реакциях, их признаках и условиях протекания
2. Научиться выделять существенные признаки,
которые могут быть положены в основу
классификации химических реакций
3. Рассмотреть классификацию химических
реакций по различным признакам
Преподаватель: Что называется
химической реакцией?
Студент (С): Химическая реакция- это
явление, сопровождающееся получением новых
веществ. (Презентация,
слайд 3)
П: По каким признакам можно судить о том,
что произошла химическая реакция?
С: Изменение цвета, выпадение или
растворение осадка, выделение запаха, выделение
или поглощение энергии, выделение газа. (Презентация, слайд 4)
П: Как вы думаете, какое количество
химических реакций может протекать в живой
природе?
Ежесекундно в организме человека происходят
сотни и тысячи всевозможных реакций. В печени
человека протекает около 20 000 000 химических
реакций. Из курса биологии вы знакомы процессом
фотосинтеза, в клетках растений на свету из
углекислого газа и воды образуется кислород, в
темное время растения дышат. (Презентация,
слайд 5)
Вы убедились в том, что химических реакций
огромное количество.
В химии, как и в других естественных науках
(ботаника, зоология) по мере накопления фактов
возникает необходимость в их классификации.
Вот по этой причине и создали классификацию
химических реакций, которую рассмотрим на
занятии.
Работа в парах обсуждение вопросов:
П: Как вы думаете, можно ли выделить
признак, по которому эти реакции, возможно
разделить на группы?
П: Различаются ли между собой реакции
одной группы?
В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что одним из признаков, по которому можно классифицировать химические реакции является число и состав реагентов и продуктов реакции. (Презентация, слайды 6-7)
Реакции между двумя или несколькими простыми или сложными веществами, в результате которых образуется только одно сложное вещество, называется реакциями соединения. (Презентация, слайд 8)
Записывается определение в тетради.
Примером реакции соединения служит опыт взаимодействия алюминия с бромом. (Презентация, слайд 9)
2 Al + 3Br2 = 2 Al Br3
Студенты записывают примеры этой и других реакций соединения (Презентация, слайд 10)
CaO + H2O = Ca(OH)
П: Что объединяет все эти реакции?
– В чём их отличие?
– Как одним словом мы можем назвать процесс,
который протекает?
Учащиеся приходят к выводу, что идет процесс
соединения веществ (реакции соединения), но в
первом случае вступают в реакцию простые
вещества, во втором – сложные вещества. Во всех
реакциях образуется одно сложное вещество.
Студентам предлагается вывести определение
этого типа реакций, используя буквы А, В, С
A + B ––> AB AB + CB ––> AB2C
По такой же схеме, как и реакции соединения, изучаются все остальные типы реакций (Презентация, слайды 11-22).
Реакции, в результате которых из одного сложного вещества получается несколько простых или сложных веществ, называется реакциями разложения. (Презентация, слайд 11)
Студенты записывают определение в тетради.
Демонстрируется опыт разложения гидроксида меди (П)
Cu(OH)2 = CuO + H2O
туденты записывают примеры этой и других реакций разложения (Презентация, слайд 12)
2 HgO = 2 Hg + O2
Студентам предлагается вывести определение этого типа реакций, используя буквы А, В, С
АВ = А + В
П: Что объединяет все эти реакции?
– В чём их отличие?
– Как одним словом мы можем назвать процесс,
который протекает?
Учащиеся приходят к выводу, что идет процесс разложения веществ (реакции разложения), но в первом случае образуются сложные вещества, а во втором – простые. В реакциях разложения продуктами могут быть как простые, так и сложные вещества.
Реакции замещения – это реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы какого-нибудь элемента в сложном веществе. (Презентация, слайд 13)
Студенты записывают определение в тетради.
Примером реакции замещения является реакция взаимодействия сульфата меди (П) с цинком. (Презентация, слайд 14)
CuSО4 + Zn = Cu + ZnSО4
Студенты записывают примеры этой и других реакций замещения (Презентация, слайд 15)
CuSО4 + Fe = Cu + FeSО4
Студентам предлагается вывести определение этого типа реакций, используя буквы А, В, С
АВ + С = А + СВ
Реакции обмена – это реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями. (Презентация, слайд 16)
Студенты записывают определение в тетради.
Демонстрирую опыт взаимодействия хлорида меди (П) с гидроксидом натрия.
CuCI2 + 2NaOH = Cu(OH)2 +2NaCl
Студенты записывают примеры этой и других реакций обмена (Презентация, слайд 17)
KOH + HCI = KCI + H2O
Студентам предлагается вывести определение этого типа реакций, используя буквы А, В, С
АВ + С = А + СВ
П: По каким признакам можно еще классифицировать химические реакции? (По обратимости: обратимые, необратимые). (Презентация, слайд 18)
– Обратимые реакции при одинаковых условиях протекают в двух противоположных направлениях.
H2+ S H2S
– Необратимые реакции протекают только в одном направлении.
Ag2O + 2 HCI = 2 AgCI + H2O
Определение и примеры реакций записывают в тетради.
П: Используя популярную медицинскую энциклопедию, приводяться примеры, какое значение имеют обратимые химические реакции, протекающие в клетке для организма человека. (Приложение 1)
П: По каким признакам можно еще классифицировать химические реакции? (По тепловому эффекту: экзотермические и эндотермические)
– Экзотермические протекают с выделением энергии:
CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O + Q
– Эндотермические протекают с поглощением энергии:
Mg(OH)2 = MgO + H2O – Q
– По каким признакам можно еще классифицировать химические реакции? (Реакции, идущие с участием катализатора и идущие без участия катализатора: каталитические и некаталитические)
– Каталитические (ферментативные) реакции, идущие с участием катализатора:
MnO2
2 KClO3 = 2 KCI + 3 O2
– Некаталитические реакции, идущие без участия катализатора
HgO = 2 Hg + O2
П: При недостатке в организме инсулина или снижении его активности печень и мышцы теряют способность превращать поступающий сахар в гликоген. В результате этого ткани не усваивают сахар и не могут использовать его в качестве энергии, что ведет к повышению уровня сахара в крови (гипергликемия) и выделение его с мочой, эти симптомы являются основными проявлениями сахарного диабета.
Работа с учебником с. 115.
П: По каким признакам можно еще классифицировать химические реакции? (По изменению степени окисления атомов элементов: окислительно-восстановительные, без изменения степени окисления атомов элементов; по фазовому составу: гетерогенные, гомогенные; по механизму: ионные, радикальные)
Студенты выписывают определения реакций данных типов в тетради.
IV. Закрепление изученного материала
Лабораторная работа (Приложение 2)
Сообщения студентов – опережающее домашнее задание (Приложение 3)
Студенты демонстрируют опыты и приводят примеры реакций, с которыми они сталкиваются в своей профессии:
а) гашение соды уксусной кислотой с образованием углекислого газа
NaHCO3 + CH3COOH ––> CH3COONa + H2O + CO2
б) основное применение питьевой соды –
кулинария, где она применяется, преимущественно,
в качестве основного или дополнительного
разрыхлителя при выпечке (так как при нагревании
выделяется углекислый газ), например, в
бисквитном и песочном тесте.
При температуре 60 °C гидрокарбонат натрия
распадается на карбонат
натрия, углекислый газ и воду (процесс
разложения наиболее эффективен при 200 C):
2NaHCO3 ––> Na2CO3 + H2O + CO2
в) приготовление кофе «Огонек» – пример экзотермической реакции (горение спирта) (Приложение 4)
V. Самостоятельная работа (Приложение 5)
VI. Домашнеее задание по учебнику Ю.М. Ерохин «Химия» : учить стр.4-7; упр. 5, стр. 7; по конспекту выучить определения типов химических реакций.
VII. Подведение итогов: подсчитывают средний балл отметок самостоятельно.
VIII. Рефлексия (Приложение 6)
Литература:
- О.С. Габриелян. Химия-11 – М.:Дрофа, 2004 г., 363 с.
- Ю.М. Ерохин, Химия-11, – М.: Мастерство, 2002 г., 377с.
- Популярная медицинская энциклопедия под редакцией Б.В. Петровского. Изд. «Советская энциклопедия». 1988; 704с.