Цель: постановка звука «С», автоматизация звука «С» в словах, слогах, фразовой речи; обогащение словаря; развитие слухового внимания, фонематического слуха, работа над грамматическим строем языка.
Оборудование: картинки, карточки, бутылочки, резиновые шары, надувные игрушки, тарелочки для сахара, соли, лимонной кислоты, ложки, слон – игрушка, полоски бумаги – для графического изображения предложения, слоги, султанчики бумажные, спички, пластмассовые буквы, цветные мелки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Артикуляционная зарядка
1. Губы в улыбку, в трубочку.
2. Дутьё в желобок на бумажные султанчики.
3. Надувание шаров и резиновых игрушек.
4. Дутьё в пузырёк.
5. Улыбнитесь, покажите все зубки, немного откройте рот и прижмите кончик языка к нижним зубам, затем спичкой слегка нажимайте на кончик языка, пригибайте его вниз, сомкнём зубы и сделаем выдох в пузырёк, не надувая щёк.
II. Скоро к нам прилетят перелётные птицы.
– Кто прилетит? (Скворцы)
– Для них будем делать домики.
– Будем пилить доски.
– Изобразим пиление.
– Запилила пила з-з-з
– Раскалилась до бела с-с-с.
III. Автоматизация «С» в словах и слогах
1. Диафильм.
Соболь на скалу залез,
Соболь ищет букву «С»,
На странице «С» нашёл
На снегу следы прочёл.
2.
Са-са-са – вот летит оса.
Со-со-со – у Сони колесо.
Су-су-су – мы видели лису.
Сы-сы-сы – у сома усы.
3. На парте у вас буквы. Какие они? (Красные,
синие, пластмассовые)
Подберите 3 картинки, в которых есть «С», а лишнюю
уберите. (Сапоги, самолёт, насос, шуба)
4. На доске картинки. Выберите вначале слова со
звуком «С» в начале слова, затем в середине слова
и сами придумайте, чтобы «С» было в конце слова. (Стакан,
стол, слон, сорока, сковорода, сом, коса, кастрюля,
самолёт, синица, снегирь, собака, стрекоза,
кисточка, носки, кресло, стул).
Можно придумать: нос, ус, рис, парус, глобус,
фокус, автобус, троллейбус, лес, мыс, бас, квас.
5. Сегодня мы с вами полетим на самолёте, что мы оденем на себя со звуком «С» и возьмём с собой? (Сарафан, носки, сапоги, косынку, поясок, галстук, сорочку, сыр, колбасу, сливу, абрикос, апельсин, соль, сахар, ирис, сало, мясо, квас)
6. Сделать упражнение со словами:
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами,
И опять вернёмся к маме.
7. Кто загадку отгадает, тот в самолёте полетает.
- Лает, кусает, в дом не пускает? (Собака)
- Две сестры летом зелены
К осени одна краснеет, а другая чернеет? (Смородина) - Скатерть бела, весь свет одела? (Снег)
- Бел да не сахар, ног нет, а идёт? (Снег)
- С хозяином дружит,
Дом сторожит
Живёт под крылечком,
А хвост колечком? (Собака) - Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается? (Собака) - По земле ходит, а неба не видит? (Свинья)
- Красные лапки, щиплет за пятки? (Гусь)
- По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь) - И в море не купаются
И нет у них щетинки
И всё же называются
Они – морские … (свинки) - Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока) - Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её … (сорока) - Всю ночь летает – мышей добывает,
А станет светло – спать летит в дупло. (Сова) - И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы
Филины и … (совы) - На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его … (скворец) - Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)
IV.
1. Рассказать стихи о слоне
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны. (Благинина Е.)
2. Составь из слогов слова.
Сы, ло, во – волосы.
Ка, ска, мей – скамейка.
Смо, ди, на, ро – смородина.
3. Замени букву «З» на «С».
Бузина, позади, зев, зажать.
4. Вставьте слово «лиса» в текст правильно.
В густом лесу живёт хитрая …
Однажды охотник встретил …
Он подкрался к …
Хотел подстрелить …
Она заметила охотника, побежала.
Ему долго пришлось гнаться за …
Вечером в семье он рассказал о …
5. Чистоговорка.
На скамейку Сима села.
Справа – Сева,
Слава – слева.
V. Попробовать, что у вас на парте в тарелочках и назвать признак (сахар – сладкий, соль – солёная, кислота – кислая).
VI. Итог занятия