Внеклассное мероприятие по теме "Незаходящее солнце русской поэзии"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Приобщить учащихся к фонду русской культуры.

Задачи:

1. Познакомить с биографией и творчеством А.С. Пушкина.

2. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

3. Развивать познавательный интерес и коммуникативные способности учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, записи музыкальных произведений, магнитофон.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались на творческом вечере, посвященному 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

Презентация.

Слайд № 1. (Портрет А.С.Пушкина)

Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из вас услышал это имя? Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лежа в кроватке, слушая дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Еще при жизни его называли, незаходящим солнцем русской поэзии. Так и называется наше мероприятие “Незаходящее солнце русской поэзии”.

Слайд № 2. (Название мероприятия)

Он родился в Москве 6 июня 1799 году.

Слайд № 3. (Отец Пушкина)

Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода.

Слайд № 4. (Мать Пушкина)

Слайд № 5 (Абрам Ганнибал)

Мать, Надежда Осиповна – внучка “арапа Петра великого”, Абрама Ганнибала. Детство будущего поэта прошло в Москве.

Слайд № 6. (Сестра Пушкина)

У Пушкина были: старшая сестра, Ольга,

Слайд № 7. (Брат Пушкина)

и два младших брата. Брат Лев Сергеевич и брат Николай, который умер в раннем детстве. Похоронен в Больших Вязьмах.

Слайд № 8. (Пушкин в детстве)

Отец Александра Сергеевича любил читать, сам немного сочинял стихи. Писатели, поэты любили бывать в доме Пушкиных. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Поэтический дар юного Пушкина обнаружился в раннем детстве: немногие строки детских стихов, дошедших в устной, семейной традиции, были написаны по-французски.

Шестилетнего мальчика впервые привезли на лето к бабушке Марии Алексеевне в Захарово.

Слайд № 9. (Природа)

А потом в течении пяти лет ежегодно он проводил лето здесь – на зеленых российских просторах, впитывая краски чистой природы, ее звуки, ее воздух. Именно здесь, у бабушки в Захарово, возникли первые его живые впечатления о простых людях.

Вопреки французскому воспитанию в семье родителей, здесь бабушка учила его говорить, писать по-русски.

Слайд № 10. (Картина)

Няня Арина Родионовна и добрейший дядька Никита задушевно одаривали его сказками, которые запали в поэтическую душу мальчика на всю жизнь.

Немало пейзажей, картин сельской жизни отразил в своих произведениях. Никита Тимофеевич становится спутником всей жизни Пушкина, до его гробовой доски.

Слайд № 11. (Царский лицей)

Шесть лет Алексей Сергеевич провел в Царском лицее, открытом 19 октября 1811 года. Между лицеистами дружба связала многих из них на всю жизнь.

Слайд № 12. (И.И.Пущин)

К таким друзьям относится Иван Иванович Пущин. Дружба их крепла, потому что они оба любили родную литературу, у них были общие взгляды и интересы. Вся обстановка лицейского воспитания способствовала развитию дарования Александра Сергеевича. Здесь поощрялись рукописные журналы, были в ходу “национальные песни” (сатирические куплеты). Уже в лице Пушкин понял, что главное дело его жизни – поэзия.

Слайд № 13. (Пушкин на экзамене)

В 1815 году на публичном экзамене Пушкин прочел свои стихи в присутствии знаменитого поэта Державина. “Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, как убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…” - вспоминал поэт.

Слава юного поэта распространилась в литературных кругах.

Пушкин и его сверстники, окончив лицей в 17-18 лет, уже получили военные и гражданские чины, выходили зрелыми гражданами, готовыми служить Отечеству.

Окончив Лицей, Александр Сергеевич поселился в Петербурге. Столичная жизнь с его театрами, балами, литературными обществами захватили поэта. Он встречается с молодыми офицерами, вступает с ними в горячие споры о том, как добиться свободы. Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его приближенных расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя.

К весне 1820 года тучи над молодым поэтом сгущаются. Ему грозит ссылка в Сибирь, усилиями старших друзей (Карамзина, Чаадаева, Ф.Н. Глинки), замененная переводом по службе из Петербурга в Кишинев. Там он должен был служить чиновником.

Уже прославленным поэтом, ему пришлось прожить два года в ссылке в селе Михайловском.

Слайд № 14. (С. Михайловское)

Ни родных, ни друзей, только няня Арина Родионовна разделяла его одиночество. Несмотря на тяжелые переживания, первая ихайловская осень была плодотворной для поэта.

Слайд № 15. (Н.Н. Гончарова)

В 1828 году на московском балу Пушкин знакомится с Н.Н. Гончаровой. В апреле 1829 года получив неопределенный ответ матери невесты, Александр Сергеевич выезжает в действующую армию на Кавказ.

В мае 1830 года состоялась помолвка поэта с Натальей Николаевной Гончаровой. Свадьба была назначена на сентябрь.

Для устройства материальных дел Пушкин выезжает в подаренное ему отцом к свадьбе село Болдино.

Слайд № 16. (С. Болдино)

Здесь он оказался изолированным от внешнего мира в связи с холерным карантином. Первая Болдинская осень.

Слайд № 17. ( Болдинская осень)

Изо всех времен года он любил более всего осень, и чем хуже она была, тем для него она была лучше. Пушки говорил, что только осенью овладевает им бес стихотворства. Стихи грезились ему даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Так слагались у него сотни стихов в сутки.

Слайд №18. (Картина “Венчание”)

18 февраля 1831 года в Москве состоялась свадьба с А.С.Пушкина с Н.Н.Гончаровой. На экране картина “Венчание” известного художника Евгения Алексеевича Устинова. Венчание походило в церкви Святого Вознесения у Никитских ворот.

В 1833 году с 1 октября по 9 ноября поэт опять живет в Болдине (Вторая Болдинская осень).

Слайд №19. (Картина “Пушкин, Дантес и Натали”)

1836 году, в феврале на балу у неаполитанского посланника Дантес в присутствии Пушкина танцует мазурку с Натальей Гончаровой. Это было началом знакомства Дантеса с женой поэта. На экране картина Е.А. Устинова “Пушкин, Дантес и Натали” выполненная углем.

Между тем уже назревал конфликт поэта со светской чернью. Внешне он сводился к случайному происшествию: наглому ухаживанию за женой поэта светского повесы француза Дантеса. Но грязная сплетня, марающая честь пушкинской семьи, с готовностью подхваченная в великосветских салонах, была выражением всей враждебной атмосферы, в которой задыхался поэт.

26 января 1837 года Пушкин посылает Геккерну, приемному отцу Дантеса, оскорбительное письмо, обвиняя того в сводничестве. Прочитав письмо, Дантес направляет вызов Александру Сергеевичу.

27 января 1837 года, утром, за несколько часов до дуэли, Пушкин был спокоен и деятелен, по обычному распорядку, от которого и в тот день он не собирался отступать, утренние часы были отданы творчеству, занятиям по изданию журнала.

Слайд №20. (Картина “Дуэль Пушкина”)

Слайд №21 (Дуэль)

Поэт и не собирался умирать, надеялся, и сейчас выйти победителем враждебных обстоятельств. Ранение, полученное на дуэли, было смертельным. Через два дня, 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут дня, Пушкин скончался.

Слайд № 22. (Памятник Пушкину)

Как бы не были тяжелы обстоятельства жизни, поэт никогда не терял надежды на лучшее. Неизменный заряд бодрости получал он от природы. Михайловские рощи, поля Болдина, парк Павловского не только несли утешение от тревог и горя, но и рождали творческие силы. Самые обыкновенные картины превращались под пером поэта в прекрасные образы.

“Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался , скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!... Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава!... Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть!” - писал журнал “Литературные прибавления” в №5 за 1837 год.

Слайд № 23. (Высказывание Жуковского о Пушкине)

Ведущий: Пушкин живет в наших сердцах. У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Александр Сергеевич, прежде всего поэт-сказочник.

Специально для детей он сказок не сочинял, но все сказки его стали любимыми русским народом и детьми. “Что за прелесть эти сказки, - говорил Пушкин”.

Слайд № 24. (Что за прелесть эти сказки!)

1 тур “Что за прелесть эти сказки!”

Ведущий: Я вам предлагаю поучаствовать в викторине “Что за прелесть эти сказки!”.

1 конкурс. На нашей выставке рисунков много героев из самых разных сказок Александра Сергеевича. Узнайте, кто они и назовите сказку.

Ответы детей.

Ведущий: 2 конкурс. Если бы вы попали в сказку и встретились с его героями, смогли бы вы их узнать?

Ну, попробуй отгадать,
Как героев сказки звать.

(см. приложение №1)

Ведущий: 3 конкурс. Следующий конкурс называется “Черный ящик”.

Здесь лежит предмет, который является символом печали, зла, ссор, горечи, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а наоборот, прельщало. Этот предмет встречался не только в сказках А.С. Пушкина, но и в мифологии, и в христианской легенде.

Итак, назовите этот предмет.

(Яблоко)

Слайд № 25 (II тур)

2 тур нашей встречи называется “Музыкальный”.

Уч. музыки: Многие композиторы очень любили произведения Александра Сергеевича Пушкина и сочиняли на его стихи удивительную музыку. Вот с такими сочинениями мы сегодня и встретимся.

(Слайд 26, портрет М.И.Глинки)

Уч. музыки: Михаил Иванович Глинка- основоположник русской классической музыки, а также русского романса, сочинил музыкальный шедевр на знаменитое стихотворение А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье”. Вы знаете ребята, М.И.Глинка был знаком с Пушкиным и мало того, они очень дружили, но ранняя смерть поэта помешала их сотрудничеству. Кстати у этого романса интересная судьба. Хотите узнать о его создании?

Глинка и Пушкин познакомились в Петербурге в благородном пансионате, где учился будущий композитор Михаил Глинка, а Пушкин часто приезжал в пансионат к своему брату Лёвушке, который тоже там учился. Там и произошла встреча двух великих людей России. Как же возникла у композитора идея написать романс на стихи поэта? Наверное, с начало мы вспомним появление самого стихотворения, написанного Пушкиным, чтобы нам стало всё понятно.

Итак, вы, наверное, помните, что стихотворение Александра Сергеевича было посвящено Анне Керн.

(Слайд 27, портрет А.Керн)

Уч. музыки: Их знакомство произошло на вечере у общих знакомых в 1819 году. Встреча их вновь повторилась лишь через 6 лет, когда поэт находился в ссылке в своём имении Михайловское, а Анна приехала к своей тётке, жившей по соседству, в Тригорском. Через несколько дней, когда Анна уезжала, Пушкин пришёл попрощаться и преподнес только что вышедший экземпляр второй главы своего романа в стихах “Евгений Онегин”. Страницы этого издания ещё были даже не разрезаны, а между ними Анна нашла листок сложенный вчетверо со стихами “Я помню чудное мгновенье”.

В 1939 году дочь Анны Керн Екатерина знакомится с Михаилом Ивановичем Глинкой. Он был так восхищён этой встречей, что оставил воспоминания в своих записках: “Её ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей её особе всё более и более меня привлекали”. Тогда-то Глинкой и был написан этот лучший из его романсов, посвящённый дочери Анны Керн Екатерине, которую Глинка тогда нежно называл Катрин.

Как полно и неразрывно сливаются с музыкой пушкинские слова. Чудесная напевная мелодия слов “Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты” словно воплощает в себе мечту о счастье.

Послушаем это замечательный романс, написанный двумя гениями искусства.

Звучит романс “Я помню чудное мгновенье”.

Уч. музыки: Но на этом сотрудничество Глинки и Пушкина не заканчивается. Михаил Иванович создаёт целую оперу на сюжет сказки поэта “Руслан и Людмила”.

(Слайд 28, сцены из оперы “Руслан и Людмила”)

Уч. музыки: Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы, но злой волшебник по имени Черномор похищает Людмилу, и отважный Руслан отправляется на её поиски.

Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки. Но, пожалуй, самым знаменитым её отрывком является “марш Черномора”.

Давайте вспомним, как сам Пушкин рисует в соей поэме “Руслан и Людмила” облик страшного Черномора. Черномор был карликом с длинной – предлинной бородой. Вот как сказано в поэме Пушкина о его появлении: (см. приложение № 2)

В “Марше Черномора” несколько основных тем. Одна из них – мощная, грозная. Потом музыка становится таинственной. Сказочной. Глинка вводит в неё звучание колокольчиков, и мы словно слышим перезвон, который раздаётся в заколдованном царстве Черномора.

Звучит “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила”.

Уч. музыки: Пушкина в литературе называют великим сказочником, а есть ли в музыке Композитор сказочник? (Николай Андреевич Римский – Корсаков).

(Слайд 29, портрет Н.А.Римского-Корсакова)

Уч. музыки: Николай Андреевич написал много опер на сюжеты сказок Пушкина одна из них “Сказка о царе Салтане”. В опере весь сюжет сохранён таким, как его придумал Пушкин. Римский- Корсаков придумал удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев Пушкина. Одно из самых знаменитых мест оперы – отрывок под названием “три чуда”. Ребята вы помните, какие чудеса были в сказке? (см. приложение № 3)

(Слайд 30, “Три чуда”, белочка)

Звучит отрывок “Белочка”

Второе чудо “Тридцать три богатыря”. (см. приложение №4)

(Слайд 30, “Три чуда, тридцать три богатыря”)

Звучит отрывок “Тридцать три богатыря”

Последнее чудо в этой сказке – лебедь- птица, которая превратилась в удивительную царевну: “месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит”.

(Слайд 30, “Три чуда”, царевна- лебедь)

Звучит отрывок “Царевна Лебедь”.

(Слайд 31, портрет Г.В.Свиридова)

Уч. музыки: В июне 1917 года, когда отмечалось 180- летие со дня рождения А.С.Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Г.В.Свиридова “Пушкинский венок”- концерт для хора. Это произведение композитор назвал так, потому что оно состояло из десяти музыкальных номеров для хора, написанных на стихи Пушкина.

Самое знаменитое произведение Г.В.Свиридова- это музыка, написанная к повести А.С.Пушкина “Метель”.

(Слайд 32, сцены из сюиты “Метель”)

Уч. музыки: Есть фильм, поставленный по сюжету этой повести “метель” отрывок из которого мы сейчас посмотрим. “Вальс”- одно из самых известных произведений из “Метели”. Этот вальс считается не просто танцем, а является символом романтической любви.

Демонстрируется отрывок из телефильма “Метель”.

Одно из самых ярких музыкальных произведений, написанных по произведениям Пушкина, является опера “Евгений Онегин”. Её сочинил великий русский композитор П.И.Чайковский.

(Слайд 33, портрет П.И.Чайковского)

Уч. музыки: А вы знаете, что сам А.С.Пушкин очень любил народные песни. Он даже специально приезжал на ярмарки, чтобы слушать, как поют там странники-певцы, он старался запоминать и записывать песни, которые звучали на шумных гуляньях и праздниках. Вот почему многие стихи самого Пушкина так похожи на подлинные народные песни. Пётр Ильич Чайковский сочинил по роману Пушкина оперу, и стихи поэта зазвучали в прекрасной музыке.

(Слайд 34, сцены из оперы “Евгений Онегин”)

Звучит отрывок из оперы “Евгений Онегин”. Хор “Девицы-красавицы”.

Ребятам предлагается провести викторину по музыке, написанной композиторами на произведения А.С.Пушкина.

(см. приложение № 5)

Слайд № 35 (III тур)

3 тур “Театральный”.

Уч. музыки: А сейчас ребята, мы вам предлагаем посмотреть сцену спектакля “Евгений Онегин” (учащиеся разыгрывают сцену из произведения “Евгений Онегин”) “см. приложение №6”

Слайд № 36 (IV тур)

4 тур “Художественный”

Уч. рисования: С самого начала ведущим жанром творчества Ореста Адамовича Кипренского становится портрет. Кипренский выступил обновителем портретной традиции, обращаясь к опыту европейской живописи 17 века.

Портретный образ в искусстве Кипренского полностью освобождается из под власти сословной этикетности, которая во многом определяла своеобразие и нормы портретной репрезентации в живописи 18 века.

Герои портретов Кипренского не позируют, а действительно живут естественной жизнью в забвении зрителей. По принадлежности к различным сословиям, служебным придворным рангам, профессиям круг портретных моделей Кипренского необычно широк.

Слайд № 37 (“Портрет Пушкина”)

В конце мая 1826 года Пушкин приезжает в Петербург, а в сентябре в академии художеств открывается выставка, где презентуется портрет Пушкина. По видимости простой композиционный прием: как бы “пустое” пространство вокруг уподобленного скульптурному бюсту объема с замыкающим контуром создает атмосферу одиночества вместе с ощущением воинственной собственности, сосредоточенности.

Здесь присутствует статуэтка музы – лирической поэзии. Мы видим Пушкина с накидкой из шотландки – она оживляет портрет. Пестрая игра цвета требовалась, чтобы уравновесить светлеющую на черном кисть руки, восхитительно написанную, как в пушкинской строке о “красе ногтей”.

Тщательность письма, как бы оберегает нас от небрежности рассеянного внимания, призывая к чуткой пристальности, с которой мы, повторяя взгляд художника должны всмотреться в черты Пушкина.

Это тот Пушкин, который возникает из самого творчества поэта. Портрет хранится в Третьяковской галерее.

Слайд № 38 (Портрет Пушкина)

Ведущий: “Светлое имя: Пушкин” - по слову русского поэта 20 века Александра Блока – всегда будет звучать в воздухе русской культуры.

Читайте Пушкина друзья.
Читайте Пушкина всегда.
И будет жизнь полна тепла и ласки.