План-конспект логопедического занятия. Тема: "Звук и буква С"

Разделы: Логопедия


Цель: постановка звука «С», автоматизация звука «С» в словах, слогах, фразовой речи; обогащение словаря; развитие слухового внимания, фонематического слуха, работа над грамматическим строем языка.

Оборудование: картинки, карточки, бутылочки, резиновые шары, надувные игрушки, тарелочки для сахара, соли, лимонной кислоты, ложки, слон – игрушка, полоски бумаги – для графического изображения предложения, слоги, султанчики бумажные, спички, пластмассовые  буквы, цветные мелки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Артикуляционная зарядка

1. Губы в улыбку, в трубочку.

2. Дутьё в желобок на бумажные султанчики.

3. Надувание шаров и резиновых игрушек.

4. Дутьё в пузырёк.

5. Улыбнитесь, покажите все зубки, немного откройте рот и прижмите кончик языка к нижним зубам, затем спичкой слегка нажимайте на кончик языка, пригибайте его вниз, сомкнём зубы и сделаем выдох в пузырёк, не надувая щёк.

II. Скоро к нам прилетят перелётные птицы.

– Кто прилетит? (Скворцы)
– Для них будем делать домики.
– Будем пилить доски.
– Изобразим пиление.
– Запилила пила з-з-з
– Раскалилась до бела с-с-с.

III. Автоматизация «С» в словах и слогах

1. Диафильм.

Соболь на скалу залез,
Соболь ищет букву «С»,
На странице «С» нашёл
На снегу следы прочёл.

2.

Са-са-са – вот летит оса.
Со-со-со – у Сони колесо.
Су-су-су – мы видели лису.
Сы-сы-сы – у сома усы.

3. На парте у вас буквы. Какие они? (Красные, синие, пластмассовые)
Подберите 3 картинки, в которых есть «С», а лишнюю уберите. (Сапоги, самолёт, насос, шуба)

4. На доске картинки. Выберите вначале слова со звуком «С» в начале слова, затем в середине слова и сами придумайте, чтобы «С» было в конце слова. (Стакан, стол, слон, сорока, сковорода, сом, коса, кастрюля, самолёт, синица, снегирь, собака, стрекоза, кисточка, носки, кресло, стул).
Можно придумать: нос, ус, рис, парус, глобус, фокус, автобус, троллейбус, лес, мыс, бас, квас.

5. Сегодня мы с вами полетим на самолёте, что мы оденем на себя со звуком «С» и возьмём с собой? (Сарафан, носки, сапоги, косынку, поясок, галстук, сорочку, сыр, колбасу, сливу, абрикос, апельсин, соль, сахар, ирис, сало, мясо, квас)

6. Сделать упражнение со словами:

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами,
И опять вернёмся к маме.

7. Кто загадку отгадает, тот в самолёте полетает.

  • Лает, кусает, в дом не пускает? (Собака)
  • Две сестры летом зелены
    К осени одна краснеет, а другая чернеет? (Смородина)
  • Скатерть бела, весь свет одела? (Снег)
  • Бел да не сахар, ног нет, а идёт? (Снег)
  • С хозяином дружит,
    Дом сторожит
    Живёт под крылечком,
    А хвост колечком? (Собака)
  • Гладишь – ласкается,
    Дразнишь – кусается? (Собака)
  • По земле ходит, а неба не видит? (Свинья)
  • Красные лапки, щиплет за пятки? (Гусь)
  • По лужку он важно бродит,
    Из воды сухим выходит.
    Носит красные ботинки,
    Дарит мягкие перинки. (Гусь)
  • И в море не купаются
    И нет у них щетинки
    И всё же называются
    Они – морские … (свинки)
  • Трещала с самого утра:
    «Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что – пора?
    Такая с ней морока,
    Когда трещит … (сорока)
  • Эта хищница болтлива,
    Воровата, суетлива,
    Стрекотунья, белобока,
    А зовут её … (сорока)
  • Всю ночь летает – мышей добывает,
    А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)
  • И в лесу заметьте, дети,
    Есть ночные сторожа.
    Сторожей боятся этих,
    Мыши прячутся дрожа.
    Очень уж суровы
    Филины и … (совы)
  • На шесте дворец,
    Во дворе певец,
    А зовут его … (скворец)
  • Зимой на ветках яблоки!
    Скорей их собери!
    И вдруг вспорхнули яблоки,
    Ведь это … (снегири)

IV.

1. Рассказать стихи о слоне

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны. (Благинина Е.)

2. Составь из слогов слова.

Сы, ло, во – волосы.
Ка, ска, мей – скамейка.
Смо, ди, на, ро – смородина.

3. Замени букву «З» на «С».

Бузина, позади, зев, зажать.

4. Вставьте слово «лиса» в текст правильно.

В густом лесу живёт хитрая …
Однажды охотник встретил …
Он подкрался к …
Хотел подстрелить …
Она заметила охотника, побежала.
Ему долго пришлось гнаться за …
Вечером в семье он рассказал о …

5. Чистоговорка.

На скамейку Сима села.
Справа – Сева,
Слава – слева.

V. Попробовать, что у вас на парте в тарелочках и назвать признак (сахар – сладкий, соль – солёная, кислота – кислая).

VI. Итог занятия