Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: «Имя прилагательное. Обобщение».

Цели:  

  • Дать устойчивое понятие об имени прилагательном.
  • Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное».

Задачи:  

  • Формировать навыки анализа, классификации, обобщения.
  • Развивать умение делать выводы.
  • Воспитывать отношения делового сотрудничества.

Оборудование: карточки с текстом для работы в группах, карточки для работы в парах.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята.  Я надеюсь, что в результате нашего сегодняшнего сотрудничества мы с вами вспомним о «волшебной» части речи.

 

Схема 1.

II.  Определение темы и цели урока

– Какая часть речи говорит о себе следующее?

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!
                                     (В.Агафонов)

– Имя прилагательное.

Вывод: тема нашего урока « Имя прилагательное» (открываем название части речи в схеме)

После обобщений ребят, в схеме 1 открывать или делать записи в окошках, чтобы получилась схема 2.

Чтобы заполнить схему, нам надо вспомнить всё, что о нём известно. Попробуйте точнее сформулировать тему урок. (Обобщение).

III. Обобщение знаний

Вывешиваются контуры предметов. (Приложение 1)

– Назовите предметы, опишите их.

А затем эти же предметы раскрашенные. (Приложение 2)

– После встречи с нашей «волшебной» частью речи предметы приобрели другой вид.
– Опишите их теперь.
– Какая же часть речи помогла изменить наши предметы?
– Почему я назвала её «волшебной»?  (Имя прилагательное называет признаки и оживляет эти предметы)
– Докажите, что данная часть речи имя прилагательное. (Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?.  Обозначает признак предмета.)
– А как вы считаете, почему её так назвали?

Вывод: Имя прилагательное отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? и обозначает признак предмета. (Добавить в схему)

1.  Работа в группах

Задание:

– У каждой группы  на парте текст. Прочитайте.
– Что можно сказать об этом тексте?
– Что необходимо сделать, чтобы он стал живым, красочным? (Добавить имена прилагательные)

Красавицы

Стоит день. Солнце заливает всю окрестность. Веет ветерок. На опушке леса у речушки цветёт черёмуха. Цветы бережно покрывают  листочки. Красивы стволы и ветки черёмухи. С утра до вечера распевают на дереве птицы. Глядишь на  красавицу, радостно
становится на сердце.

 Слова для справок:  чудесный, майский, весенний, тёплый, маленький, белый, зелёный, тонкий, душистый, ранний, поздний, цветущий.

Красавицы

Стоит чудесный майский день. Весеннее солнце заливает всю окрестность. Веет тёплый ветерок. На опушке леса у маленькой  речушки цветёт  черёмуха. Белые цветы бережно покрывают зелёные листочки. Красивы тонкие стволы и душистые ветки черёмухи. С раннего утра до позднего вечера распевают на дереве  птицы. Глядишь на цветущую красавицу, радостно становится на сердце.

– После выполненной работы, читаем получившийся текст, делимся впечатлениями. (Текст ожил, стал красочным)
– Расскажите,  как вы работали с именами прилагательными, что необходимо было сделать, чтобы вставить их в текст? (Изменяли имена прилагательные, чтобы они стояли в том же роде, числе и падеж, что и существительные, связанные с ними)
– Как называют такую связь существительного и прилагательного? (Согласование)

Вывод: Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже. (Добавить в схему)

2. Работа по вариантам

Вставить пропущенные орфограммы и разобрать предложение.

1 вариант

(На) _пушке л_са  у маленькой р.чушки цв_тёт черёмуха.

2 вариант

Белые цв_ты бережно (по)крывают з_лёные  л_сточки.

Проверка по образцу (у доски работали два ученика).

– Каким членом предложения чаще всего бывает имя прилагательное? (Определение)

Вывод: Имя прилагательное в предложении чаще всего является определением.  (Добавить в схему).

3.  Фронтальная работа

– Прочитайте предложение

Красивы тонкие стволы и ветки душистой черёмухи.

– Назовите имена прилагательные, как можно их сгруппировать?

тонкие (какие?)                              красивы (каковы?)
душистые (какие?)

– Первая группа – полные прилагательные, а у прилагательного второй группы вопрос и окончание усечены, поэтому мы называем их краткие имена прилагательные.  (Добавить  в схему).

4.  Работа в парах

Задание:

– Вам необходимо определить способ образования имён прилагательных.

чудесный ---- чудеса + -н-
майский ---- май +  -ск-
весенний ---- весна + -н-

1) Учитель называет пару, которая будет отвечать.
2) Один ученик отвечает, обосновывая свой ответ, второй слушает и в случае необходимости дополняет ответ.
3) Учитель просит прокомментировать ответ представителя другой пары.
4) Учитель просит дать свою оценку правильности или неправильности услышанных ответов.

Вывод: Многие  прилагательные образуются от существительных при помощи суффиксов. (Добавить в схему).

5. Работа по распознаванию частей речи

Задание: прочитайте внимательно предложения и поделитесь своими  мыслями.

Имя прилаг.
Учительская  ручка осталась на столе.

Имя сущест.
Учительская была закрыта.

Столовая ложка со звоном упала.
Столовая была закрыта на ремонт.
Дежурный милиционер поймал нарушителя.
Дежурный проветривал класс.

Вывод: имена прилагательные могут переходить в имена существительные, отвечать на вопросы  кто?  что?  и  менять значение. (Добавить в схему)

6.  Обобщение

– Давайте посмотрим на нашу схему

согласуется с именем существительным

 

Схема 2.

7. Сведения о прилагательных

По количеству употребления слов:

1. Имя  существительные.
2.  Глагол.
3. Имя прилагательное.

По частоте употребления:

1. Имя существительное.
2. Глагол.
3. Местоимение.
4. Предлог.
5. Имя прилагательное.

IV. Итог урока

– Запишите имена прилагательные, характеризующий наш урок: познавательный, скучный, интересный, обучающий, понятный, хороший, долгий, необычный, занимательный.