Сегодня как в зарубежной так и отечественной школе активно и весьма успешно развивается и приобретает все большую популярность метод проектов.
В современных условиях под проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (индивидуально, в парах или группах) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Проектный подход применен к изучению любой школьной дисциплины, может быть реализован через урок, внеурочную и научно-практическую деятельность.
Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
В таком предмете как история, концепция самостоятельной работы учащихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов, позволяет по-новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, способствует осмыслению прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок исторических событий, развитию критического мышления учащихся. При этом метод проектов изменяет характер отношений педагога и школьника, позволяет учителю и ученику стать соавторами, коллегами или партнерами.
На сегодняшний день о проектной деятельности учащихся существует достаточно обширный информационный и методический материал. Вместе с тем, организация и проведение работы школьников над проектом является нелегким и далеким от совершенства делом.
В своей практике, организуя проектную деятельность ребят, я использую определенный алгоритм в виде технологической карты, разработанной мною несколько лет назад. В ней обозначены основные этапы работы учащихся над проектом, начиная от формулировки темы до создания «конечного продукта». В технологической карте обозначены такие основные этапы как:
- вводный этап: формулировка темы и вопросов исследования, распределение обязанностей (если работа групповая);
- поисково-исполнительский этап: сбор и систематизация материала;
- обобщающий этап: доработка и оформление работы (создание «конечного продукта»);
- заключительный этап: представление и защита работы;
На всех этапах работы над проектом учитель выступает для ребят в роли помощника и консультанта.
В основной школе темы проекта, которые, как правило не выходят за рамки учебной программы по истории и обществознанию, формулируются учителем. (например, «Школа разных лет» 5 кл., «Люди, события, памятники» 6 кл., «Портрет декабриста» 8 кл. и т.д.).
Проблема может быть заложена уже в названии самой темы или в тех вопросах, которые исследуются в рамках намеченной темы. Так, в 7 классе в ходе изучения раздела «Россия в 17 веке» в проекте был взят для исследования вопрос «Тишайший» царь Алексей Михайлович. Так ли это?». Каждая группа школьников искала ответ на него рассматривая внутреннюю и внешнюю политику царя.
Всему классу были предложены для изучения общие темы, которые ребята-руководители групп распределили между учащимися. В ходе работы над своей темой школьники собирали из различных источников информацию, иллюстративный материал, схемы, карты, составляли хронологические или сравнительные таблицы, выполняли творческие задания. Например, в теме «Освоение Сибири» ребята искали биографии землепроходцев, делали карты их путешествий, сочиняли странички из «дневника» участника этих экспедиций, а в теме «Народные движения» – писали сочинение от имени очевидца события или самих восставших. При этом ребята проявляли не только литературное творчество, но и выдумку при оформлении сочинения, превращая внешне листы работы в старинные, полуистлевшие.
Наиболее подготовленные ребята в своих группах
составляли сравнительную характеристику царя
Алексея Михайловича, опираясь на подобранные ими
труды отечественных историков разных лет.
В результате работы каждый учащий делал в
рамках своей темы самостоятельный, с
обоснованием вывод на главный вопрос
исследования.
Итоги работы каждая группа представляла на выбор в виде альбома, оформленного в стиле 17 века или слайд-фильма, или презентации. Здесь надо отметить, что сделать отчет – альбом пожелали немногие (хотя и тут были очень удачные работы). Большая часть групп предпочла последний вариант отчетности, но практически все презентации получились громоздкими, перегруженными информацией и не очень зрелищными.
Оценка работ школьников складывалась из отметки, которую выставляли друг другу ребята внутри группы и отметки учителя. Анализируя результаты данного проекта, я пришла к выводу о том, что необходимо серьезно поработать с учащимися над созданием слайд-фильмов и презентаций. Это доказали и результаты анкетирования среди учащихся, в которых ребята отдали предпочтение формам работы по истории, связанных с ИКТ. Поэтому совместно с учителем информатики мы составили для учащихся памятку «Как сделать презентацию», где был дан алгоритм ее создания и требования, которые к ней предъявляются по содержанию.
На следующий год в 8 классе, работая над темой о декабристах, учащиеся рассматривали следующие вопросы: «Восстание на Сенатской площади: упущенный шанс или обреченная попытка», «Декабристы – «дети 1812 года»?, «Социологический портрет декабристов», «Жены декабристов: подвиг или авантюра?», «Суд над декабристами: наказание или расправа?» и т.д. Задача школьников состояла в том, чтобы сформулировать свою точку зрения на проблему, исходя из разных позиций, заявленных в посвященной декабристам исторической литературе и публицистике.
Проект был нацелен, во-первых, на дальнейшее формирование интеллектуальных, познавательных и поисково-информационных умений учащихся, а во-вторых, давал начальные навыки проведения социологических исследований.
В ходе работы (проект носил групповой характер, хотя при этом выросло число учащиеся, кто предпочел работать индивидуально) ребята отобрали интересный информационный, иллюстративный материал, который стал основой для создания «конечного продукта» – слайд-фильмов «Портрет декабристов». Некоторые из них имели вполне достойный уровень, что позволило использовать их как учебные на уроках. Эти работы пополнили средства наглядности кабинета истории школы.
Более серьезная задача ставится в работе над проектами перед старшеклассниками. В старшей школе учитель выводит учащихся на исследовательский уровень, делая акцент на формировании не просто их познавательной активности, а познавательной самостоятельности. Так, в 10 классе мои ученики, работая над проектом по эпохе Петра I, должны были сделать критический анализ внутренней политики этого царя и ответить на вопрос «Петр I – «революционер на троне?». Итоговый урок истории, посвященный петровскому периоду, превратился в интересный диспут, где десятиклассники пытались аргументировано и обосновано доказать свой вывод по проблеме.
Еще одним опытом исследования стал для 10 класса проект по обществознанию «Толерантность – путь к пониманию». В рамках данного проекта мы с ребятами вышли на проблемы национальной толерантности в родном уральском регионе, в среде их сверстников, в собственной школе. Работа над ним позволила старшеклассникам сформулировать свою позицию в актуальных для современного российского общества вопросах, и поэтому способствовал дальнейшей социализации ребят.
Проект получил интересное практическое применение. Разработка его шла в рамках проводимого в нашей школе фестиваля «Народы Урала».Собранный материал о культуре, традициях, национальном костюме, кухне народов Урала был десятиклассниками творчески переработан и стал основой их конкурсного выступления на этом фестивале.
Практика организации проектной деятельности школьников связана не только с прикладными или информационными проектами. В 10-11 классе уровень сформированности интеллектуальных, познавательных, поисково-информационных и организационных умений отдельных старшеклассников позволяет перейти к работе над исследовательскими проектами. Работа с данными проектами более всего позволяет развивать познавательную самостоятельность на уровне каждого ученика, в соответствии с его личностным потенциалом.
В начале, при выборе темы проекта стараюсь нацелить учащихся на те, что, во-первых, выходят за рамки школьной программы, а во-вторых, носят и научный, и самостоятельный характер. Как показывает практика, интереснее получаются проекты, темы которых находятся на стыке предметов: история и обществознание «Суд присяжных: «за» и «против», истории и технологии «Из истории русского доспеха» («конечным продуктом» проекта стали кольчуга и пластинчатый доспех изготовленные ребятами на уроках технологии), истории и МХК «Русский классицизм в архитектуре Екатеринбурга» (его автор разработала экскурсионный маршрут и буклет по архитектурным памятникам XIX века в нашем городе).
Собственный опыт показал, что наибольший результат в организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся дает преемственность. Работа в течении 2-3 лет с учеником позволяет выстроить своеобразную траекторию формирования и развития его исследовательских умений и навыков, дает возможность, учителю увидеть их качественные изменения. Так, при разработке темы «Социологический портрет декабристов» перед ученицей 10 класса, имеющей достаточно высокий уровень подготовки, стояла задача проведения проблемно-ориентированного анализа литературы, выполнение которой у нее вызвало затруднения. Однако, через год при создании проекта «Суд присяжных: «за» и «против» в этом вопросе у выпускницы особых проблем не возникло. Кроме того, опыт социологического исследования, полученный в предыдущем проекте, позволил ученице в ее новой работе уже самостоятельно провести подобные исследования.
Для ученика в работе над любым проектом, а особенно над исследовательским, важна его внешняя оценка. Реализуя этот этап в организации проектной деятельности, я стараюсь использовать возможности моей школы: публичные защиты проектов в рамках предметной недели по истории, выступление на уроках (например, на истории в 5 кл. «Троянский конь: миф или реальность»), тематических классных часах (в 8кл. «Россия и терроризм: история и современность»), участие в краеведческих конкурсах через наш школьный музей («Дети Урала фронту» – победитель городского конкурса «Екатеринбург: путешествие в прошлое»). Кроме того, считаю необходимым участие ученических работ в различных турах НПК, где у ребят появляется возможность увидеть достижения своих сверстников. В течение шести лет мои ученики, представляя свои проекты на районных, городских и областных НПК, занимают призовые места или становятся лауреатами. Один из последних проектов «Из истории русского доспеха» стал призером всероссийского конкурса «Национальное достояние России». Все это повышает значимость работ учащихся, стимулирует их на дальнейшее исследования.
Таким образом, организация проектной деятельности учащихся способствует активизации их познавательного интереса к предмету, познавательной самостоятельности, формирует умения работать в любой образовательной ситуации, позволяет ученику убедиться в том, что знания, полученные в школе, имеют реальную ценность.