Цели занятия |
Обучающие: освоить технологию практического применения Excel, повторить, закрепить и углубить знания учащихся; Развивающие: уметь создать тест и кроссворд по любой предложенной теме, представить и защитить их. Воспитывающие: развитие самостоятельности, внимательности, аккуратности, умение работать индивидуально по заданной теме. |
Оборудование |
Компьютер преподавателя, проектор. Рабочие станции учащихся. ОС Windows XP, Microsoft Office. |
Методические материалы |
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. |
Задача 1.
Создать тест по теме «Информатика» из 10 вопросов. При проверке за каждый верный ответ в тесте присваиваем 1 балл. Находим общую сумму баллов. При подведении итога за 10 баллов ставим оценку «Отлично-5», за 9 или 8 – оценку «Хорошо-4», за 7, 6, или 5 – оценку «Удовлетворительно-3», меньше 5 – «Неудовлетвотительно-2». На каждый вопрос предлагается три варианта ответов.
Методическая разработка.
- Открыть программу Excel
В ячейку А1 заносим заголовок «ТЕСТ ПО ТЕМЕ ИНФОРМАТИКА»
В ячейку А2 заносим «Номер вопроса», в ячейку В2 – «Вопрос», в ячейку С2 – «Выбери ответ». Столбцы В и С делаем достаточно широкими, чтобы поместился вопрос и ответ на него. Выделяем ячейки А1, В1 и С1 и щёлкаем по значку «объединить и поместить в центре»
Заголовок и шапку теста можно отформатировать. Затем заносим вопросы.
Рисунок1
Выделяем ячейку С3, в которой необходимо выбрать верный ответ на первый вопрос. В строке меню выбираем функцию Данные, в открывшемся меню Проверка…
Рисунок2
В открывшемся окне выбираем Тип данных – Список и в строке Источник через точку с запятой (;) перечисляем три варианта ответов. В конце точка с запятой не ставятся.
Рисунок3
Аналогично оформляем ответы на все десять вопросов.
- В столбец Е занесем верные ответы. В ячейку Е3 – 110011, в ячейку Е4 – Обе величины истина и.т.д. В столбце F проверим совпадение верных ответов и ответов, выбранных в тесте. Воспользуемся функцией ЕСЛИ. Делаем активной ячейку F3.
- Щёлкаем по значку f(x) – стандартные функции
- В открывшемся окне выбираем категорию Полный алфавитный перечень и функцию ЕСЛИ.
- В строке Логическое выражение сравниваем на равенство содержимое ячеек С3 и Е3 то есть заносим С3=Е3
- В строку Значение если истина – заносим 1, в строку Значение если ложь – заносим 0
Рисунок4
Скопируем функцию во все ячейки столбца F. Выделяем ячейку F3, устанавливаем курсор на нижний правый угол (он должен принять вид черного крестика), и не отпуская левой кнопки мыши, протягиваем курсор вниз по всем проверяемым ячейкам (до ячейки F12 включительно). В ячейке F13 найдем общую сумму баллов, щёлкнув по значку «автосумма». Таким образом, в ячейке F13 у нас будет находиться количество верных ответов, т. е. сумма баллов.
Внизу теста оформляем две надписи «Количество верных ответов» и «Ваша оценка»
Рисунок5
Создадим две макрокоманды. Первая будет выводить количество верных ответов и оценку, назовём её «Результат». Вторая макрокоманда будет очищать ячейки с ответами и выведенный результат, оценку и баллы, назовём её «Очистка». Выбираем в строке меню функцию Сервис. В открывшемся меню Макрос. В открывшейся таблице щёлкаем «Начать запись»
Рисунок6
В открывшемся окне в строку Имя макроса заносим с клавиатуры «Результат» и щёлкаем ОК
Делаем активной ячейку С14 и с клавиатуры заносим =F14, делаем активной ячейку С15 и с клавиатуры заносим формулу
=если(F14=10;”отлично-5”;если(F14>7;”Хорошо-4”;если(F14>4;”Удовлетворительно-3”;”Плохо-2”)))
Нажимаем клавишу ввода (Enter). В строке меню выбираем функцию Сервис, в открывшемся меню Макрос, в открывшемся дополнительном меню – Остановить запись. Вновь выбираем в строке меню функцию Сервис. В открывшемся меню Макрос. В открывшейся таблице щёлкаем «Начать запись». Даём имя макросе «Очистка». Выделяем ячейки с С3 по С15 и нажимаем клавишу Delete. В строке меню выбираем функцию Сервис, в открывшемся меню Макрос, в открывшемся дополнительном меню – Остановить запись. Осталось создать две кнопки. Выводим на дисплей панель «Формы» Выбираем в строке меню функцию Вид в открывшемся меню Панель инструментов, в появившейся таблице щёлкаем по строке Формы
Рисунок7
Выбираем в форме значок Кнопка и удерживая левую кнопку мыши рисуем кнопку внизу теста. В открывшемся окне «Назначить макрос объекту» выбираем макрос Результат и щёлкаем ОК
Рисунок8
Щёлкаем внутри кнопки мышью и даем ей имя Результат. Аналогично создаём вторую кнопку. Назначаем ей макрос «Очистка». Имя кнопке также даём Очистка. Скроем столбцы, в которых у нас занесены верные ответы. Выделим столбцы Е и F. В строке меню выбираем функцию Формат, в открывшемся меню Столбец, в открывшейся таблице Скрыть.
Задача 2.
Создать кроссворд по теме «Информатика» из 10 слов. При проверке за каждое верное слово в кроссворде присваиваем 1 балл. Находим общую сумму баллов. При подведении итога за 10 баллов ставим оценку «Отлично-5», за 9 или 8 – оценку «Хорошо-4», за 7, 6, или 5 – оценку «Удовлетворительно-3», меньше 5 – «Неудовлетвотительно-2».
Методическая разработка.
- Открыть программу Excel
Сделаем рабочую область удобной для составления кроссворда, для чего:
- Выделим её, щелкнув по ячейке, находящейся на пересечении имен строк и столбцов
- Выбираем функцию Формат-Столбец-Ширина
В открывшемся запросе укажем ширину 3
Рисунок9
Рисунок10
- Делаем активной, например ячейку D5 и заносим в неё номер первого слова то есть цифру 1 и затем заносим всё слово ( в одну ячейку одну букву)
Рисунок11
- Выделим это слово и отформатируем его. Установим размер шрифта – 14, жирный, проставим границы.
- Выделяем ячейку с номером слова (D5) и нажимаем правую кнопку мыши
Рисунок12
- В открывшемся меню выбираем Добавить примечание
- В открывшееся окно с клавиатуры заносим вопрос
Аналогично оформляем все 10 слов кроссворда
Рисунок13
Для подведения итогов сделаем столбцы АА и АВ пошире, чтобы в них поместились слова кроссворда.
- В столбец АА с клавиатуры заносим верные слова кроссворда. В ячейку АА1 слово компьютер, в ячейку АА2 слово процессор и т.д. В ячейку АА10 слово сеть.
Рисунок14
В столбце АВ необходимо отразить слова занесённые в кроссворд. Воспользуемся функцией СЦЕПИТЬ.
- Выделяем ячейку АВ1
- Щёлкаем по значку f(x) – стандартные функции
- В открывшемся окне выбираем категорию Полный алфавитный перечень и функцию СЦЕПИТЬ
- В открывшемся запросе в строке Текст1 через точку с запятой необходимо указать адреса ячеек в которых записано проверяемое слово. В нашем случае - это слово – компьютер.
Рисунок15
Рисунок16
Адреса можно вводить с клавиатуры, но удобней щелкать по нужной ячейке и её адрес отразится в строке Текст1. В конце точка с запятой не ставится. Указав все адреса щёлкнуть ОК. Слово, занесённое в кроссворд, отразится в ячейке АВ1. Аналогично проверяем все слова кроссворда. В столбце АС проверим совпадение верных слов (столбец АА) и слов занесенных в кроссворд, (столбец АВ). Воспользуемся функцией ЕСЛИ. Сделаем активной ячейку АС1. Щёлкаем f(x) и выбираем функцию ЕСЛИ. Откроется окно
Рисунок17
В строке логическое выражение надо сравнить на равенство ячейки АА1 и АВ1 то есть пишем:
АА1=АВ1 В строку Значение если истина – заносим 1, в строку Значение если ложь – заносим 0
Скопируем функцию во все ячейки столбца АС. Выделяем ячейку АС1, устанавливаем курсор на нижний правый угол (он должен принять вид черного крестика) и не отпуская левой кнопки мыши, протягиваем курсор вниз по всем проверяемым ячейкам (до ячейки АС10 включительно). В ячейке АС11 найдем общую сумму баллов. Итоги (количество верных слов и оценку) подводим аналогично Тесту. ПРИЛОЖЕНИЕ 2