Классификация химических реакций

Разделы: Химия


Тема: Классификация химических реакций. План-конспект занятия по химии в группе № 942, профессия: «Повар, кондитер».

Цели:

  • Обучающие:
    • изучить классификацию химических реакций;
    • изучить признаки, лежащие в основе классификации химических реакций.
  • Развивающие:
    • развить логическое мышление;
    • развить умения излагать и доказывать свое мнение;
    • кратко излагать свою мысль.
  • Воспитывающие:
    • воспитывать самосознание и настойчивость в овладении профессией;
    • показать значимость химических реакций для человека.

Оборудование: компьютер, проектор; презентация, проверочный тест, лабораторное оборудование (согласно описанию).

Тип занятия: объяснение нового материала, время проведения 80 минут.

Основные этапы:

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Актуализация опорных знаний (8 мин.)
  3. Изучение нового материала (40 мин.)
  4. Закрепление новой темы. Лабораторная работа (15 мин.)
  5. Самостоятельная работа (10 мин.)
  6. Домашнее задание (2 мин.)
  7. Подведение итогов (2 мин.)
  8. Рефлексия (1 мин.)

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Приветствие, настрой деятельности на успех

II. Актуализация опорных знаний

Преподаватель (П): Все, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот таинственный мир, постараться использовать полученные знания во благо. Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.

III. Запишите тему сегодняшнего занятия: «Классификация химических реакций» (Презентация, слайд 1)
Цели нашего занятия: (Презентация, слайд 2)
1. Расширить и углубить знания о химических реакциях, их признаках и условиях протекания
2. Научиться выделять существенные признаки, которые могут быть положены в основу классификации  химических реакций
3. Рассмотреть классификацию  химических реакций по различным признакам

Преподаватель: Что называется химической реакцией?
Студент (С): Химическая реакция- это явление, сопровождающееся получением новых веществ. (Презентация, слайд 3)
П: По каким признакам можно судить о том, что произошла химическая реакция?
С: Изменение цвета, выпадение или растворение осадка, выделение запаха, выделение или поглощение энергии, выделение газа. (Презентация, слайд 4)
П: Как вы думаете, какое количество химических реакций может протекать в живой природе?
Ежесекундно в организме человека происходят сотни и тысячи всевозможных реакций. В печени человека протекает около 20 000 000 химических реакций. Из курса биологии вы знакомы процессом фотосинтеза, в клетках растений на свету из углекислого газа и воды образуется кислород, в темное время растения дышат. (Презентация, слайд 5)
Вы убедились в том, что химических реакций огромное количество.
В химии, как и в других естественных науках (ботаника, зоология) по мере накопления фактов возникает необходимость в их классификации.
Вот по этой причине и создали классификацию химических реакций,  которую рассмотрим на  занятии.

Работа в парах обсуждение вопросов:

П: Как вы думаете, можно ли  выделить признак, по которому эти реакции, возможно разделить на группы?
П: Различаются ли между собой реакции одной группы?

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что одним из признаков, по которому можно классифицировать химические реакции является число и состав реагентов и продуктов  реакции. (Презентация, слайды 6-7)

Реакции между двумя или несколькими простыми или сложными  веществами, в результате которых  образуется только одно сложное вещество, называется реакциями соединения. (Презентация, слайд 8)

Записывается определение в тетради.

Примером реакции соединения служит опыт взаимодействия алюминия с бромом. (Презентация, слайд 9)

2 Al  + 3Br2   =  2 Al Br3

Студенты записывают примеры этой и других реакций соединения (Презентация, слайд 10)

CaO  +  H2O  =   Ca(OH)

П: Что объединяет все эти реакции?
– В чём их отличие?
– Как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает?
Учащиеся приходят к выводу, что идет процесс соединения веществ (реакции соединения), но в первом случае  вступают в реакцию простые вещества, во втором – сложные вещества. Во всех реакциях образуется одно сложное вещество.
Студентам предлагается вывести определение этого типа реакций, используя буквы  А, В, С

A + B ––> AB              AB + CB ––> AB2C

По такой же схеме, как и реакции соединения, изучаются все остальные типы реакций (Презентация, слайды 11-22).

Реакции, в результате которых из одного сложного вещества получается несколько  простых или сложных веществ, называется реакциями разложения. (Презентация, слайд 11)

Студенты записывают определение в тетради.

Демонстрируется опыт разложения гидроксида меди (П)

Cu(OH)2 = CuO + H2O

туденты записывают примеры этой и других реакций разложения (Презентация, слайд 12)

2 HgO = 2 Hg + O2

Студентам предлагается вывести определение этого типа реакций, используя буквы  А, В, С

АВ = А + В

П: Что объединяет все эти реакции?
– В чём их отличие?
– Как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает?

Учащиеся приходят к выводу, что идет процесс разложения веществ (реакции разложения), но в первом  случае образуются сложные вещества, а во втором – простые. В реакциях разложения продуктами могут быть как простые, так и сложные вещества.

Реакции замещения – это реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы какого-нибудь элемента в сложном веществе. (Презентация, слайд 13)

Студенты записывают определение в тетради.

Примером реакции замещения является реакция взаимодействия сульфата меди (П) с цинком. (Презентация, слайд 14)

CuSО4 + Zn = Cu + ZnSО4

Студенты записывают примеры этой и других реакций замещения (Презентация, слайд 15)

CuSО4 + Fe = Cu + FeSО4

Студентам предлагается вывести определение этого типа реакций, используя буквы  А, В, С

АВ + С = А + СВ

Реакции обмена – это реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями. (Презентация, слайд 16)

Студенты записывают определение в тетради.

Демонстрирую опыт взаимодействия хлорида меди (П) с гидроксидом натрия.

CuCI2 + 2NaOH = Cu(OH)2 +2NaCl

Студенты записывают примеры этой и других реакций обмена (Презентация, слайд 17)

KOH + HCI = KCI  +  H2O

Студентам предлагается вывести определение этого типа реакций, используя буквы А, В, С

АВ + С  =  А + СВ

П: По каким признакам можно еще классифицировать химические реакции? (По обратимости:  обратимые, необратимые). (Презентация, слайд 18)

– Обратимые реакции при одинаковых условиях протекают в двух противоположных направлениях.

H2+ S H2S

– Необратимые реакции протекают только в одном направлении.

Ag2O + 2 HCI = 2 AgCI + H2O

Определение и примеры реакций записывают в тетради.

П: Используя популярную медицинскую энциклопедию, приводяться примеры,  какое значение имеют обратимые химические реакции, протекающие в клетке для организма человека. (Приложение 1)

П: По каким признакам можно еще классифицировать химические реакции?  (По тепловому эффекту: экзотермические и эндотермические)

– Экзотермические протекают с выделением энергии:

CH4 + 2O2 =  CO2 + 2H2O + Q

– Эндотермические протекают с поглощением энергии:

Mg(OH)2 = MgO + H2O – Q

– По каким признакам можно еще классифицировать химические реакции?  (Реакции, идущие с участием катализатора и идущие без участия катализатора: каталитические и некаталитические)

– Каталитические (ферментативные) реакции, идущие с участием катализатора:

MnO2
2 KClO3 = 2 KCI + 3 O2

– Некаталитические реакции, идущие без участия  катализатора

HgO =  2 Hg + O2

П: При недостатке в организме инсулина или снижении его активности печень и мышцы теряют способность превращать поступающий сахар в гликоген. В результате этого ткани не усваивают сахар и не могут использовать его в качестве энергии, что ведет к повышению уровня сахара в крови (гипергликемия) и выделение его с мочой, эти симптомы являются основными проявлениями сахарного диабета.

Работа с учебником  с. 115.

П: По каким признакам можно еще классифицировать химические реакции? (По изменению степени окисления атомов элементов: окислительно-восстановительные, без изменения степени окисления атомов элементов; по фазовому составу: гетерогенные, гомогенные; по механизму: ионные, радикальные)

Студенты выписывают определения реакций данных типов в тетради.

IV. Закрепление изученного материала

Лабораторная работа (Приложение 2)

Сообщения студентов – опережающее домашнее задание (Приложение 3)

Студенты демонстрируют опыты и приводят примеры реакций, с которыми они сталкиваются в своей профессии:

а) гашение соды уксусной кислотой с образованием углекислого газа

NaHCO3 + CH3COOH ––> CH3COONa + H2O + CO2

б) основное применение питьевой соды – кулинария, где она применяется, преимущественно, в качестве основного или дополнительного разрыхлителя при выпечке (так как при нагревании выделяется углекислый газ), например, в бисквитном и песочном тесте.
При температуре 60 °C гидрокарбонат натрия распадается на карбонат натрия, углекислый газ и воду (процесс разложения наиболее эффективен при 200 C):

2NaHCO3 ––> Na2CO3 + H2O + CO2

в) приготовление кофе «Огонек» – пример экзотермической реакции (горение спирта) (Приложение 4)

V. Самостоятельная работа (Приложение 5)

VI. Домашнеее задание по учебнику Ю.М. Ерохин «Химия» : учить стр.4-7; упр. 5, стр. 7; по конспекту выучить определения типов химических реакций.

VII. Подведение итогов: подсчитывают средний балл отметок самостоятельно.

VIII. Рефлексия (Приложение 6)

Литература:

  1. О.С. Габриелян. Химия-11 – М.:Дрофа, 2004 г., 363 с.
  2. Ю.М. Ерохин, Химия-11, – М.: Мастерство, 2002 г., 377с.
  3. Популярная медицинская энциклопедия под редакцией Б.В. Петровского. Изд. «Советская энциклопедия». 1988;  704с.