Урок-обобщение по теме: "Роль бактерий и грибов в природе и жизни человека" в 6-м классе

Разделы: Биология


Задачи:

  • обобщить знания учащихся о бактериях и грибах как самостоятельных царствах;

  • показать роль этих организмов в природе как разрушителей органических веществ, обеспечивающих обогащение почвы минеральными веществами;

  • раскрыть пути использования микроорганизмов в различных отраслях народного хозяйства для получения кормов, различных лекарств.

Оборудование: таблицы «Бактерии», «Шляпочные грибы», «Плесневые грибы. Дрожжи», «Грибы – паразиты», гриб-трутовик, плесень на хлебе.

На доске:

«Микробам – этим бесконечно малым живым существам – принадлежит бесконечно большая роль в природе».
Луи Пастер.

Учитель: Сегодня у нас урок–обобщение по теме «Роль бактерий и грибов в природе и жизни человека».

Мы с вами должны повторить и обобщить знания о бактериях и грибах как самостоятельных царствах; выяснить роль этих организмов в природе и раскрыть пути использования микроорганизмов в различных отраслях народного хозяйства.

Луи Пастер сказал «Микробам - этим бесконечно малым живым существам – принадлежит бесконечно большая роль в природе»

Какие организмы называют микробами? (бактерии и микроскопические грибы).

Итак, бактерии – это мельчайшие живые существа, которые встречаются везде. Их находят в гейзерах с температурой выше 100 С, в сверхсолёных озёрах (например в знаменитом Мёртвом море). Живые бактерии были обнаружены в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали 2-х недельное пребывание в глубоком вакууме; и не погибали в открытом космосе, помещенные туда на 18 часов, под смертоносным воздействием солнечной радиации.

Так что же это за организмы? И какое они имеют строение?

Бактерии – это примитивные организмы, состоящие из одной клетки. У них отсутствует ядро и пластиды. По своей форме они могут быть шарообразные – кокки, палочковидные – бациллы, в виде запятой – вибрионы, спиралевидные– спириллы.

Как же различаются они по способу питания:

Способы питания разнообразны. Некоторые бактерии питают себя сами т.е. они автотрофы (из неорганических веществ создают органические). Большинство являются гетеротрофами – питаются готовыми органическими веществами. Бактерии, которые питаются веществами умерших организмов называют сапрофитами. Но среди бактерий есть и паразиты ( поселяются в живых организмах и питаются их соками, при этом вызывая различные заболевания - чуму, холеру, дифтерию, туберкулёз).

Но, а какие меры нужно проводить для предупреждения заболеваний?

(соблюдение правил гигиены; поддержание чистоты помещений, одежды, тела, посуды; кипячение воды и т. д.)

Ребята, а что способствует выживанию бактерий в природе? (большая скорость размножения и образование спор).

Какова же роль бактерий в природе?

  1. Участвуют в разложении сложных веществ на простые, образуя плодородный слой земли (перегной).

  2. Бактерии используют в очистительных сооружениях.

  3. Клубеньковые бактерии усваивают азот из воздуха, а растения его используют.

  4. Молочнокислые бактерии образуют молочную кислоту и под её действием получают простоквашу, сливки, сметану, сыры.

Значение бактерий велико. В нашем организме находятся сотни бактерий, создающие микрофлору. Например, в 1г содержимого толстых кишок можно насчитать 30-40 миллиардов микробов. Они подавляют гнилостные бактерии, а некоторые создают необходимые для нас витамины.

Ученые открыли ещё удивительное свойство бактерий. Оказывается, в организм бактерий можно ввести ген какого-либо нужного человеку белка (хотя этот ген бактерии не нужен) и она начинает синтезировать это вещество. Это свойство бактерий используют для производства лекарств.

В 1985 году бактерии стали способны синтезировать человеческий интерферон. Из 1 литра бактериальной культуры можно выделить столько интерферона, сколько из 5-10 тыс. литров донорской крови.

А теперь поговорим о других таинственных и загадочных организмах – о грибах.

Всходит ли тесто на дрожжах, появляется на хлебе плесень; идём ли мы по грибы в лес, получаем ли укол антибиотиков – ни где не обошлось без встречи с грибами или прямыми результатами их деятельности. В настоящее время известно около 100 тыс. видов грибов.

Так в чем же таинственность грибов? Каково их строение?

Грибы – удивительные организмы в которых сочетаются признаки растений и животных. Признаки растений: не передвигаются, растут в течение всей жизни; питаются путем всасывания. Признаки животных: не содержат хлоропластов, питаются готовыми органическими веществами; в клетках содержится хитин.

Чем отличаются шляпочные грибы и плесневые грибы?

Что такое симбиоз, приведите примеры?

Микориза – грибокорень, симбиоз грибов и растений.

С грибами сотрудничают 80% растений (деревья, кустарники, травы). Без микоризы, например дуб, сосна и многие другие деревья жить просто не способны. А грибы в свою очередь не смогли бы образовывать плодовые тела: им просто не хватило бы сил. Редкое исключение из правила – шампиньоны – микоризу не образуют.

А какие ещё вам известны грибы?

(пеницилл, мукор, дрожжи)

Дома вы выполняли практическую работу. Давайте сейчас обсудим результаты.

Цель работы: определить сорт хлеба, наиболее устойчивый к плесневым грибам.

Сорт хлеба

День, на который появилась плесень

Белгородский

2-3

Альпийский

10

Пшеничный белый

2-3

Лаваш

3

Столичный

2-3

Батон нарезной

3

Батон уренгойский

3-4

Батон йодированный

3-5

Мраморный

3-4

Мы видим, что наиболее устойчив к плесени сорт - Альпийский. Чтобы задержать развитие плесени в хлеб добавляют пропионат кальция.

А какой плесневый гриб специально выращивают, и для какой цели?

(пеницилл – для получения антибиотиков).

Сейчас заслушаем сообщение учащихся об открытии пеницилла Александром Флемингом.

К микроскопическим грибам относятся и дрожжи. Они не образуют мицелий и способны вызывать спиртовое брожение и выделять углекислый газ.

Для каких целей используют дрожжи.

(Для приготовления хлеба, пива, вина.)

Оказывается, не только человек научился использовать дрожжи для своих нужд. Обыкновенный комар выращивает их в специальном отделе пищевода. Когда он вонзает свой хоботок в кожу человека, в ранку вместе с его слюной впрыскивается растворенный в ней углекислый газ. Попадают туда и сами дрожжи. Углекислый газ помогает комару сосать кровь, замедляя её свертывание. А сами дрожжи вызывают всем знакомый зудящий волдырь на месте укуса насекомого.

Удивителен и интересен мир грибов.

А в чём опасность грибов? (можно собрать ядовитые грибы: бледные поганки, мухомор, желчный гриб, ложные опята).

Какие правила сбора грибов?

  1. Собирать только те грибы, которые знаете.
  2. Не собирать вблизи дорог, т.к. грибница поглощает и накапливает в себе вредные вещества.
  3. Не собирать старые грибы, т.к. в них происходит разложение и образуются вещества близкие к трупному яду.
  4. Лучше собирать в корзину из прутьев, чтобы они не испортились.
  5. Хранить грибы без кулинарной обработки нельзя. Уже через сутки образуется много вредных веществ.

Какую роль играют грибы в природе и жизни человек?

  1. Разлагают останки растений и животных, повышают плодородие почв.
  2. Изготавливают лекарства.
  3. Используют в пищу человек и животные.

В грибах много белка (20-30% на долю чистого белка). В них содержатся жиры, минеральные вещества, микроэлементы – Fe, Ca, Zn, K, J, P.

В подберёзовике, например содержится 8,5% фосфора, в сыроежках – 3,2%, при этом шляпки содержат больше фосфора, чем ножка.

Но надо помнить, что врачи не рекомендуют детям до 5 лет употреблять грибы в пищу, а от 5 до 10 лет кушать в небольшом количестве. В них содержится хитин, поэтому они являются «тяжелой пищей».

Но когда мы идём в лес по грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы.

Ребята мы с вами повторили царства «Бактерии» и «Грибы». И видим, что эти организмы играют очень важную роль в природе. Их исчезновение привело бы к гибели нашей планеты. Учёные подсчитали, что после их уничтожения жизнь замерла бы через 30 лет.

В завершении урока предлагаю выполнить кроссворд. Необходимо записать названия грибов.

Спасибо всем за активную работу на уроке.